"В марте 2008 г. Виктор Бут, прозванный западными газетчиками «Торговцем смертью», был арестован в Бангкоке по запросу США. Бута подозревали в незаконных поставках оружия. США требовали его экстрадиции, обвиняя россиянина в том, что он, якобы «согласился обеспечить РВСК (колумбийские мятежники) оружием, стоимость которого оценивается в миллионы долларов, для использования его, помимо прочих целей, для убийства американских граждан в Колумбии». 13 июня 2008 г. испанская полиция блокировала виллу авторитетного бизнесмена из России Геннадия Петрова, расположенную в курортной Малаге. За два предыдущих года полиции удалось найти более 500 банковских счетов, которые Петров якобы использовал для отмывания денег, заработанных преступным путем. На счетах было арестовано ?12 млн. За несколько дней до этого из Испании в США был экстрадирован известный торговец оружием, сириец по происхождению Монзир аль-Кассар. Сириец вел нарочито роскошный образ жизни, за что получил прозвище "принц Марбельи". В полиции утверждали, что Петрова и аль-Кассара связывали общие дела по организации поставок оружия из стран восточной Европы. 24 февраля 2009 г. Монзир аль-Кассар был приговорен во вторник федеральным судом Манхэттена к 30 годам заключения. 11 февраля 2009 г. французская прокуратура обвинила израильского бизнесмена Аркадия Гайдамака в нарушении эмбарго на поставку оружия в Анголу. Вместе с ним находился под следствием сын экс-президента Франции Франсуа Миттерана Жан-Кристоф. 26 февраля 2009 г. Гайдамак заявил, что собирается подать официальное прошение о предоставлении ему гражданства РФ. 27 октября 2009 г. Исправительный суд Парижа признал Гайдамака виновным в «организации незаконных поставок оружия в Анголу в период с 1993 по 1998 год» и заочно приговорил к шести годам лишения свободы. Сам приговоренный прячется то ли на Украине, то ли в России, то ли в Казахстане…
«Торговля смертью» - побочный промысел для этой прослойки международных авантюристов, которых можно пересчитать по пальцам обеих рук. В поисках легкой добычи они обшаривают укромные уголки планеты, откуда исходит едва уловимый аромат больших денег. Главное их дело – посредничество во всех сферах тайной политики. Их можно назвать политическими сводниками, или международными «достань-принеси». Особенно востребованными они оказались при выкупе заложников, захваченных боевиками и террористами. У этих людей поразительно сходные биографии, невзирая на разницу национальностей, образований, идеологических пристрастий и возрастов. Интересно сравнить Гайдамака и Бута, представителей разных поколений. Гражданин Франции, Канады, Анголы и Израиля Гайдамак родился в Москве, в 1972-м репатриировался в Израиль. В 1973 г. переехал во Францию, где в 1976-м создал переводческое бюро, обслуживавшее советские дипломатические миссии по всему миру. Работа заурядным переводчиком со временем переросла в посредничество на самом высоком политическом уровне. В эпохи глобальных кризисов как никогда востребованными становятся ловкие толмачи, «тайные советники», «оруженосцы», далекие от идеалов прекраснодушного Дон Кихота. Когда с мировой политической карты исчез СССР, борьба за колонии, и, прежде всего, за богатейшую алмазно-нефтяную Анголу вспыхнула с новой силой. В 1993-м включилось старые связи, и Гайдамак назначается советником министерства иностранных дел Анголы. С его помощью возобновляется поток - ставшей к тому времени российской - военной техники. Другой «торговец смертью» Виктор Бут первые шаги в своем ремесле совершал похожим образом. В 1991-м он окончил Военный институт иностранных языков в Москве (свободно говорит на шести языках - фарси, кхоса, зулусском, английском, французском и португальском). Новоиспеченный военный переводчик сразу был откомандирован в Анголу, в штаб сил по поддержанию мира. «Раскручивался» Бут на удивление недолго… В 1996 г. впервые услышал о Буте консультант ООН бельгиец Йохан Пелеман: «Отслеживая пути поставок оружия группировкам руандийских хуту после геноцида в Руанде, унесшего свыше миллиона жизней в 1994 году, мы узнали о существовании Бута. Два года спустя, в 1996-м, хуту хлынули в Конго, и мы пытались выяснить, кто их вооружает. Проблема в том, что самолеты, которыми оперировал Виктор Бут, не были зарегистрированы в Бельгии – они только базировались там, а по документам проходили как либерийские». Наблюдатели ООН обвиняют Бута в снабжении оружием антиправительственных группировок Анголы, Сьерра-Леоне, известно, что Бут причастен к операциям в Камеруне, Конго, Гвинее, Кении, Ливии, Руанде, ЮАР, Судане, Свазиленде, Лесото и Уганде. В 1998 г. Бут был «дорогим» гостем на свадьбе короля Свазиленда Мсвати III. Русский «бой» преподнес молодоженам старинный серебряный подсвечник за пять тысяч долларов. (Бусы ушли в далекое прошлое).
ПМЖ - тюрьма Французский суд «вкатил» Гайдамаку 6 лет, несмотря на то, что правительство Франции наградило своего ветреного гражданина орденами «За заслуги» и «Сельскохозяйственных заслуг». Первая награда была присвоена за посредничество в освобождении экипажа французского самолета, сбитого сербами в Боснии. Гайдамак начинал операцию через генерала ФСБ Михаила Барсукова, а успешно завершал с помощью мешка с 500-тысячами долларов. И напрасно Гайдамак уверял французского прокурора, что он был всего-навсего «нефтяным трейдером» и «по просьбе Луанды лишь переводил деньги за ангольскую нефть российскому правительству, продававшему оружие». Первым платит по счетам посредник, которого сразу отстреливают, как тепловые ракеты при первой опасности. И Бут терпит лишения по той же самой причине. Абсолютно права супруга «оружейных дел мастера» - Алла Бут, заявившая, что «муж стал заложником противостояния России и США». Эта женщина справедливо заслуживает сочувствия. Отношения двух политических слонов – РФ и США – претерпевают «перезагрузку». Карта мира в очередной раз перекроена. Стингеры и «калашниковы», алмазы и прочее, чем так богат «африканский край», отошли на задний план. Боюсь, о судьбе нескольких людей, еще вчера входивших в кабинеты высоких чиновников, сегодня постараются забыть как можно скорее. Чтобы вспомнить завтра, когда где-то на далеком континенте вновь схлестнутся интересы великих держав. Но до этого «завтра» им придется доживать в неволе, что, впрочем, является обратной стороной их профессии.