FLB: Криминальная составляющая внешнеполитической деятельности Израиля. Следствие по делу министра иностранных дел Авигдора Либермана
"2 августа 2009 года после 13 лет следствия, полиция Израиля передала государственной прокуратуре рекомендацию предъявить обвинительное заключение против министра иностранных дел Авигдора Либермана по подозрению в получении взятки, отмывании капитала, получении выгоды мошенническим путем, создании помех следствию и третированию свидетеля.
Одновременно полиция передала прокуратуре рекомендацию отдать под суд адвоката Йоава Мани и личного помощника лидера НДИ Шарона Шалома. Как сообщала газета "Гаарец", вопрос о целесообразности предъявления обвинительного заключения дочери главы МИД Михаль Либерман следователи оставили на усмотрение прокуратуры.
По утверждению полицейских, в результате незаконной деятельности, связанной с созданием целого ряда подставных компаний, Либерман заработал более 10 миллионов шекелей (2.6 млн.долларов США). Отмечается также, что следователи сознательно проигнорировали значительную часть доказательств вины Либермана в других правонарушениях, чтобы не затягивать следствие, и предпочли сосредоточиться на нарушении закона об отмывании нелегального капитала.
В газетах была опубликована схема, по которой, согласно следствию, действовал Либерман. По этой схеме, деньги от различных источников, включая израильского бизнесмена Михаила Черного и австрийского бизнесмена Мартина Шлаффа, поступали на счета фиктивных компаний на Кипре или же на счет компании M.L-1, возглавляемой дочерью Либермана - Михаль. Со счетов этих компаний деньги переводились приближенным Либермана.
Еще одной темой, которой уделяется обширное внимание СМИ, является судьба поста министра иностранных дел после того, как Либерман будет вынужден подать в отставку. Сообщалось, что Либерман и премьер-министр Биньямин Нетаниягу достигли соглашения, согласно которому лидер НДИ сам назначит своего преемника. Не стоит забывать и то, что во фракции партии НДИ - 15 депутатов, четверть всей коалиции и естественно, что с такой «силой» будет считаться любой премьер-министр.
В сентябре Высший суд справедливости (БАГАЦ) постановил, что юридический советник правительства Менахем Мазуз в течение трех месяцев должен сообщить о развитии дела Авигдора Либермана. В связи с этим, ожидается, что обвинительное заключение будет предъявлено в конце года. В случае предъявления обвинений в финансовых преступлениях Либерман должен уйти с поста главы МИД Израиля, а при доказательстве в суде, предъявленных обвинениях может получить несколько лет тюрьмы.
Кстати в свое время, именно юридический советник правительства Менахем Мазуз осудил назначение лидера партии "Наш дом Израиль" Авигдора Либермана на пост министра иностранных дел, заявив, что в нормальной стране такого быть не должно. Как заявил Менахем Мазуз, он не имел юридических оснований запрещать назначение Либермана на пост главы МИД и не считал необходимым вмешиваться в этот процесс. Вместе с тем, он подчеркнул, что общество должно использовать не только юридические инструменты, но и другие средства контроля над политической сферой.
Стоит напомнить, что фактически через неделю после назначения на пост министра иностранных дел Либерман был вызван полицию для дачи показаний. В течение месяца было проведено ряд допросов, некоторые из которых длились по 8 часов.
На мой взгляд, именно этот прессинг со стороны полиции заставил Либермана значительно пересмотреть свою позицию и амбиции как главы МИДа. Для получения хоть какой-то «поддержки» со стороны премьер-министра, он, как считают эксперты, практически полностью отказался от реального выполения основных функций главы внешнеполитического ведомства страны, занявшись лишь имитацией деятельности, параллельно решая свои проблемы, в том числе и экономические.
Как результат такой позиции Либермана, на внешнеполитическом направлении деятельности сложилась следующая ситуация. Премьер-министр Б.Нетаньяху ведет переговоры с руководством Англии, Германии и Франции. Министр обороны курирует вопросы переговоров с палестинцами и все контакты с Америкой. Президент страны Ш.Перес, наделенный в основном лишь представительскими функциями, ведет переговоры с руководством Египта, Иордании, России и стран Ближнего Востока, в том числе и СНГ. А министр иностранных дел посещает страны третьего мира и подписывает с ними протоколы о намерениях. Однако рассмотрим все по порядку.
Куда делся Либерман?
6 июля, в газете "Гаарец" была опубликована статья журналиста Барака Равида, дающего оценку деятельности лидера партии НДИ Авигдора Либермана на посту министра иностранных дел Израиля в ходе первых 100 дней работы правительства. В статье, озаглавленной вопросом "Куда делся Либерман?" журналист утверждает, что влияние нового министра иностранных дел на международную политику Израиля крайне незначительно. Отмечается, что Либерман был единственным из израильских лидеров, посетивших Вашингтон в последние месяцы, который не был принят президентом США Бараком Обамой.
Несмотря на прописанное в коалиционном соглашении с "Ликудом" требовании Либермана быть ответственным за стратегический диалог с США, фактически роль министра иностранных дел на этом направлении выполняет министр обороны Эхуд Барак.
Из-за бойкота, объявленного главе МИД Египтом и Иорданией, с арабскими странами Нетаниягу контактирует через президента Израиля Шимона Переса, в минувшем месяце встречавшемся с королем Абдаллой Вторым, а завтра вылетающим в Египет на встречу с президентом Хосни Мубараком.
Отмечается также провал турне Либермана по европейским столицам, практически проигнорированным СМИ, и закончившимся скандалом по поводу обращенной к премьер-министру Биньямину Нетаниягу рекомендации президента Франции Николя Саркози убрать Либермана из правительства.
Что касается намерения Либермана повысить уровень отношений с Россией, то и на этом фронте глава МИД до сих пор не достиг каких-либо успехов, в первую очередь – из-за позиции Кремля. По словам автора статьи, на данный момент Либерман остаются менее значительные направления, такие, как Латинская Америка, в турне по которой он отправится в ближайшее время.
Вместе с тем, в статье отмечено, что Либерман на данный момент пользуется поддержкой высокопоставленных чиновников МИДа, утверждающих, что министр принимает активное участие в формировании международной политики Израиля.
6 июля в Кнессете прошло открытое для прессы заседание фракции "Наш дом Израиль". Оно было посвящено 100 дням существования правительства Нетаниягу, в котором представлены 5 министров от НДИ. С отчетом о проделанной работе выступил председатель партии, министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман. Отвечая на вопросы корреспондентов, он вынужден был признать часть своих неудач, но представил их в качестве «скоординированных» действий с премьер-министром и правительством.
На вопрос, почему министр обороны Эхуд Барак ведет переговоры с палестинцами, почему именно он встречался с Митчеллом и почему эту тему не разрабатывает министерство иностранных дел, глава внешнеполитического ведомства сказал: "Традиционно палестинским вопросом занимается министерство обороны, оно отвечает за выдачу разрешений на строительство в поселениях, за создание или демонтаж блокпостов, за пропуск в ПА гуманитарной помощи и за многое другое. Действия министров в правительстве скоординированы, и каждый отвечает за свой непосредственный участок работы. Тема поселений относится к сфере ответственности оборонного ведомства".
В связи поездкой президента Израиля Шимона Переса в Каир и недавним его турне в Азербайджан и Казахстан был задан вопрос о том, почему эти переговоры ведет президент, а не министр иностранных дел. Либерман отметил, что Перес является очень уважаемой в мире политической личностью. Он сказал, что несколько раз беседовал с Пересом по телефону, когда президент вел переговоры в Баку и Астане. При этом глава МИД Израиля избегал упоминания о том, что египетские власти не раз заявляли о своем нежелании вести переговоры с Либерманом. Либерман вновь пояснил, что считает проблемы, связанные с Ираном, Северной Кореей, Афганистаном, Пакистаном, Сомали и Суданом гораздо более "животрепещущими" для международного сообщества, чем детали споров между израильтянами и палестинскими арабами.
Со дня публикации этой статьи и отчета в Кнессете прошло еще сто дней. И снова хочется задать вопрос : «Каких успехов на международной арене, за это время достиг Либерман? Что полезного сделал он для страны, какие решил проблемы?» Попробуем разобраться, опираясь на публикации в израильской прессе. Так как единственный положительный момент в опубликованной ранее статье был посвящен поддержке сотрудников МИД Либерману, рассмотрим для начала, его взаимоотношения с ними.
Либерман и министерство иностранных дел.
Как сообщает газета "Гаарец" (8.07.09), в рамках реорганизации работы министерства иностранных дел глава МИД Авигдор Либерман заявил, что намерен активизировать дипломатическую работу с ведущими развивающимися странами мира – Бразилией, Россией, Индией и Китаем. Сообщалось, что будет вновь открыто консульство Израиля в Санкт-Петербурге, на базе организации НАТИВ, закрытое несколько лет назад. Как мы знаем, по сообщениям прессы, в результате скандала разразившегося в октябре с.г. в Москве, связанное с сотрудниками «Натива», его представительства приостановили свою деятельность в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске и естественно, что вопрос открытия консульства был снят с повестки дня.
Пытаясь заручиться поддержкой своих высокопоставленных сотрудников, Либерман провел тайную встречу с 15-ю ведущими израильскими дипломатами, представив им свою реформу. Суть которой состоит в том, что отныне главное внимание сотрудников израильского МИД должно быть сосредоточено не на палестинской проблеме, а на разворачивании международной кампании против ядерного Ирана и улучшении имиджа Израиля в мире.
