Михаил Черный: «Я доказал во многих судах мира, что миф об «алюминиевых войнах» - во многом «черный пиар» и, во всяком случае, не имеет ко мне никакого отношения».
"Информационное агентство «Stringer.ru» опубликовало эксклюзивное интервью Виталия Аминова с «отцом российской алюминиевой промышленности» Михаилом Черным. С 1993 года он живет в Израиле, но бывшие коллеги по бизнесу до сих пор не дают ему покоя:
СЛУЖБА «А» И «ПОСЛЕДНИЙ КОВБОЙ»
В последнее время владелец "Русала" Олег Дерипаска вновь оказался в центре внимания СМИ. Всплыла история его секретного визита в США не то для беседы, не то для допроса в ФБР, которое не посчиталось с отменой визы русского олигарха госдепартаментом. Внутри России немалый шум вызвали угрозы журналистам со стороны его юристов. Это наслоилось на расследование против него в Испании в связи с отмыванием денег, выход "Русала" на гонконгскую и парижскую биржи, попытки реструктурировать астрономический долг компании в 20 млрд. долл.
Во всех этих эпизодах важным фактором – иногда скрываемым, а иногда открытым, является фигура бывшего партнера Дерипаски, которого часто называют отцом российской алюминиевой промышленности – Михаила ЧЕРНОГО.
Виталий АМИНОВ разыскал М. Черного в Израиле для эксклюзивного интервью.
- Высший Суд в Лондоне, в который вы подали иск против Дерипаски, требуя возмещение стоимости ваших 20% акций "Русала", вынес в июле с.г. решение, отклонившего апелляцию Дерипаски о юрисдикции. Остался суд последней инстанции – однако эксперты уверены, что он подтвердит вердикт Высшего Суда и процесс начнется в Лондоне в 2010 году. Вы довольны подобным развитием событий?
- Я рад, что английский суд подтвердил свою международную репутацию наиболее объективного и беспристрастного форума. Судья, кстати, с удивлением сказал защитникам Дерипаски: зачем тратить столько сил и денег, предоставлять горы документов, чтобы отбиться от английской юрисдикции и настоять на российской? Не легче ли придти на суд - если вы уверены, что ничего не должны. Если ваш клиент утверждает, что у него нет влияния на российский суд, и Черному не грозит в России убийство или выдуманное уголовное дело, то почему так настаивать на российской юрисдикции? Придите на нейтральный форум, в Лондоне, и решите вопрос.
- Вы не отвергаете возможность договориться вне суда с вашим бывшим партнером?
- Это был бы самый разумный шаг для него самого, и я готов к предложениям. К сожалению, пока всё говорит о том, что он продолжает бороться грязными методами, надеясь запугать меня. На суде мои адвокаты продемонстрировали улики того, что его группа планировала завести против меня какое-нибудь – любое! - уголовное дело в России, чтобы я «отстал». Прикормленные Дерипаской депутаты Госдумы подыскивали повод: то пытались пристегнуть меня к убийству зампреда Центробанка Козлова – там, слава Богу, арестовали убийц - то к фальшивым авизо начала 1990-х, хотя тогда и Генпрокуратура, и Минюст, и МВД дали заключения, что я к этим делам не имею никакого отношения. Теперь на апелляции в Лондоне адвокат Дерипаски пытался тот заговор отрицать, но в день слушаний меня вызвали на допрос в израильскую полицию – по запросу Москвы – как подозреваемого в деле пресловутых авизо и якобы связанном с ними убийстве Яфясова! За этим делом – давняя история.
Напомню: я доказал во многих судах мира, что миф об «алюминиевых войнах» - во многом «черный пиар» и, во всяком случае, не имеет ко мне никакого отношения. Я уехал на Запад в 1993 г. и с тех пор не посещал Россию. Компаниями, в которых я оставался акционером, в частности – «СибАлом», а затем «РусАлом», рулил по согласию всех партнеров Дерипаска. Когда я, находясь в Израиле, читал в газетах об убийствах, которые журналисты приписывали к «алюминиевым войнам», я звонил Олегу, или спрашивал его, когда мы встречались заграницей, имеет ли всё это отношение к нашему бизнесу. Он клялся мне, что никакого.
