Вот что происходит за широкой спиной патриота и отца родного кемеровчан Амана Тулеева
"Кемеровская область живет на федеральные дотации, которыми Москва исправно пополняет местные бюджеты. При этом денег, как утверждает губернатор Тулеев, на решение проблем области не хватает. Зато вполне хватает на решение личных проблем отдельных кемеровских чиновников.
Начнем со списка. Руководитель федерального казначейства в Ленинске-Кузнецком Любовь Майер подозревается в махинациях с налоговыми освобождениями. Мэр города Белова Паршуков осужден за злоупотребление властью. Возбуждено уголовное дело в отношении главы администрации Промышленновского района Алексея Шмидта - нахимичил с деньгами, выделенными для переселения людей из ветхого жилья в новое, благоустроенное.
За последние три года органами Кемеровской областной прокуратуры расследовалось 15 уголовных дел, в которых фигурировали чиновники самого разного уровня: от глав районных администраций до вице-губернаторов. Они подозревались во взяточничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. Только четыре из них закончились приговором суда.
Герои этого материала вполне могут дополнить список кемеровских чиновников, успешно приватизировавших власть. Мэр, управляющий отделением Пенсионного фонда, вице-губернатор. Они занимают разные должности, но используют их одинаково. Чем для нас и интересны.
Налоговая амнистия
Мэр Междуреченска Щербаков стал героем скандальной хроники около года назад. Бывший генеральный директор ООО "Междуреченскторг" (преемник ОРСа) Владимир Котов обратился в прокуратуру с заявлением: давал взятки мэру Щербакову и его заместителю, председателю комитета по управлению муниципальным имуществом Зырянову в обмен на освобождения от налогов в местный бюджет.
Я встретился с Котовым в гостиничном номере.
- Как же вы давали взятки? - поинтересовался я.
- Регулярно раз в месяц приходил к мэру в кабинет и отдавал конверт с деньгами. По 3 млн. рублей. Всего передал ему без малого 40 млн. Тогда это были немалые деньги.
- У вас была "черная" касса?
- Нет. В 1996 году Щербаков потребовал, чтобы я ежемесячно выплачивал ему и Зырянову такую же сумму, какую получал сам. Пришлось оформить государственных чиновников на подставных лиц - Михайлова и Прохорова. Это реальные люди, хорошие знакомые мэра и его зама. Но они никогда не расписывались ни в ведомости, ни в расходных кассовых ордерах. Это делали Щербаков и Зырянов. У Щербакова в столе лежала бумага с образцом подписи. Глядя на нее, мэр расписывался в документах. То же самое делал и Зырянов.
Забегая вперед, замечу: эксперты Волгоградского юридического института МВД РФ провели почерковедческую экспертизу подписей на нескольких расходных кассовых ордерах и пришли к выводу - подписи выполнены не Михайловым, не Зыряновым, не Котовым, а, вероятно, Щербаковым. Более определенными эксперты были в оценке подписи Прохорова: ее сделал Зырянов.
- Почему вы решили раскрыть тайну, которую все это время тщательно скрывали?
- У меня не оставалось иного выхода, - сказал Котов. - Щербаков с компанией решили отнять то, что я с коллективом так долго и упорно создавали. После приватизации ОРС остался практически без магазинов, с гигантскими пустыми складами, приносившими одни убытки. Я организовал там три рынка. Мы начали зарабатывать деньги. В перспективе рынки обещали давать приличный доход. Мои компаньоны, Щербаков и Зырянов, поняли это и решили отнять лакомый кусок.
- Нынешнее руководство "Междуреченскторга" предоставило мне справку: при вас торг нес убытки.
- При мне общая сумма долгов составила 11 млн. рублей. Сегодня она достигла 20 млн.
- Откуда у вас эта цифра?
- Из местного банка, где открыт счет "Междуреченскторга".
- Мне показали еще один документ: ежемесячную выручку продовольственно-промышленного и мясного рынков. Как только вас сместили, выручка резко возросла. Полагают, вы сдавали не все деньги в кассу.
- Чтобы привлечь людей на только что открытые рынки, мы установили мизерные расценки за торговое место. Об этом нас просил и мэр города. Ведь если бы мы расценки увеличили, это сразу сказалось бы на стоимости продуктов. Новое руководство расценки резко увеличило - отсюда и увеличение выручки. Но в то же время подскочили и цены на продукты.
- На какую сумму Щербаков и Зырянов освободили ваше предприятие от налогов?
- Только в 1996 - 1997 годах - более чем на миллион деноминированных рублей.