В рамках реформы Либерман пообещал добавить 100 новых ставок, включая 40 ставок для профессиональных дипломатов. Такое увеличение бюджета и численного состава, по мнению Либермана, должно было заинтересовать крупных руководителей его ведомства и привлечь их на его сторону.
Как показало дальнейшее развитее событий, в министерстве, тем не менее, оказалось «достаточно» людей недовольных политикой Либермана и постоянно ставящих ему палки в колеса.
Следует отметить, практически регулярные случаи утечки информации из МИДа в прессу о намерениях Либермана по поводу дипломатических назначений. Сначала в СМИ была слита кандидатура Либермана на пост посла Израиля в Египте, которым должен был стать другой приближенный лидера НДИ Шауль Камиса. Тогда 1-й канал ИТВ и израильские газеты со ссылкой на источники в МИДе утверждали, что это "политическое назначение" может привести к существенному ухудшению отношений между Израилем и Египтом. Практически сразу после этого власти Египта сообщили, что Камиса является для них персоной нон-грата, как и любой другой ставленник Либермана. В результате данный вопрос фактически был снят с повестки дня.
Потом была «слита» информация о намерениях министра назначить на пост посла Израиля в Ашхабаде своего приближенного Реувена Динеля. Решение об открытии посольства в Ашхабаде было принято в мае этого года после встречи Либермана с президентом Туркменистана. До сих пор резиденция израильского посла находилась в Иерусалиме, а Ашхабад он посещал четыре раза в год. Как сообщает NRG, на пост посла в Ашхабаде претендовал кадровый дипломат Шеми Цур (исполняющий сегодня роль посла в Туркменистане), окружение которого видимо и подняло весь этот шум. Однако, так как в принципе, никто в Израиле всерьез не рассматривает вопросы взаимодействия с Туркменистаном, поэтому в итоге Либерману удалось «продавить» своего назначенца, тем более, что он из «органов».
Из досье FLB:
Динель, уроженец Литвы и бывший сотрудник службы внешней разведки "Мосад", был первым атташе по делам разведки при израильском посольстве в Москве, и отвечал за координацию работы израильских спецслужб со спецслужбами России и стран СНГ. В 1996 году он по одной из версий был задержан в момент получения спутниковых снимков сирийских военных баз от двух офицеров ГРУ и выдворен из страны. Два российских офицера, задержанных по этому делу, вроде бы были признаны виновными в шпионаже. По сообщениям прессы, Россия выступала против назначения Динеля на пост, но это, скорее всего «утка», запущенная противниками в его министерстве. Однако это единственный на сегодняшний день успех Либермана в деле кадровых назначений в своем министерстве.
В августе Либерман призвал госконтролера Миху Линденштрауса расследовать утечки информации из МИД. По словам Либермана, утечки информации причинили значительный вред государству Израиль, как в области безопасности, так и в сфере внешней политики. Однако ничего не изменилось.
В середине сентября разразился еще один «министерский» скандал. Генеральный консул Израиля в Бостоне Надав Тамир разослал в дипломатические представительства, письмо, где говорилось: правительства Израиля и США вступили в фактическое противостояние, и это существенно уменьшает поддержку еврейского государства среди американцев. Этот инцидент прокомментировал глава МИД Израиля Авигдор Либерман, заявив: если кто-то не может принять политический курс, то ему следует уйти в отставку, а не устраивать скандал. И попытался снять консула с должности, вызвав его в МИД для разъяснения. Однако, по имеющейся информации, Либерману было разъяснено, что «Не он ставил и не ему снимать». В результате консул получил «порицание» со стороны генерального директора министерства Йоси Галя, принес свои извинения за инцидент и вернулся на свое рабочее место в Бостон.
Как сообщала радиостанция "Коль Исраэль" (04.09), министр иностранных дел Либерман в ходе рабочего совещания заявил о намерении реформировать систему подготовки будущих дипломатов. По словам Либермана, на курсы МИДа смогут поступить только те, кто прошел срочную службу в ЦАХАЛе или же альтернативную службу. После того, как сотрудники МИДа сообщили министру, что этот шаг может противоречить закону, Либерман потребовал подготовить заключение юридического советника и обещал, что в случае надобности добьется изменения закона. Заявление главы МИДа тут же многие журналисты и политики уже назвали скандальным, поскольку оно закрывает дипломатическую карьеру для большинства представителей национальных меньшинств и членов, еврейских ультрарелигиозных общин. В результате данный вопрос «тихо» сошел с повестки дня.
Вот такими основными событиями и ознаменовалось деятельность Либермана внутри своего ведомства во вторые сто дней своего правления. А что же происходило на международной арене в этот момент? Как проявил себя Либерман исполняя свою основную функцию в качестве министра иностранных дел.
Рейд министра иностранных дел по странам Латинской Америки.
Турне Либермана по странам Латинской Америки продлится 10 дней. Как было заявлено, главная цель этой поездки – ослабление влияния Ирана на страны данного региона. Следует отметить, что это первый за долгое время визит министра иностранных дел Израиля в Латинскую Америку. Турне Либермана по этому региону является частью новой политики МИДа, направленной на укрепление отношений со странами Латинской Америки, Африки и Азии.
Бразилия. Начало турне министра иностранных дел Израиля Либермана по Латинской Америке было омрачено заявлением Вальтера Помара, ответственного за международные связи в правящей "Рабочей партии" Бразилии. В интервью, состоявшемся накануне приезда, Помар назвал Либермана "расистом и фашистом" и пообещал начать демонстрации протеста против его визита.
Получив официальные извинения от властей Либерман, встретился 22 июля, с президентом Луисом Игнасио Лула да Сильва и своим бразильским коллегой Сальсо Аморимом. После заявлений о дружбе и сотрудничестве Либерман подписал со своим бразильским коллегой соглашение об авиаперевозках между Израилем и Бразилией. Хотя данный проект совершенно не в ведении МИД, но видимо ничего более серьезного переговаривающиеся стороны не смогли предложить друг другу.
Аргентина встретила израильского министра так же демонстрацией протеста, организованной активистами левых партий и пропалестинских организаций. Участники митинга называли Либермана "убийцей" и "нацистом". Как результат часть встреч, заявленных ранее МИДом, отменилось. Либерман встретился лишь с министром иностранных дел Аргентины Хорхе Тайаной. В принципе визит в эту страну как-то выпал из внимания прессы, что явно говорит о его «значимости».
Перу. Здесь Либерман встретился с президентом страны Аланом Гарсия Пересом, министром иностранных дел Перу Хосе Антонио Гарсия Белаунде и министром обороны Перу Рафаэлем Реем. В Перу с большой симпатией относятся к Израилю. Между странами недавно было подписано соглашение о безвизовом режиме. По оценке Международного банка, экономика Перу одна из самых развитых и стабильных в мире. Сопровождающие Либермана представители крупных компаний заключили ряд соглашений об инвестициях в Перу, достигли договоренности о повышении уровня торговых отношений между странами и начале совместной подготовки договора о поощрении и защите инвестиций. Для подписания подобного рода договоров министры, тем более иностранных дел вообще не нужны, в основном их используют для антуража. Что в принципе и было сделано.
В Колумбии Либерман побывал с трехдневным официальным визитом. Его принимали колумбийский президент Альваро Урибе и вице-президент Франсиско Сантосом, а также с министром иностранных дел Колумбии Хайме Бермудесом. Либерман и Бермудес подписали несколько соглашений, в том числе договор о создании двустороннего механизма консультаций, на основе модели постоянного диалога и взаимодействия.
Следует отметить, что Колумбию и Израиль связывают тесные отношения со дня создания еврейского государства и эта страна всегда последовательно поддерживала Израиль. Колумбия – второй по значению после Бразилии торговый партнер Израиля в Южной Америке, товарооборот между странами достигает 500 миллионов долларов в год. Это государство является активным покупателем израильской военной техники и вооружений, в частности на вооружении ВВС Колумбии состоят самолеты "Кфир" израильского производства. И на фоне такой большой «дружбы» как-то блекло выглядит договор о механизме двухсторонних консультаций.
Как видим никаких особых прорывов на внешней арене этот визит не принес. В Бразилии и в Аргентине вообще не о чем было разговаривать, а Перу и в Колумбии, местные власти видимо просто из уважения к государству Израиль, подписали для протокола, парочку нечего не решающих договоров.
Рейд министра иностранных дел по странам Африки
Как сообщалось в прессе, в начале сентября Либерман посетил Эфиопию, Кению, Гану, Нигерию и Уганду, где встретился с главами государств, подписал политические, экономические соглашения и открыл ряд совместных проектов в различных сферах. Однако анализ африканского турне Либермана, дает несколько иную картину.
Единственным серьезным документом можно считать договор о сотрудничестве с региональным блоком “Экономическое сообщество Западноафриканских Государств» (ECOWAS), куда входят 15 стран Африки. Соглашение было подписано в столице Нигерии городе Абуджа. Израиль и ECOWAS намерены развивать сотрудничество в области продовольственной безопасности и водных ресурсов.
Прим. FLB: Блок ECOWAS был сформирован в 1975 года, его целью являлось усиление экономической интеграции между странами Африки.
Все остальные визиты носили более чем декларационный характер взаимоотношений, нежели конкретный – экономический. При этом порою не поднимались даже политические вопросы, такие как репатриация евреев. Так в своем интервью Либерман сказал, что на переговорах в Эфиопии им не поднимался вопрос об ограничении квот на эмиграцию. "Их больше волнует проблема с водой, засухой… их волнует проблема ирригации, водоснабжения, очистки воды". Жаль, что министра иностранных дел Израиля, так же не волнуют вопросы алии и репатриации, хотя бы и из Эфиопии.