Однако в последние годы я с удивлением стал читать в его интервью, что где-то в Сибири на него «готовили покушения с гранатометом», что он привлек правоохранительные органы для «чистки» бандитов, что с помощью государственных силовых структур он «выкорчевывал» бандитов, что он был в гуще «сражения» и, когда дым рассеялся, он остался «последним устоявшим ковбоем»…
Тогда я начал анализировать слухи и подозрения, давно ходившие в отношении Олега. В 1994-м мой знакомый, Вадим Яфясов, привез Дерипаску и Живило на встречу со мной в Париж. Вскоре мы с Олегом стали друзьями и партнерами. У него в то время были странные связи, например с «авторитетом» Татаренковым – я тогда попросил Дерипаску прервать эти отношения. Но по прошествии нескольких лет до меня начала доходить информация: Дерипаска – доверенное лицо разных служб, которые через него устанавливают контроль над отраслью, и что эти службы решают его «проблемы». Я отмахивался, думая, что это наветы завистников – многим не нравилось, что в нашей группе он приобретал слишком много влияния.
Однако теперь у меня возникает много вопросов. Кто посадил Анатолия Быкова? Кто совершил нераскрытые убийства в Хакассии в 1995-1996 годах? Кто ранил замдиректора Саянского алюминиевого завода Токарева? Кто убил замдиректора Орско-Халиловского комбината? Посмотрите мемуары Литвиненко. Он пишет, что Феликса Львова и ряд других бизнесменов ликвидировала группировка Максима Лозовского – бывшего офицера спецслужб.
Я читал все это, анализировал хронологию событий и понял: собственно «проблемы» в нашем бизнесе возникли именно после прихода Дерипаски. Олег мне сообщил, что поругался с Яфясовым из-за комбината в Ачинске. Но от самого Яфясова я слышал, что Дерипаска обещал Вадиму дивиденды за знакомство со мной и не сдержал обещание. Что-то похожее, видимо, случилось и с американским бизнесменом Львовым.
Я уговорил Феликса Львова, державшего 10% пакет «Соломон Бразерс» на САЗе, работать вместе. В телефонном разговоре он согласился и сказал, что на днях приедет, но предупредил: «Только не хочу иметь дело с твоим партнером. Когда приеду, расскажу тебе кое-что о нем». Однако он не доехал: его забрали прямо из таможенной зоны аэропорта люди с удостоверениями работников спецслужб и убили.
- В защите против вашего иска в Лондоне Дерипаска утверждает, что вы, Сергей Попов и Антон Малевский были его «крышей». Что он заплатил вам 250 миллионов долларов отступных и более ничего вам не должен, и что вторая часть договора, подписанного им с вами в Лондоне в 2001 году, которая говорит о трастовом управлении 20% акций, якобы относится не к вам, а к Малевскому.
- Это смешно. Причем тут Малевский, если это две части одного договора, подписанные нами одновременно? Английский судья лорд Кларк сказал именно об этом: «Кто-то здесь врет по-крупному».
Кстати, познакомившись заграницей с моими друзьями, Малевским и Поповым, и став для них даже более близким другом, чем я, Дерипаска через несколько лет сам предложил ввести их в наш бизнес как партнеров. Возможно, в дальнейшем, возник даже момент, когда Дерипаска пытался сделать их своими «крышами» против меня. Видимо, других «крыш» ему было недостаточно. А потом Дерипаска решил избавляться от партнеров и объявлять их «крышами», а все, что у него есть, считать «упавшим с неба», как он выразился в интервью «Файнэншл Таймс». Малевский непонятным образом погиб. Меня тоже пытались убрать в 1995-м наемные убийцы, бывшие израильские полицейские, нанятые кем-то в России. Один из них успел бежать в Россию. Вопрос – под чье крыло? Из-за этого я с тех пор и не бывал в России.
Не удалось меня убрать с помощью бывших полицейских, так решили убрать с помощью действующих. У меня внезапно начали возникать проблемы с полициями разных стран. В основе – некие «секретные материалы» из России, на которые даже адвокатам взглянуть нельзя. Кто их сфабриковал и внедрял?
Однако все тайное становится явным. На суде в Лондоне мы продемонстрировали улики, подтверждающие: Дерипаска стоит за международной компанией травли против меня, в нее входили и заказные статьи, и попытки использовать против меня парламентские запросы в Англии и в Израиле, и незаконные прослушки моих телефонов, и публикация грязной книги некоего журналиста-расследователя о моей персоне.
Часть этих жуликов арестовала израильская полиция в 2007-м. В результате я подал против всех них и против Дерипаски гражданский иск в Израиле. У Олега уже была уголовная история с «Ансолом» – когда его люди влезли в компьютеры его соратника по Таджикскому алюминиевому заводу Назарова и попались. А недавно я обнаружил на интернете выставленные документы: оказывается, Дерипаска ведет операции не только против меня, но и против Ивана Саввиди, Потанина с Усмановым, пикалевского профсоюза… Он создал международную систему дезинформации и провокации – такую частную Службу А.
