Грабежом средь бела дня можно назвать очередную инициативу Государственного таможенного комитета. Новые правила оформления ввозимых в Россию из-за рубежа автомобилей предписывают гражданам платить львиную долю пошлин авансом. Собрался пригнать машину - заплати и езжай спокойно. Ну а если передумаешь - твои проблемы. Что с воза упало, то пропало.
"Через Московскую западную таможню в этом году ввезли 8616 автомобилей, однако 4418 из них сегодня находится в розыске: к месту таможенного оформления они так и не доехали. По данным ГТК, в прошлом году в Россию ввезли около 150 тысяч машин. Поскольку в среднем растаможка каждого из них составляет около 3 тысяч долларов, государство должно было получить около 450 миллионов долларов. Однако каждое второе авто пролетело мимо бюджета. То есть, по самым скромным оценкам, казна недосчиталась 225 миллионов долларов.
Казалось бы, вот они - виновные. Сами таможенники, которые пропустили деньги сквозь пальцы. И правительство, задравшее ставки ввозных пошлин до небес. Знаете, сколько сегодня стоит растаможить новенькую иномарку? Практически две трети ее заводской стоимости. И при этом власть хочет, чтобы такие деньги ей честно платили!
Впрочем, по старой доброй традиции расплачиваться за неумение одних и жадность других опять придется нам с вами. Согласно вступившему в силу с 10 ноября приказу ГТК №741 потенциальным покупателям, выезжающим за границу за машиной, придется внести на депозит таможни по месту жительства примерно 80% от суммы ввозных сборов. Поскольку размер пошлин не менялся, за подержанную (свыше 3 лет) малолитражку нужно будет выложить порядка 1,5 тысячи евро, а за более мощную машину - от 3,5 тысячи евро.
У таможни есть и более демократичные предложения. Если не можешь заплатить "живьем" - нет проблем. Неси банковскую гарантию или поручительство некоего "третьего лица". Как удалось выяснить "МК", в ГТК таковым считают лишь свои склады временного хранения (места хранения нерастаможенного товара). Впрочем, вопрос, как простой гражданин может получить банковскую гарантию, таможенники тактично оставили без ответа. Мол, это уже не наши проблемы. Зато со складами временного хранения все предельно ясно.
Несколько лет назад в России практиковалась "серая" растаможка через штрафные стоянки. Куда владельцы отправляли только что ввезенные в страну автомобили, а через полгода выкупали их как "конфискат" за 30% стоимости (иногда эта процедура выполнялась лишь на бумаге). То же самое может повториться и со складами временного хранения - машины, купленные по их поручительству, поступят сюда и в случае, если их не растаможат по всем правилам, будут проданы как конфискат.
Теперь о деньгах. Если по каким-то причинам вы так и не обзаведетесь автомобилем, деньги вам вернут. Но не в евро по текущему курсу, а родными рублями. И далеко не сразу. Такая ситуация в свое время существовала со временным ввозом. Перед тем как въехать в страну на машине, вы должны были заплатить полную таможенную стоимость. И если вы не "обманули" государство и через год вернули авто на историческую родину, вам возвращали ваши денежки. Рубль в рубль. Такой вот беспроцентный кредит на фоне двукратной инфляции.
Но самое смешное - все эти нововведения можно с легкостью обойти и растаможивать автомобиль по старинке. Попросту, выезжая из страны, не надо признаваться, что едете за машиной. Это не преступление. А во время загранвояжа вы всегда сможете "передумать" и все же прикупить иномарку. Причем на последние деньги. Так что доплачивать на границе вам будет нечего. Но не пропустить вас на машине на родину никто не имеет права. Ведь автомобиль - ваша частная собственность. Вот наложить вето на эксплуатацию до уплаты таможенных сборов - пожалуйста. Только платить их вы будете у себя дома. А договориться с земляками всегда проще.
P.S. С момента введения этих правил в Россию по новой схеме не было ввезено ни одного автомобиля. "
14.11.2000
Наталья Шипицына, Юрий Кочергин Московский комсомолец