В основном Либерман «лоббировал» интересы более чем 20 ведущих израильских компаний – в том числе представителей "Хеврат Хашмаль", "Мекорот", "Таль", авиапромышленность, военная промышленность и других прилетевших с ним.
В первом интервью после приземления в Израиле глава израильского МИДа очень эмоционально рассказал, что визит в Африку был завершен церемонией в Энтеббе (Уганда), где сегодня, благодаря правительству Уганды и израильским меценатам, на том месте, где 3 июля 1976 года израильский спецназ проводил операцию по спасению более 100 заложников палестинских террористов, воздвигнут монумент.
Все переговоры шли в трех плоскостях: «безопасность, наши политические отношения и экономические", – рассказал Либерман. "Уганда является непостоянным членом Совета безопасности (ООН), – напомнил министр, – и от ее позиции зависят многие резолюции, связанные с Ираном, Израилем, израильско-палестинскими отношениями". Однако как показали дальнейшие события, в том числе и голосование в ООН по антиизраильской резолюции, привлечь на свою сторону руководство Уганды Либерману ну так и не удалось.
Как сообщалось далее, что за время его поездки по странам Африки был подписан "целый ряд договоров – прежде всего, о торговых отношениях, о сотрудничестве в области воды". К примеру, в Эфиопии открыли экспериментальную ферму (теплицу), где наглядно демонстрируются все израильские технологии. Однако ничего более конкретного по данным договорам министр не сказал.
Все это говорит о том, что видимо договора, заключенные между бизнесменами Израиля и Африканского континента, министр приписал на свой счет. Тем более, что сам Либерман в дальнейшем заявил, что некоторые израильско-африканские проекты уже реализуются, другие стартуют в ближайшие месяцы. По его словам, в Израиль были приглашены все министры иностранных дел тех африканских стран, в которых он успел побывать. Получили также приглашения министры сельского хозяйства, министры водоснабжения. Но как было заявлено, все эти министры собираются быть в ноябре на выставке WATEC, посвященной достижениям в области водного хозяйства, куда они в принципе едут по собственной инициативе.
Стоит отметить, что в 60-х годах Израиль имел 30 посольств в Африке, сегодня их всего девять. В 60-х годах в Африке на постоянной основе присутствовало более 400 израильских специалистов: врачей, инженеров, агрономов. Сегодня их человек 5-6 всего. А в тоже время присутствие представителей палестинских организаций в Африке на сегодняшний день гораздо заметнее, чем присутствие представителей Израиля. А сможет ли министр изменить данную тенденцию, неизвестно.
В заключение описания визита на Черный континент, необходимо отметить, что Либерман, совершающий турне по африканским странам, неожиданно отменил визит в Анголу. По словам посла Израиля в Кении, отмена визита была обусловлена техническими проблемами с координацией расписания визита министра. Однако почему его не захотели принимать на самом деле, осталось неизвестным.
Поездка по странам Европы
16 сентября Авигдор Либерман отправился в турне по странам Балканского полуострова. В рамках визита он посетил Сербию, Хорватию и Черногорию.
В ходе пребывания в Сербии Либерман встретился с президентом страны Борисом Тадичем, премьер-министром Мирко Цветковичем, министром обороны Драганом Сутановичем. В итоге министр иностранных дел Израиля подписал со своим сербским коллегой Вуком Джеремичем двустороннее соглашение об отмене въездных виз для израильтян при посещении Сербии и для граждан Сербии при посещении Израиля.
Было так же заявлено, что 17 сентября глава внешнеполитического израильского ведомства прибудет в Черногорию, где встретится с президентом страны Филиппом Вуяновичем, премьер-министром Мило Джукановичем и министром иностранных дел Миланом Рочином. И в ходе встречи Либерман подпишет соглашение об отмене визового режима между Израилем и Черногорией. Однако в дальнейшем нигде не было сказано о том, состоялись ли данные встречи и подписано ли данное соглашение.
О визите в Хорватию вообще ничего не сказано. С кем встречался и что было решено, прошло мимо прессы.
Перед визитом в Европу, по сообщениям пресс-служба внешнеполитического ведомства Либерман отправился в Кишинев, где принял участие в заседании Еврейского конгресса Молдовы. Пресс-служба МИД Израиля не сообщила, с какими молдавскими чиновниками будет встречаться Либерман во время визита в Кишинев. В местной прессе лишь сказано, что он встретился с представителями еврейской общины и посетил кладбище, где похоронены его родители. Был ли это частный визит и что на самом деле делал и решал он во время своего визита, так и осталось неизвестным.
Встречи в США
Ни для кого не секрет, что визиты израильских политиков в США носят знаковый характер. От того с кем и как они встречаются, говорит о том, как в Америке да и в Европе воспринимают данного визитера в качестве политика.
