Испанский суд стал источником черного пиара в борьбе с Кремлем
"Испанские журналисты назвали подсудимого – русского криминального авторитета - правой рукой могущественного оружейного барона, «торговцем смертью», имеющего связи среди высокопоставленных лиц в политике и бизнесе России. Оказалось, очень удобный персонаж для использования в международной информационной войне. Речь идет о Геннадии Петрове, которого поначалу причисляли к лидерам тамбовско-малышевской преступной группировки. Напомним: 13 июня 2008 г. испанская полиция блокировала виллу авторитетного бизнесмена из России Геннадия Петрова, расположенную в курортной Малаге. За два предыдущих года полиции удалось найти более 500 банковских счетов, которые Петров якобы использовал для отмывания денег, заработанных преступным путем. На счетах было арестовано ?12 млн. За несколько дней до этого из Испании в США был экстрадирован известный торговец оружием, сириец по происхождению Монзир аль-Кассар. Сириец вел нарочито роскошный образ жизни, за что получил прозвище "принц Марбельи". Журналисты, ссылаясь на анонимные источники в полиции, утверждали, что Петрова и аль-Кассара связывали общие дела по организации поставок оружия из стран восточной Европы. Сейчас в общем-то заурядное уголовное дело пытаются представить как политический скандал мирового масштаба, очередной «путингейт». Любопытно «разобрать по косточкам» технологию разворачивания информационной атаки, кампании с применением черного пиара, типичной в своей неуклюжести. Итак, интрига держится на утверждении корреспондента газета El Pais Луиса Гомеса, что Петров связан с министром обороны РФ Анатолием Сердюковым, а также в конце 90-х поддерживал отношения с Владимиром Путиным. На главные вопрос об источнике, носителе информационной бомбы, Гомес отвечает, мягко выражаясь, уклончиво-путано: «Исходя из общего правила, мы говорим, что это источник, близкий к расследованию – из полиции, правосудия». К словам испанского журналиста можно было отнестись всерьез, если бы, например, поводом для кровавой многолетней войны в Ираке не стали утверждения, сделанные от лица разного рода анонимных структур и лиц, что диктатор Хусейн собирается применить несуществующее биологическое оружие. В России след Петрова взяла «Новая газета», из номера в номер печатавшая материалы испанского суда. Публикации поддерживались грантами международной журналистской организации Organized Crime and Corruption Reporting Project. Это организация (каких на Западе – десятки) объединяет журналистов Восточной Европы: Центр расследовательской журналистики (Сараево), Румынский центр расследовательской журналистики, Болгарский центр расследовательской журналистики, Media Focus, Кавказский центр журналистских расследований. «Новая газета», известная своим «антипутинизмом» еще с конца 90-х, со времен экстравагантного пиар-сериала «ФСБ взорвала Россию», с жаром подхватила тему, обеспечивая легальную поддержку информационной атаке. Подводную часть пиаровского айсберга составили известные, мало известные и известные двум-трем людям Интернет-ресурсы. Пройдемся вдоль одной «сюжетной линии». Например, 8 ноября с. г. на некоем сайте «Глобальная инициатива» размещается «письмо в форме статьи», как говорится в редакционном вступлении, «от анонимного автора из Москвы» (первый ляп: если автор анонимный, то как может быть известным его местожительство?) Информационным поводом этого «письма-статья» объявляется День военного разведчика (5 ноября), а ее содержанием становится свалка больших и маленьких нелепостей. Нет смысла заниматься их опровержением, достаточно будет сказать, что публикация выполнена в стиле шпионского фэнтези, или суворовского романа «Ледокол». Текст, несомненно, «слеплен» из того расчета, что значительная часть читателей отдает предпочтение красоте и захватывающему полету фантазии, а не достоверности информации. На следующий день, 9 ноября, «туфта» размещается на сайте Forum.msk, немногим более посещаемом ресурсе российской оппозиции. А еще через два дня «письмо» перекочевывает на главный сливной сайт Рунета и приобретает завершенный вид, получив ссылки на всевозможные газеты и сайты. Далее - новый виток. 16 ноября в «Новой газете» публикуется очередное «расследование» папок испанского суда, а через неделю, 23 ноября, на главном сливном сайте Рунета – через «сайт-прокладку» - размещается очередное шпионское фэнтези, сделанное на основании публикаций во «влиятельной» эстонской «Нарвской газете». На этом этапе информационной войны становится понятной цель ее заказчика. В статейке «компетентно» преподносится вывод: «Дмитрий Медведев на самом деле пытается перехватить власть у Владимира Путина. Если против российского премьера, в конце концов, будут выдвинут обвинения, то отстранение его от управления страной уже не будет казаться чем-то фантастическим». И этот «вывод» - главный «ляп» черных пиарщиков. «Умный» политтехнолог, «ненавязчиво» указавший на заказчика информационный войны, действует устаревшими методами избирательной кампании президент-96. Подытоживая, набросаем схему информационной атаки с применением технологий черного пиара. Итак, испанский журналист в целях саморекламы запускает информационную утку, что вообще-то типично как для западных, так и для российских масс-медиа. «Некто», заказчик пиар-кампании, решает воспользоваться этой «уткой» в своих целях. Цель - Путин и, соответственно, его окружение и назначенцы. «Некто» - человек, похоже, жадный, поскольку на проведение кампании выделяется всего несколько десятков тысяч долларов. В эту сумму входят услуги профессионального журналиста (одного?) и размещение весело состряпанных текстов на малоизвестных сайтах (100-200 долларов), на главном сливном сайте Рунета (1000 долларов) и в ряде совсем не влиятельных газет (1000 долларов). Рассчитав таким образом стоимость общественного мнения в России, «Некто» хочет, во-первых, смертельно рассорить Владимира Владимировича с Дмитрием Анатольевичем и, во-вторых, свести какие-то старые счеты с Путиным. Не являясь поклонником ни Медведева, ни Путина, тем не менее, считаю поставленную цель наивной - по меньшей мере. "