"Бывшему президенту «Русснефти» Михаилу Гуцериеву, обвиняемому в нетяжком преступлении — незаконном предпринимательстве, предъявлено второе обвинение – в «отмывании» средств. За легализацию незаконных доходов бизнесмену грозит от 10 до 15 лет тюрьмы. Следователи не исключают, что состав преступлений, инкриминируемых Гуцериеву, может быть изменен в ходе допроса, который возможен только в случае прилета предпринимателя в Россию. Однако, по данным «Росбалта», сам Гуцериев не намерен возвращаться в страну, пока уголовное дело в отношении него вообще не будет закрыто.
Интрига вокруг возможного возвращения Михаила Гуцериева в Россию возникла осенью прошлого года. Как тогда первым сообщил «Росбалт», с бывшего президента «Русснефти» были сняты обвинения по статье 199 УК РФ (неуплата налогов), также ему была изменена мера пресечения с ареста на подписку о невыезде. Предпринимателя сняли с международного розыска, информация о нем исчезла с сайта Интерпола.
Официально в МВД РФ говорили, что против Гуцериева остаются обвинения в преступлении средней тяжести — незаконном предпринимательстве (ч. 2 ст. 171 УК РФ), грозящем наказанием от штрафа до лишения свободы на срок до пяти лет. Однако, по информации агентства, состав преступлений, в совершении которых бизнесмену заочно предъявлены обвинения, гораздо более серьезный. Ему инкриминируется ч. 4 ст. 174-1 УК РФ («отмывание» средств в особо крупном размере, совершенное организованной группой). Данная статья УК РФ предусматривает наказание от 10 до 15 лет лишения свободы.
Аналогичные обвинения предъявлены и бывшему вице-президенту «Русснефти» Сергею Бахиру, который до сих пор числится в международном розыске и чьи данные размещены на сайте «Интерпола». По сведениям оперативников, Бахир сейчас находится на территории Азербайджана, а Гуцериев проживает в Англии.
«Гуцериеву и Бахиру действительно были предъявлены обвинения по ст. 174-1 УК РФ, — сообщил источник «Росбалта» в правоохранительных органах. — Что касается Гуцериева, то у следствия накопилось к нему много вопросов. Ответы на них можно получить только во время допроса, тогда, возможно, состав инкриминируемых сейчас преступлений будет изменен. Но Гуцериев на допросы не является, дело в отношении него и Бахира приостановлено в связи с розыском обвиняемых. Бахир продолжает оставаться в международном, а Гуцериев – в федеральном розыске».
По словам собеседника агентства, два обвинения тесно связаны друг с другом. По версии следствия, деньги, вырученные в результате незаконного предпринимательства (добычи нефти сверх установленных квот), потом «отмывались» и выводились за границу.
Перспективы увидеть на допросе Михаила Гуцериева у следователей весьма туманные. Как рассказал «Росбалту» источник из окружения бизнесмена, сам он возвращаться в Россию не намерен до тех пор, пока уголовное дело вообще не будет закрыто. В МВД РФ считают такое развитие событий невозможным. «По «делу Гуцериева» уже осуждены два человека, Виктор Курочкин и Игорь Еланский – они были приговорены по ст. 171 УК РФ к условным срокам и штрафам, — отметил собеседник агентства в правоохранительных органах. — Срок давности по данным обвинениям наступит в 2011 году, но на Гуцериева и Бахира это не распространяется: отсчет срока давности приостанавливается, если люди находятся в розыске».
Неприятности у бывшего президента «Русснефти» Михаила Гуцериева начались в конце 2006 года, когда на него было заведено уголовное дело. Согласно материалам Следственного комитета при МВД РФ, с 2003 по 2004 год руководство ОАО «Аганнефтегазгеология» (входит в «Русснефть») в нарушение лицензионного соглашения о поиске и добыче нефти и газа в пределах Рославльского лицензионного участка на территории Ханты-Мансийского автономного округа увеличило объем отбора нефти. «Доход от реализации нефти сверх норм, указанных в лицензионном соглашении, составил более 4 млрд 800 млн. рублей», — отмечено в материалах следствия.
Также, по данным МВД, в период с 2001 по 2005 год сотрудники ОАО «Ульяновскнефть» и ЗАО СП «Нафта-Ульяновск» (тоже «дочки» «Русснефти»), завысив установленные лицензиями квоты на право пользования недрами, осуществили незаконную предпринимательскую деятельность по добыче нефти, получив доход на сумму свыше 2 млн рублей.
«В период 2004-2005 годов руководители ОАО «НК «РуссНефть», используя при приобретении нефти подконтрольные им организации и завышая цену, уклонились от уплаты налога на добавленную стоимость, внося в соответствующие декларации заведомо ложные сведения о суммах вычетов указанного налога, что привело к непоступлению в бюджет 1,7 млрд рублей», — отмечается в материалах уголовного дела.
В феврале 2007 года Гуцериеву предъявили обвинения по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов). Тогда же с него была взята подписка о невыезде. 2 мая 2007 года СК при МВД инкриминировал бизнесмену еще и статью 171 УК РФ (незаконное предпринимательство). Аналогичные обвинения были предъявлены партнерам Гуцериева — Виктору Курочкину, Игорю Еланскому и Сергею Бахиру.
Как позже выяснилось, летом 2007 года Гуцериев уехал из России в Белоруссию, оттуда — в Турцию, а потом – в Англию. 24 августа 2007 года Тверской суд Москвы принял решение об объявлении бизнесмена в международный розыск, ему заочно была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. 20 сентября в розыск был объявлен и Сергей Бахир.
В декабре 2008 года Виктор Курочкин был признан судом виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, и приговорен к двум годам заключения условно. Одновременно было завершено расследование дела в отношении Игоря Еланского, который вернулся на территорию России. Он тоже был приговорен к условному сроку и штрафу.
29 июля 2008 года Генпрокуратура направила в Великобританию запрос на экстрадицию Гуцериева, но ответа на него так и не получила.
В 2009 году адвокатам бизнесмена удалось признать несостоятельной значительную часть налоговых претензий в Высшем арбитражном суде РФ, после чего с него было снято обвинение по ст. 199 УК РФ, был прекращен международный розыск Гуцериева.
Примечательно, что такое решение МВД РФ совпало с участившимися разговорами в политических кругах Северного Кавказа о желании президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова привлечь для изменения обстановки в республике персон, которые имеют серьезное влияние в этом регионе.
Одним из таких людей был Макшарип Аушев, который возглавлял оппозиционное движение во времена президентства Мурата Зязикова, а потом полностью поддержал Юнус-Бека Евкурова. Аушев был убит. По словам наших собеседников, знакомых с ситуацией, влияние Гуцериева в Ингушетии по-прежнему очень велико и его сотрудничество с Евкуровым могло бы серьезно помочь президенту республики.
В январе этого года Михаил Гуцериев вернул контроль над 100 % акций «Русснефти», которыми несколько лет управляли структуры Олега Дерипаски."