Первый визит Либермана в США 17 августа, был ни о чем. Хотя было заявлено, что, несмотря на расхождение во взглядах с американской администрацией по некоторым вопросам, ему оказывается очень теплый прием, встречи проходят в конструктивной атмосфере и стороны сходятся во мнении, что все разногласия преодолимы. Однако президент его не принял, была встреча только с госсекретарем Хиллари Клинтон, которая обязана была принять его согласно протоколу. Он так же встречался с секретарем по национальной безопасности Джеймсом Джонсом и был принят генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном согласно все тому же протоколу.
В сентябре Либерман вновь посетил Америку, для участия в сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Однако и на этот раз он практически не с кем не встретился из администрации Белого Дома. Газеты писали только о встрече и «успешных» переговорах с высокопоставленным представителем Мальдивских островов и о «тайной» встрече с главой внешнеполитического ведомства Марокко Талебом Таси Фихри. Сообщалось, что встреча прошла в условиях строгой секретности и в настоящее время никакие подробности переговоров Либермана с Фихри не публикуются.
Хотя в это время в Америки шли трехстороние переговоры «США-Израиль-ПА» с участием всех глав государств, но министр иностранных дел присутствовал на них лишь в качестве декорации. Об этом можно судить лишь по реакции пресс-службы его ведомства, не выпустившего никаких официальных заявлений о встречах и переговорах своего министра в Белом Доме.
Внешнеполитическая деятельность министра иностранных дел.
Саммит глав МИД Средиземноморского Союза, который должен был пройти в Стамбуле в ноябре этого года, был отменен в связи с разногласиями, возникшими между Израилем и Египтом. Министр иностранных дел Египта Ахмад Абуль Райт отказался от участия в этом мероприятии, поскольку, как говорят, был не готов терпеть там присутствие своего израильского коллеги Авигдора Либермана. Усилия Франции, которая является организатором этого форума, примирить оппонентов, провалились, и саммит был отменен.
Представитель ЕС заявил в интервью газете, что это событие угрожает похоронить созданный в прошлом году Средиземноморский Союз, целью которого являлось сближение позиций Европы и стран ближневосточного региона.
Причиной негативного отношения главы египетского МИДа к лидеру партии "Наш дом Израиль" стало высказывание Либермана, якобы заявившего, что если президент Египта Хусни Мубарак отказывается посетить Израиль, ему следует "пойти к черту", и о том, что в случае израильско-египетской войны ЦАХАЛ разбомбит Асуанскую дамбу. Такой не дипломатический подход к выражению собственных эмоций привел к тому, что Израиль, по вине своего министра иностранных дел, лишился серьезной трибуны в виде Саммита глав МИД Средиземноморского Союза.
Как сообщалось в октябре пресс-службой министерства иностранных дел, Либерман развил столь «энергичную» деятельность по укреплению связей с зарубежными странами, что зачастую пресса не успевала сообщать обо всех его встречах с главами государств и внешнеполитических ведомств.
По сообщениям пресс-службы он «побил» все мыслимые рекорды, в течение одной недели встретившись с президентами Македонии Георгием Ивановым и Хорватии Стефаном Месичем, с Тони Блэром, заместителем комиссара ЕС Гюнтером Ферхойгеном, верховным комиссаром ЕС Хавьером Соланой, министрами иностранных дел Польши Радославом Сикорским и Канады Лоренсом Кэнноном, послом США в ООН Сьюзен Райс, заместителями министров иностранных дел Мексики Лурдес Арандой, Канады Леном Эдвардсом и России Александром Салтановым, экс-президентом Украины Леонидом Кучмой и бывшим премьер-министром Испании Хосе-Мария Аснаром.
Помимо этого, Либерман провел телефонные беседы с госсекретарем США Хиллари Клинтон, министрами иностранных дел России, Италии, Нидерландов, Словакии, Венгрии, Украины и Киргизии. Однако как мы знаем, на любой сессии Евросоюза или другого внешнеполитического объединения всегда присутствуют десятки министров и политиков. Поэтому, пожать руки и сфотографироваться с большинством из них не составляет особого труда.
Как сообщалось, в ходе этих встреч и телефонных бесед обсуждались региональные и мировые проблемы, в частности, ядерная проблема Ирана и процессы, связанные с отчетом Голдстона. Однако если проанализировать итоги голосования в ООН по отчету Голдстона, осуждающему Израиль, а так же посмотреть на географию стран посещенных Либерманом официально, в качестве главы министерства иностранных дел, то результат далеко не в его пользу.
Совет ООН по правам человека принял решение передать отчет комиссии Голдстоуна, обвинившей Израиль в военных преступлениях, на рассмотрение Совета безопасности ООН. В поддержку данного решения проголосовали представители 25 государств, против – 6. Воздержались от голосования 11 стран, некоторые вообще не голосовали.