- «Службу А?» Что это такое?
- Говорят, так назывался отдел дезинформации и тайных операций внутри Первого Управления КГБ, внешней разведки. На моего бывшего партнера сегодня работают многие ветераны разных служб. Не удивляйтесь, если в Израиле против меня состряпают дело о «финансировании подольской группировки». В ее лидеры Дерипаска ныне пытается записать Сергея Попова, крестного отца его дочери: возможно, чтобы избавиться от своих обязательств перед ним.
Не удивляйтесь также, если со мной попытаются попить чай, как с Литвиненко. После подачи мной иска в Лондоне меня уже пытались физически устранить: один раз, когда я приезжал на Украину, затем – прорепетировали покушение в Тель-Авиве и отчет опубликовали в СМИ. Чтобы запугать меня. Теперь понимаю: если он может делать такое со мной, то, наверное, мог делать подобное и со многими другими. Ведь если начать задумываться, кому это было выгодно и у кого были оперативные возможности, то можно дойти и до версии, что за «алюминиевыми войнами», если они были, стоял лично Дерипаска.
- Вам не кажется странным, что в алюминиевой отрасли до сих пор всплывают проблемы, возникшие в начале 1990-х?
- Дело не в отрасли, а в методах, которыми работает Дерипаска. Причем везде – не только в металлургии. Посмотрите на его войну за «Илим Пайп», за «Ингосстрах». Его рейдерство только в этих двух случаях отпугнуло от России больше инвесторов, чем все разборки начала 1990-х. Дерипаска прикрывается русским патриотизмом, а на деле он нанес имиджу русского бизнеса больше урона, чем все другие.
- Многие экономисты, знакомые с финансовым положением в «Русале», утверждают: даже в случае судебной победы в Лондоне вам будет трудно взыскать с Дерипаски долг - он уже должен банкам больше 20 миллиардов долларов.
- Не понимаю, почему большинство банков давали ему кредиты уже после 2006 года – когда я подал против него иск в Лондоне. Они видели, что у него есть партнер, который имеет право на 20% «Русала», но дали ему с тех пор по крайней мере 15 миллиардов в кредитах. Теперь пусть стоят в очереди после меня. Я уверен: английский суд во всем разберется, и Дерипаска выплатит мне и стоимость моего пакета, и часть дивидендов, которые он вывел из компании.
- Как вы оцениваете положение «Русала» на рынке?
- Пока я был в компании, мы инвестировали в развитие алюминиевого сектора, увеличивали зарплаты рабочим. Я возражал против покупки непрофильных активов. Мне не всегда это удавалось, но Олег, по крайней мере, не совершал стратегических ошибок, которые он совершил после 2001 года. Всему виной его неумеренная жадность и мания величия.
- Недавно газета «Эль Мундо» сообщила, что испанская прокуратура расследует дела Дерипаски, ваши и других бизнесменов по подозрению в отмывании денег, называя вас «лидерами измайловской группировки». Что скажете по этому поводу?
- Мне достоверно известно, что этот «испанский сценарий» подстраивали для меня люди Дерипаски. Об этом свидетельствуют, доступные на Интернете документы. Они рыли яму мне, но угодили мы в нее все вместе, потому что испанские следователи почитали разные досье, иски Живило и Хайдарова – и увидели, что у Черного везде есть партнер – Дерипаска. И теперь нам придется отвечать вместе в Испании и там разберутся, кто из нас действует мафиозными методами.
Адвокат «БазЭла», выступая недавно на «Эхе Москвы», сказала правду: иски против нас, на которые опираются испанцы, были отклонены судом в США. Но правда также в том, что Олег, действительно, боролся с Живило, Быковым, а также с другими бизнесменами мафиозными методами: использовал свои особые связи с прокуратурой, фабриковал липовые дела – вместо того, чтобы просто придти в суд, который и так признал нашу правоту. Теми же методами Дерипаска теперь борется со мной. Самое смешное, что Дерипаска недавно заявил российскому президенту о коррумпированности российских судов – притом, что в Лондоне он утверждает, что иск мой к нему должен слушаться не в Англии, а в России! Кстати, Медведев ему совершенно справедливо заметил: а кто коррумпировал российские суды?
- Спасибо за интервью. Желаю вам терпения.
- Спасибо. Пожелайте также здравомыслия моему партнеру: сумма моего иска к нему - десятая часть того, что он потерял, поставив под сомнение свою репутацию». ( 27.11.2009) "