Один из учредителей "Междуреченскторга" - фирма "Багомес". И вот любопытная деталь. Волгоградские эксперты установили, что в протоколе собрания учредителей АО "Багомес" подпись выполнена не одним из учредителей, Башкатовым, а... мэром Щербаковым. Башкатов же - тесть мэра. Подпись в учредительном документе, возможно, говорит о том, кто истинный владелец 20 процентов акций АО.
Еще одно, связанное с семейством мэра, предприятие - ООО "Умит". Часть акций этого общества принадлежит все тому же тестю мэра. В учредительных документах "Умита" напротив фамилии учредителя Башкатова правоохранительные органы обнаружили подпись, поразительно похожую на подпись супруги мэра Щербакова.
Как установила финансовая ревизия, "Умит" незаконно получало из рук главы администрации освобождения от уплаты налогов в местный бюджет.
Междуреченск - город небольшой. Здесь все про всех знают. Например, таксист, подвозивший меня к магазину "Юбилейный", назвал его Щербаковским. Видимо, потому, что "Юбилейный" - один из крупнейших магазинов города, входящих в ООО "Умит".
Скромная зарплата государственного служащего и жизнь на широкую ногу - разве это скроешь? В городе прекрасно осведомлены о том, как мэр расширил квартиру и сколько казенных денег истратил на ее ремонт, как в результате ловкой операции преподнес еще одну квартиру дочери, как год назад, когда нечем было платить зарплату учителям и врачам, на бюджетные деньги для служебного пользования купил дорогостоящий джип.
Щербаков не самый богатый человек в Междуреченске. Тем не менее, насколько мне удалось выяснить, на его рублевых и валютных счетах в банках города еще до недавнего времени хранились немалые деньги - оборот составил миллион деноминированных рублей. Интересовалась ли налоговая полиция, из каких источников мэр накопил сумму, которая для большинства жителей Междуреченска - за пределами их воображения?
А вот как, используя свои властные полномочия, мэр ловко вывернулся из финансового кризиса, разразившегося в августе 1998 года. В Междуреченском филиале Кузбасспромбанка Щербаков хранил 10 тыс. долларов. После объявленного дефолта банк оказался не в состоянии расплатиться с вкладчиками. Что делает мэр? Заключает договор уступки с ЗАО "Углеметкооперация". Теперь банк обязан вернуть 10 тыс. долларов не Щербакову, а ЗАО. С "Углеметкооперацией" он рассчитывается векселями, а "Углеметкооперация" с Щербаковым - "живыми" деньгами.
Я попытался встретиться с мэром Междуреченска, но тот от встречи уклонился: уголовное дело-де в отношении него в связи с заявлением Котова прекращено, а потому и говорить не о чем.
Действительно, давний приятель Щербакова Халезин, с которым они когда-то вместе работали в обкоме КПСС, возглавил областную прокуратуру. Он-то и прекратил уголовное дело. Оказалось, незаконно. Генпрокуратура отменила постановление и поручила расследование своему сотруднику.
"Пенсионный" тариф
Какие средства недополучил бюджет и какие, соответственно, получил мэр Междуреченска, надеюсь, установит суд. А вот в какую сумму можно оценить ущерб от деятельности другого кемеровского чиновника, управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области Виктора Старикова, уже ясно. На 117 млн. рублей он незаконно списал долг предприятиям Кузбасского отделения железной дороги в федеральный Пенсионный фонд. Чиновник проявил великодушие ровно в тот момент, когда задолженность предприятий области перед фондом день ото дня росла.
Уголовное дело в отношении Старикова возбудили в связи с куда меньшим прегрешением. Он незаконно списал с предприятий Тайгинского подотдела Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги 22 млн. рублей. Это пеня, которая набежала на основной долг - в 16 млн. рублей.
Стариков направил руководству Западно-Сибирской дороги письмо, в котором сообщил: за железную дорогу с Пенсионным фондом рассчиталась новосибирская фирма "Сибавтотранс". Разумеется, дорога вернула автомобилистам долг - льготными железнодорожными тарифами.
Позже выяснилось: в Пенсионный фонд за железнодорожников денег никто не вносил. А "Сибавтотранс" тем не менее успешно перепродавал льготные тарифы на те самые 117 млн. рублей, на которые Пенсионный фонд освободил Кузбасское отделение дороги от уплаты пени.
Правоохранительные органы, расследующие дело управляющего отделением Пенсионного фонда, подозревают, что доброта Старикова с освобождением железнодорожников от пени далеко не бескорыстна, а за махинации в пользу "Сибавтотранса" он в благодарность от новосибирской фирмы получил японский автомобиль.
