Убит известный московский предприниматель, владелец баскетбольного клуба и агент КГБ в Израиле Шабтай Калманович
"Серебристый «Мерседес» был в упор обстрелян из соседнего автомобиля. Тяжело раненный водитель пытался преследовать убийц, но силы вскоре оставили его, и «Мерседес» уткнулся в столб неподалеку от Новодевичьего кладбища. На переднем правом сидении в нелепой позе застыл 61-летний Шабтай Калманович.
Через полчаса радио- и телеэфир взорвался: «Москва, 2 ноября. Около 17:00 в районе Краснопресненской набережной совершено очередное громкое заказное убийство. В Калмановича, сидевшего на переднем пассажирском сидении, было выпущено не менее 20 пуль. Он скончался на месте происшествия. Его водитель госпитализирован в тяжелом состоянии...»
Барон, шпион, меценат
Биография Калмановича будто списана со страниц авантюрного романа. Обаяние международного авантюриста сочеталось в нем с бульдожьей деловой хваткой. Он входил в узкий круг столичных бизнесменов, который называли «группой Лужкова». В начале 90-х мэр Москвы остро нуждался в инвестициях и долго хранил благорасположение к тем, кто поделился «наличными» в трудные для города годы.
Родился Калманович в 1948 г. в Каунасе. Получил высшее инженерное образование. В 1971 г. вместе с родителями эмигрировал в Израиль, учился в Иерусалимском университете. В 1980-1981 гг. стал одним из самых богатых людей из советской диаспоры. Пользуясь близким знакомством с Бени Маршаком, руководившим абсорбцией евреев из СССР, внедрился в элиту правящей Рабочей партии Израиля. Был хорошо знаком со многими руководителями Израиля.
В 1985 г. Калманович способствовал приходу к власти в африканской Сьерра-Леоне диктатора Джозефа Саиду Момоха и создал его службу безопасности. Почти сразу Сьерра-Леоне стала базой для международного терроризма и отмывания денег.
В 1988 г. Калманович получил в Израиле девять лет тюрьмы за шпионаж в пользу СССР. По утверждению самого шпиона, он добывал не военные и политические секреты, а сугубо промышленные, в частности, новейшие образцы в области биотехнологий и электронных систем управления, в которых нуждалась советская промышленность.
Досрочно освободиться из тюрьмы Калмановичу помог Иосиф Кобзон. Народный певец уговорил подписаться под просьбами о помиловании М. Горбачева, А. Руцкого, И. Глазунова, В. Спивакова и других политиков и деятелей культуры.
В 1993 г. освобожденный и его спаситель открывают в России совместное «дело»: российско-венгерское СП «Лиат-Натали», фармацевтическую компанию, названную по именам дочерей Кобзона (президент) и Калмановича (генеральный директор). «Лиат-Натали» имела также сеть магазинов фирменной спортивной одежды в Москве и Санкт-Петербурге. С 1995 г. Кобзон вышел из состава СП, но остался, по некоторым сведениям, президентом АО «Лиат-Натали».
Спортсмен
В 1996 г. Калманович, исполняя обязанности президента Национального фонда спорта (НФС), руководил проектом строительства рыночного комплекса «Тишинка». В «Тишинку» были вложены сногсшибательные по размерам бюджетные деньги, вырученные НФС от беспошлинной торговли спиртным и сигаретами. Построив Тишинский рынок, Калманович продал его и, если не ошибаются милицейские источники, до последнего времени был директором Дорогомиловского рынка.
Тогда принадлежность Калмановича к миру спорта выражалась в том, что он купил литовский баскетбольный клуб «Жальгирис». С 2003 г. работал в российских женских баскетбольных клубах, которые добивались прорывных результатов. В декабре 2008 г. он был назначен генеральным менеджером женской сборной России по баскетболу.
Одним из его друзей был вор в законе Вячеслав Иваньков, недавно похороненный на Ваганьковском кладбище. Некоторые газеты уверяют, что в 2002 г. Иваньков был замечен на свадьбе старшей дочери Калмановича.
Предприниматель был женат трижды. Первый раз в Израиле - на ленинградке Татьяне, которая произвела на свет дочь Лиат. Вторая жена - актриса Анастасия Калманович, заметная персона в светских кругах Москвы, продюсировала певицу Земфиру и группу «Токио». