FLB: Ответ председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации А.И. Бастрыкина. «Все лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности по данному уголовному делу — Каймин В.Я., Вялков В.М., Ливишин С.В., Баяндин А.Д. и Пидопригора В.П. — в результате крушения вертолета погибли, в связи с чем 11.08.2009 по результатам предварительного следствия вынесено постановление о прекращении уголовного дела»
"Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации Технический пер., 2 Москва, Россия, 105005 13.10.2009 №201/383007-09
Председателю Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтаи Белекову И.И.
Уважаемый Иван Итулович!
В Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации рассмотрено обращение Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай по уголовному делу № 201/383007-09, возбужденному по фактам крушения на территории Кош-Агачского района Республики Алтай вертолета МИ-171, повлекшего по неосторожности смерть семи лиц и причинение тяжкого вреда здоровья двум лицам и незаконной охоты, совершенной с применением воздушного судна, в отношении зверей, охота на которых полностью запрещена.
Расследованием по делу установлено, что причиной крушения вертолета явились нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, допущение командиром воздушного судна вертолета МИ-171 Баяндиным А.Д. Кроме того, в причинно-следственной связи с крушением вертолета и наступлением общественно-опасных последствий находятся также действия пассажира вертолета Пидопригоры В.П., который с согласия командира воздушного судна Баяндина А.Д. был допущен на рабочее место второго пилота, совершал активные действия по управлению вертолетом и допустил ошибку при пилотировании.
В деяниях второго пилота вертолета Колбина М.Д. и старшего бортмеханика Вертея А.В. отсутствует состав преступления, поскольку в управлении вертолетом они фактически не участвовали, правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта не нарушали.
Также следствием достоверно установлено, что в ходе данного полета находившиеся на борту вертолета пассажиры Каймин В.Я., Вялков В.М. и Ливишин С.В. совершали активные действия по выслеживанию с целью добычи, преследованию и добыче (отстрелу) зверей, охота на которых полностью запрещена, — алтайских горных баранов, в результате чего был причинен крупный ущерб — добыты три особи этого животного, занесенного в Красную книгу Российской Федерации.
При этом командир воздушного судна — вертолета МИ-171 Баяндин А.Д. и пассажир Пидопригора В.П., управляя вертолетом, направляли его к местам скопления животных, осуществляли их поиск и преследование с целью отстрела с борта воздушного судна.
Каких-либо доказательств причастности к незаконной охоте других находившихся на борту вертолета лиц в ходе расследования не получено. Напротив, установлено, что пассажиры Банных А.Н., Косопкин А.С., Капранов Н.В. и Белинский Б.И., а также члены экипажа Колбин М.Д. и Вертей А.В. каких-либо действий по выслеживанию с целью добычи, преследованию и добыче зверей, охота на которых полностью запрещена, с применением воздушного судна не совершали, отстрел животных не производили.
Все лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности по данному уголовному делу — Каймин В.Я., Вялков В.М., Ливишин С.В., Баяндин А.Д. и Пидопригора В.П. — в результате крушения вертолета погибли, в связи с чем 11.08.2009 по результатам предварительного следствия вынесено постановление о прекращении уголовного дела.
Следствием проверялась законность действий руководителей ООО “Авиапредприятие “ГАЗПРОМАВИА” по предоставлению авиационных услуг вертолета Ми-171. Каких-либо нарушений в порядке предоставления оформления и оплаты данных услуг не выявлено.
Вместе с тем, установлены недостатки в организации работы по подготовке пилотов к проведению полетов, в связи с чем следствием в адрес руководителей ООО “Авиапредприятие “ГАЗПРОМАВИА” внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Также для принятия мер по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства внесено представление должностным лицам Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу.
Содержащаяся в обращении информация о несвоевременном возбуждении уголовного дела, ненадлежащей организации поисковых работ объективного подтверждения не нашла. Постановление о возбуждении уголовного дела вынесено 11.01.2009 непосредственно после обнаружения вертолета, в соответствии с требованиями ст. 140, 146 УПК РФ, является обоснованным и мотивированным.