"Пенсионный" чиновник вряд ли чувствовал себя преступником, задумывая свою нехитрую комбинацию. Таковы нравы. Подтверждением тому куда более масштабная махинация, придуманная кемеровским вице-губернатором.
Загадка "Белона"
Редакция располагает двумя письмами генерального директора ОАО "КОКС" Дьякова, адресованными руководству Кемеровской области.
Оценивая ситуацию с поставками на металлургические заводы кокса, Дьяков полагает, что коксовое производство будет испытывать острую нехватку угля. А следовательно, некоторые заводы могут оказаться на грани остановки.
Эта проблема могла бы не коснуться Кемеровской области: здесь и свой уголь, и коксовое производство, и металлургические предприятия. К сожалению, как вытекает из письма Дьякова, этот комплекс в области не работает. В частности, из-за того, что ОАО "КОКС" поставлено в чрезвычайно сложное положение: 70 процентов угля оно получает от угольной компании "Кузбассуголь". Монополист диктует условия, выгодные для себя и разорительные для партнера. Например, в конце прошлого года угольная компания вынудила "КОКС" изменить схему поставок - получать уголь не напрямую, а через посредника - Торговый дом "Кузбассуголь". Уставной капитал этого дома - всего 100 тыс. рублей, и принадлежит он частной новосибирской фирме "Белон". (Запомним это название!)
Если исходить из интересов области, то включение в схему посредника - нонсенс. Из-за него стоимость концентрата возросла на 25 процентов! При этом следует иметь в виду, замечает Дьяков, фирма "Белон" покупает уголь на 20 процентов дешевле других покупателей.
"КОКС", чтобы защитить свои интересы, решил стать акционером самой угольной компании "Кузбассуголь". Совету директоров предприятия стало известно, что администрация области, владеющая 16,2 процента акций "Кузбассугля", намерена продать их. Справедливо полагая, что пакет выставят на открытые торги, "КОКС" решил принять в них участие, о чем официально уведомил администрацию области.
И что же? Неожиданно выяснилось, что администрация уже продала акции. Причем без всякого конкурса, тайно, за 100 млн. рублей уже известной фирме "Белон"! В то время как за тот же пакет акций "КОКС" готов был выложить вдвое больше.
Интересная деталь: когда 16-процентный пакет приобрести не удалось и "КОКС" через брокерскую фирму "Горизонт" стал скупать акции "Кузбассугля" и входящих в нее шахт, неизвестные подстерегли директора брокерской фирмы и жестоко избили его.
Обращаясь с письмами к руководству Кузбасса, генеральный директор коксохимического предприятия предлагал восстановить справедливость и провести честный конкурс с продажей 16 процентов акций. Увы, его письма оказались гласом вопиющего в пустыне. Да и как проведешь новый конкурс, если акций и след простыл - "Белон" продал их другим компаниям.
Тут самое время назвать героя этой аферы. Организовал продажу акций первый заместитель губернатора области Валентин Мазикин. Он же акционер ОАО "Белон", член совета директоров этой фирмы, председатель совета директоров ОАО "УК "Кузбассуголь".
Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев любит метать громы и молнии в сторону Москвы. Центр, говорит он, не думает о регионах, обделяет вниманием и деньгами. Его постоянные требования к центру: списать старые долги и дать новых денег. Иначе, не упускает случая припугнуть Тулеев, шахтеры снова могут перекрыть Транссиб.
Для тех, кто не знает. Кузбасс по уровню экономического развития - один из ведущих регионов страны. Он обладает крупнейшим в мире эксплуатируемым угольным бассейном, мощнейшей металлургической базой федерального значения. Большинство российских регионов о такой ресурсной базе могут только мечтать. Кузбасс вполне мог бы кормить и себя, и страну, считают в Министерстве финансов РФ, но сегодня он один из крупнейших нахлебников федерального бюджета.
Если посчитать полный баланс финансовых потоков между федеральным бюджетом и Кемеровской областью, то окажется, что Кузбасс, несмотря на свой мощный экономический потенциал, - типичный "реципиент".
Что же мешает губернатору Тулееву и его области использовать возможности региона? Происки центра? Или все-таки нравы местных чиновников, которые, фактически приватизировав власть, поставили ее на службу не столько общественным, сколько личным интересам.
Кемеровская область
Журналистское расследование подготовлено при поддержке программы "Чистые перья"
Программа "Чистые перья" направлена на внедрение в практику российских СМИ стандартов, которые должны соблюдаться при подготовке журналистских расследований, в том числе недопустимость использовпания информации из одного источника, обязательный учет мнений "второй стороны" и позиций всех заинтересованных лиц.