В защиту Израиля высказались США, Италия, Нидерланды, Венгрия, Словакия и Украина. А Босния и Герцеговина, Буркина-Фасо, Габон, Камерун, Япония, Бельгия, Южная Корея, Мексика, Норвегия, Уругвай, Словения – воздержались. Представители Великобритании, Франции и Анголы отказались принимать участие в голосовании, а представители Киргизии и Мадагаскара отсутствовали в зале в ходе голосования. За передачу отчета Голдстоуна на рассмотрение Совбеза ООН проголосовал так называемый исламский блок, а также Россия, Китай, Аргентина, Боливия, Куба, Гана, Индия, Либерия, Филиппины, Бразилия, Южная Африка, Маврикий и Никарагуа.
Кстати, пытаясь сказать «спасибо» Украине, за ее поддержку при голосовании Либерман попал в неприятную историю с Борисом Шпигелем, тем самым российским сенатором, что жертвовал деньги на поддержку израильских солдат.
Сначала Либерман приказал активизировать все дела с Украиной. Но тут, «лучший друг Израиля» председатель Всемирного Конгресса Русскоязычных Евреев, сенатор Шпигель решил провести на Украине, в разгар избирательной компании, конференцию «Уроки Второй мировой войны и Холокоста». Для значимости и массовки Шпигель надеялся привезти десяток русскоязычных депутатов Кнессета (Израильского парламента) и полсотни депутатов местных советов. «Погулять на халяву» народ естественно согласился, но тут Либерман, «испугавшись» реакции официальной Украины или по ее «просьбе» запретил всем своим членам партии лететь. А так как практически 80% делегации, состояло из его людей, мероприятие оказалось под угрозой срыва. В итоге, всех «спас» свиной грипп. Власти Украины объявили карантин и вообще запретили проводить конгресс. Но как говориться, осадок остался.
«В постели» с экс-олигархом Невзлиным
Еще один интересный поворот во внешнеполитической деятельности Израиля, связанный с олигархами из России. Это «выход на люди» бывшего совладельца российской нефтяной компании ЮКОС, а ныне мецената и спонсора Леонида Невзлина. Прожив тихо и незаметно почти 6 лет в Израиле Невзлин вдруг становится чуть ли не ведущей публичной фигурой всего еврейского мира.
Несколько лет назад, он светился лишь в качестве основного спонсора и председателя попечительского совета Музея диаспоры в Тель-Авиве, жертвуя на него не более 25 млн.шекелей в год. И вдруг ему разрешают создать фонд поддержки израильского образования НАДАВ, он становится одним из крупнейших спонсоров престижной конференции по проблемам политики, безопасности, и экономики, проходящей ежегодно в Междисциплинарном центре в Герцлии. Инициирует новый проект – создания Музея еврейского народа. Финансироваться этот проект будет как за счет бизнесмена, так и за счет государства, и стоит он около 100 млн. шекелей.
На президентской конференции в Иерусалиме, Невзлин так же был одним из ведущих спонсоров. В опубликованном TheMarker списке есть несколько русскоязычных бизнесменов «беглых олигархов» из разных стран СНГ среди них: украинский миллиардер Виктор Пинчук, бывший акционер компании ЮКОС Леонид Невзлин; медиа-магнат Владимир Гусинский; совладелец концерна "Суал-холдинг" и партнер Виктора Вексельберга - Александр Бронштейн. Каждый из них пожертвовал от 50 до 100 тыс. долларов.
TheMarker почему–то не упоминает трех крупных бизнесменов из бывшего СССР, которые побывали на президентской конференции: российского сенатора Бориса Шпигеля, казахстанского магната Александра Машкевича и депутата украинской Рады Александра Фельдмана. По всей видимости, по данным TheMarker, они не выделяли средств на проведение конференции, так за чем о них писать.
И видно за все свои «заслуги», на итоговом мероприятии года Леонид Невзлин становится ключевой фигурой. 8 ноября, в Вашингтоне открылась Генеральная Ассамблея Объединенной Еврейской Федерации Северной Америки, одной из ключевых еврейских организаций мира. Впервые в истории этой организации председательствовал на ней, выходец из России, приговоренный там к пожизненному заключению за инициирование нескольких заказных убийств, Леонид Невзлин. О значимости этого мероприятия для Израиля говорит тот факт, что в заседаниях сессии приняли участие премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу, глава Сохнута Натан Щаранский, ряд министров и депутатов Кнессета. На этом мероприятии собралось несколько сот лидеров еврейских общин Америки и других стран мира, а также известные американские политические и общественные деятели.