Согласно выводам окончательного отчета Межгосударственного авиационного комитета поисковые работы были организованы своевременно и надлежащим образом. Вопросы материальных затрат, связанных с поисковыми работами и крушением вертолета МИ-171 подлежат установлению заинтересованными организациями и ведомствами в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. _ Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации государственный советник юстиции 1 класса А.И. Бастрыкин
«Главной новостью выходных из Республики Алтай для федеральных СМИ стала информация, что Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ закрыл объединенные в одно производство уголовные дела по факту крушения вертолета Ми-8 в Кош-Агачском районе РА и по факту незаконной охоты, которую вели пассажиры вертолета. Лейтмотивом сообщений стало недовольство жителей Горного Алтая…
Политические наблюдатели с самого начала утверждали, что центр решит вынести сор из избы для расследования авиакатастрофы, в которой погиб полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, если сторонники председателя правительства РА Александра Бердникова в Кремле потерпят аппаратное поражение. Иначе ответственность за браконьерскую охоту на занесенных в Красную книгу архаров ляжет на погибших – в первую очередь на председателя комитета РА по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Виктора Каймина. Так в итоге и произошло.
В пятницу, 6 ноября, на сессии Эл Курултая был распространен ответ председателя СКП РФ Александра Бастрыкина на запрос республиканского парламента о ходе расследования громкого дела. 9 января в Кош-Агачском районе Республики Алтай произошло крушение вертолета Ми-8 с высокопоставленными пассажирами, в ходе которого погибли семь человек. Из фотографий с места авиакатастрофы был сделан вывод, что VIP-пассажиры вели браконьерскую охоту на архаров. По факту аварии было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации транспорта). После активного давления экологов и политиков СКП РФ объявил о возбуждении уголовного дела по факту незаконной охоты по ст. 258 УК РФ. Оба дела были объединены в одно производство. В сентябре сессия Эл Курултая РА обратилась к СКП с просьбой прокомментировать ход расследования. …
Любопытно, что решение о закрытии уголовного дела из-за смерти всех причастных лиц было принято еще 11 августа, однако СКП обнародовал эту информацию только после официального запроса парламента республики. Так совпало, что о возбуждении дела по факту браконьерства следователи объявили в мае после официального обращения Росприроднадзора. Тогда тоже оказалось, что дело было возбуждено еще в апреле, но об этом СКП почему-то молчал.
Разумеется, один из главных «моторов» протестного движения, руководитель Центра развития традиционного мировоззрения алтайцев, сопредседатель Вече - Курултая народов Республики Алтай Сергей Кыныев выступил против решения о закрытии дела, пообещав, что уже сегодня-завтра будет подана заявка о проведении митинга в Горно-Алтайске 22 ноября, конкретный план действий утвердит исполком Вече – Курултая. По словам Сергея Кыныева, если закрытие дела – сигнал о переназначении Александра Бердникова, чей срок полномочий истекает в январе, то ситуация в Горном Алтае «будет накаляться». «Мы не будем сидеть сложа руки», – отметил оппозиционер.
Его коллега по исполкому Вече – Курултая депутат алтайского Госсобрания от КПРФ Мария Демина заявила, что решение демонстрирует «цинизм власти», поскольку ответственность за организацию охоты легла на летчика, музыканта и охотоведа, притом что в вертолете присутствовал вице-премьер Анатолий Банных.
Однако сенсация фактически оказалась дутой. Так, бывший заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь, занимающий пост префекта Северного административного округа Москвы, не нашел ничего «криминального» в решении СКП и осудил только затягивание объявления итогов расследования. «Я достаточно много говорил о том, что с разбившегося вертолета велась охота на архаров самым варварским способом, – сообщил «ФедералПресс» Олег Митволь. – Однако так затягивать с обнародованием информации об окончании уголовного дела, заведенного по факту крушения вертолета, не стоило. Тем более что следствие выяснило, что все виновники трагедии погибли во время крушения».
Директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Игорь Честин сообщил, что юристы WWF должны будут сначала разобраться в деле перед тем, как делать какие-то заявления. Он не уточнил, что именно подразумевается в данном случае под словом «разобраться», однако не исключил справедливость решения следователей…» Экспертный канал «ФедералПресс», Александр Галичанин, 09.11.2009
«Спустя пять месяцев после крушения вертолета Ми-8 в январе 2009 года в Кош-Агачском районе Республики Алтай Межгосударственный авиационный комитет (МАК) неожиданно обнародовал отчет по результатам расследования этой авиакатастрофы. МАК впервые официально объявил, что пассажиры вертолета занимались охотой с борта вертолета и это стало косвенной причиной трагедии, унесшей жизни 7 человек.
Достаточно откровенный отчет при этом опровергает большинство экзотических версий, сопутствовавших следствию. Однако основную вину ведомство, как это и предполагали наблюдатели, возложило на погибшего командира Горно-Алтайского летного отряда Владимира Подопригору. Кроме этого, из текста можно сделать вывод, что обнародованный на минувшей неделе отчет мог быть готов еще в январе.
«В 6.11.22,5 на бортовом магнитофоне зафиксирована неоднократно повторяющаяся фраза пилотирующего пилота (пассажира): «Пусти, пусти, пусти, пусти…» – что, вероятно, свидетельствует о вмешательстве командира воздушного средства в управление вертолетом и затруднении продолжения выполнения маневра форсированного разворота» – эта сухая реплика из отчета МАК заменяет примерно половину 56-страничного текста отчета.
Таким образом, следствие подтвердило версию, муссировавшуюся сразу после обнаружения вертолета, что второй пилот Ми-8 Максим Колбин легко пострадал, поскольку находился не на своем рабочем месте. Вместо него там сидел Владимир Подопригора с его значительным опытом пилотирования в горной местности, и именно он пилотировал вертолет в момент крушения.
По данным отчета ведомства, крушение произошло всего через 1,5 секунды, фраза «Пусти, пусти» принадлежит командиру экипажа Алексею Баяндину, который попытался вмешаться в управление.
«Установлено, что в 5.17 экипаж обнаружил диких животных и в 5.26 произвел посадку для высадки охотников, затем после взлета в течение 10 минут загонял на них диких животных, в результате чего одно животное было убито. Экипаж вновь произвел посадку, забрал охотников, после чего они приступили к отстрелу диких животных с вертолета», – говорится в отчете МАК.
В документе утверждается, что всего за время охоты было убито три животных, что опровергает не только заявления некоторых СМИ о якобы расстрелянных 38 архарах, но и, возможно, майское сообщение Геблеровского экологического общества, чья экспедиция якобы обнаружила четвертую тушу убитого архара.
Из документа следует, что во время поиска третьей, последней туши «экипаж, наблюдая за передвижением животных, отвлекся от пилотирования вертолета», а в это время воздушное судно начало снижаться «с вертикальной скоростью около 2–3 м/с».
МАК не исключает, что вертолет снижался «из-за нисходящего воздушного потока», поскольку судно «в это время находится у северного теневого склона горы высотой 3402 м». Далее Ми-8 задел хвостовым винтом склон горы и упал.
«Причиной катастрофы вертолета явились ошибка в пилотировании пассажира, находившегося на рабочем месте второго пилота и осуществлявшего активное управление вертолетом. Он допустил снижение при выполнении форсированного правого разворота с внешним скольжением в горном ущелье, ширина которого была менее допустимой, чем по РЛЭ (500 м), – утверждается в отчете Межгосударственного авиационного комитета. –
Другой ошибкой стало отвлечение внимания членов экипажа, приведшее к потере контроля за высотой и неправильной оценке положения вертолета относительно препятствий».