Следуя правилу предоставлять все точки зрения, программа "Чистые перья" перед тем, как рекомендовать журналистское расследование Игоря Королькова к публикации, направила полный текст его статьи в четыре адреса: губернатору Кемеровской области Аману Тулееву, его первому заместителю Валентину Мазикину, главе г. Междуреченска Сергею Щербакову и управляющему отделением Пенсионного фонда в Кемеровской области Виктору Старикову.
К условленному сроку ответ получили лишь от главы г. Междуреченска Щербакова. Правда, пришел ответ и от руководителя пресс-службы администрации Кемеровской области Черемнова. Но, по нашим правилам, мнение пресс-секретаря не может заменить ответа губернатора или его заместителя, которые персонально названы в статье. А потому обнародовать личную точку зрения Черемнова мы не намерены. Тем более что его ответ не касается конкретных фактов, о которых идет речь в расследовании, а представляет собой хорошее публицистическое упражнение, изложенное в назидательной и агрессивной манере.
Аргументы же главы г. Междуреченска Щербакова, как это и предусмотрено правилами программы "Чистые руки", публикуем практически полностью, лишь с незначительными сокращениями общих рассуждений.
Расследование Королькова полностью соответствует критериям программы "Чистые перья": материал основан на документах, изложен с соблюдением журналистской этики, и мы рекомендуем его к публикации.
Валерий Руднев, эксперт программы "Чистые перья"
"Глубоко разделяю принципы, заложенные в реализацию программы "Чистые перья". В то же время считаю, что материал Игоря Королькова носит тенденциозный, откровенно заказной характер. Причина появления этого материала понятна. Очень уж многим не нравится деятельность губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, направленная на вывод региона из кризиса и защиту интересов простых людей.
Чтобы всем было понятно, сразу скажу, что в отношении меня как главы города было возбуждено не одно, целых три уголовных дела:
первое - по заявлению г-на Котова о незаконном предоставлении ООО "Междуреченскторг" льгот по платежам в городской бюджет; второе - о "незаконной" покупке дорогостоящего автомобиля для служебного пользования главы города; третье- по заявлению г-на Котова о даче им взяток главе города на сумму 40 млн. рублей (неденоминированных).
Все уголовные делам были прекращены Кемеровской областной прокуратурой ввиду отсутствия состава преступления. Причем по первому и третьему делам мне даже не было предъявлено обвинение, по ним я проходил свидетелем.
Действительно, в настоящее время в порядке надзора Генеральной прокуратурой одно из дел (третье - по так называемым взяткам Котова) направлено на дополнительное расследование, срок которого заканчивается в ближайшее время. По завершении этого расследования вам будет предоставлена соответствующая информация.
Что же касается предоставления льгот, покупки машины и других "фактов", изложенных в статье г-на Королькова, то решения о прекращении этих дел оставлены Генпрокуратурой в силе, т.к. следствием доказано, что глава действовал в соответствии с законодательством о бюджете и налогах.
Все заявления Котова В.М., Шевалье М.М. и других подвергались тщательной проверке в течение полутора лет. Контрольно-ревизионным управлением Минфина, в рамках следствия, проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности администрации за последние пять лет, по итогам которой ни один из этих фактов незаконной деятельности не нашел подтверждения.
В действительности ООО "Умит" не имеет никакого отношения к главе города. Это не более чем сплетня. Гражданин Башкатов тоже не является учредителем данного предприятия (справку - прилагаю). О законности предоставления льгот ООО "Умит" и "Междуреченскторгу" свидетельствуют заключения налоговой инспекции, прокуратуры, КРУ Минфина.
Спасибо за возможность высказать свое мнение. Надеюсь, что наряду с мнением журналиста будет опубликована и моя точка зрения. Приложение: на 5 листах.
Глава города Междуреченска С. Ф. Щербаков".
От редакции: Мы изучили аргументы главы администрации, документы, присланные им, сравнили их с документами, имеющимися у редакции, и пришли к выводу: несмотря на то что мэр Междуреченска оспаривает как статью в целом, так и ее отдельные положения, расследование журналиста убедительно и доказательно. Например, в досье автора справка, составленная и.о. руководителя налоговой инспекции по г. Междуреченску советником налоговой службы 2-го ранга Т. Трубецкой, а также другие документы, в которых перечисляются незаконно предоставляемые мэром города льготы "Междуреченскторгу" и "Умиту".
В досье "МН" имеется также документ, подтверждающий, что тесть мэра Междуреченска Башкатов - один из учредителей фирмы "Умит". "