И вот, что интересно, обычно израильские политики редко пускают в свой круг выходцев из стран СНГ, а тем более криминальных олигархов. Поэтому трудно представить, что такое продвижение «вверх» Леонида Невзлина, связано с его спонсорской деятельностью. Здесь жертвовали и больше, а получали, значительно меньше, вспомним хотя бы попытки Аркадия Гайдамака, стать израильским политиком. Поэтому, скорее всего, «успехи» Невзлина, который как все понимают, является «красной тряпкой» для Кремля, это часть внешнеполитической стратегии Израиля, к которой министр Либерман, практически не имеет ни какого отношения.
И в заключение хочется привести слова судья Ричарда Голдстон, главы комиссии ООН по расследованию действий ЦАХАЛа в секторе Газы, заявившему накануне голосования, в ходе селекторного совещания: глава МИД Израиля Авигдор Либерман не заинтересован в продвижении мирного процесса.
Стоит добавить, что 8 октября, министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман в интервью радиостанции "Решет Бет" сказал, что он не верит в перспективу скорого заключения мирного договора с палестинцами. Депутат Кнессета от партии "Авода" Офир Пинес, комментируя эти заявления в эфире "Решет Бэт", выразил сожаление по поводу того, что миновали времена, когда министерством иностранных дел руководили такие политики, как Моше Шарет. Пинес заявил, что, если Либерман не верит в мир с палестинцами, он не верит, что Либерман – руководитель МИД Израиля.
В принципе, на этой фразе можно и завершить отчет о работе министра иностранных дел Либермана. Однако последние публикации в прессе об уголовном «деле» Либермана, заставляют сделать дополнение.
Интриги вокруг дела Либермана
Как сообщалось ранее, в конце года, юридический советник правительства Менахем Мазуз должен был принять решение по передаче уголовного дела Либермана в суд, однако, вряд ли это произойдет. В последние месяцы «ставленник» Либермана министр юстиции Яков Неэман развернул активную работу по пересмотру полномочий юридического советника.
Яаков Неэман предлагает разделить полномочия юридического советника правительства, отобрав у него уголовные полномочия и передав их новому институту – генеральному обвинителю. Сторонники реформы утверждают, что в руках юридического советника правительства сосредоточена слишком большая власть.
На данный момент инициатива Неэмана имеет большинство в правительстве и сторонников в оппозиции, включая лидера оппозиции Ципи Ливни. Спор идет в основном по поводу срока вступления реформы в силу, поскольку полномочия действующего юридического советника правительства Мени Мазуза истекают в декабре этого года. Неэман настаивает на немедленном вступлении реформы в силу, однако многие депутаты считают, что преемник Мазуза должен работать по старым правилам, и реформа должна будет вступить в силу только по окончании следующей каденции.
Следует отметить, что израильские газеты также разделились в своей позиции. Обозреватель газеты "Маарив" Бен Каспит назвал генерального прокурора хвостом, который не только вертит собакой, но еще и лает. В то же время обозреватель газеты "Гаарец" Амир Орен прозрачно намекает, что Неэман продвигает реформу института юридического советника правительства с целью защитить своего "босса", лидера партии НДИ Авигдора Либермана. Дело в том, что министр юстиции получил свой пост благодаря коалиционному договору и по рекомендации Либермана.
Газета "Маарив" утверждает, что действующий юридический советник правительства Мени Мазуз еще не начал рассматривать рекомендации полиции и прокуратуры по делу министра иностранных дел Авигдора Либермана. Отмечая, что рассмотрение дела занимает определенное время, а каденция Мазуза на посту юридического советника правительства истекает в декабре этого года, издание делает вывод, что решение по делу Либермана придется принимать преемнику Мазуза.
В итого борьба за разделение полномочий юридического советника правительства, которая велась в последние месяцы в коридорах Кнессета и на страницах газет, достигла нового пика. В начале ноября все израильские СМИ посвятили первые полосы письму, в котором генеральный прокурор Моше Ладор обвинил министра юстиции Яакова Неэмана в попытке провести ползучую революцию.
Возмущение генпрокурора вызвала пресс-конференция, на которой Неэман объявил о намерении реформировать не только институт юридического советника правительства, но и генеральную прокуратуру. По словам Ладора, при этом министр представил свой план без какого либо общественного обсуждения и консультации с израильскими юристами. Ладор утверждает, что реформы, предлагаемые Неэманом, приведут к политизации и резкому ослаблению правоохранительной системы.
В принципе на лицо «отработка» заказа министром юстиции по оттягиванию рассмотрения в суде дела Либермана. Разделение полномочий юридического советника правительства и лишения части полномочий, а может и самой должности генерального прокурора, может снова положить «дело» Либермана в долгий ящик. Что же произойдет на самом деле, я думаю, мы узнаем в ближайшие месяца.
А пока израильская внешнеполитическая деятельность министра Либермана, продолжает идти своим никому не ведомым путем, удивляя всех политиков и аналитикой своей непредсказуемостью.
(Прим. FLB: при написании статьи были использованы материалы, опубликованные на русскоязычных израильских сайтах NEWSru.co.il, Izrus.co.il )"