Среди других факторов, способствовавших авиакатастрофе, ведомство назвало «самовольное изменение характера задания на полет и выполнение полета по отстрелу диких животных с вертолета», «допуск к управлению вертолетом Ми-171 постороннего лица», «нарушение безопасных высот полета», «несоблюдение технологии работы членов экипажа и взаимодействия со стрелками-охотниками при отстреле диких животных».
Кроме этого, в ведомстве заявили, что «экипаж неоднократно дезинформировал органы ОВД, сообщая неправильные сведения о своем местонахождении и характере выполняемых работ»: о фактах сознательной лжи диспетчеру в отчете говорится трижды, причем проверить заявления пилота было невозможно. По заявке на полет на вертолете не было самолетных радиоответчиков и спутниковых средств связи, поэтому фиксировать местоположение воздушного судна можно было только по докладам экипажа.
После крушения аварийный радиомаяк не сработал автоматически (однако он был исправен, и после появления спасателей на месте катастрофы радиомаяк был ими включен), а выживший второй пилот якобы не смог его включить. Впрочем, одной из причин поломки радиомаяка стало его размещение в хвостовой балке, наиболее подверженной разрушениям в случае крушений
Отметим, что фактически отчет МАК опроверг несколько наиболее экстравагантных версий в стиле «теорий заговора» о массовом отстреле десятков архаров, подтвердив, тем не менее, факт замены второго пилота на Владимира Подопригору и факт браконьерской охоты с борта вертолета. Однако другая версия, касающаяся якобы сознательного отказа выживших от включения аварийного радиомаяка, чтобы «дождаться специальной команды по очистке места происшествия», не подтверждается, но и не опровергается. Ведомство в своем отчете ограничивается всего лишь рекомендацией по проведению практических занятий по работе с подобными устройствами.
Любопытной остается дата составления отчета, не указанная в документе. Конечно, можно предположить, что отчет ведомства о расследовании был опубликован через пять месяцев после инцидента из-за необходимости пройти все формальности и выполнить все экспертизы. Но, судя по тексту относительно пострадавших, документ был готов еще в середине января, в те самые дни, когда экологические организации требовали возбуждения уголовного дела по факту незаконной охоты. «По состоянию здоровья выживший пассажир № 1 находился на стационарном лечении с 11.01.2009, после 21.01.2009 будет переведен на амбулаторное лечение», – говорится в документе. Судя по характеру травм, этот пассажир № 1 является бывшим вице-премьером правительства Республики Алтай Анатолием Банных, который как раз в 20-х числах вел довольно обычный образ жизни. А ведь факт браконьерства признан в отчете МАК, который в то время отказывался от любых комментариев.
Текст отчета является очень подробным изложением датированной 15 января служебной телеграммы Росавиации, о которой «ФедералПресс» сообщал еще в самом начале февраля. Там также указывается на отсутствие на своем месте Максима Колбина, на охоту на архаров, на то, что второй пилот не включил радиомаяк, приведенный в действие только спасателями. В телеграмме даже говорится, что во время «отстрела с вертолета и с земли горных баранов» произошло «снижение вертолета на недопустимо малую высоту», а «при очередном заходе для поднятия на борт подстреленного горного барана вертолет столкнулся со склоном горы». В тот момент было неясно, откуда у Росавиации столь подробные сведения о ходе катастрофы, но первые утечки из МАК по поводу возможного браконьерства пассажиров разбившегося Ми-8 приходятся как раз на 13–14 января.
Возможно, текст отчета Межгосударственного авиационного комитета был готов практически сразу после авиакатастрофы. Можно только догадываться, почему он обнародован именно сейчас.(прим. FLB – в июне 2009 г.) Возможно, слишком много домыслов по поводу алтайской трагедии стало появляться после крушения вертолета с губернатором Иркутской области Игорем Есиповским, возможно, это происходит в рамках расследования уголовного дела по факту незаконной охоты, о возбуждении которого было объявлено в мае». Экспертный канал «ФедералПресс». Евгений Захаренко, Александр Галичанин, 15.06.2009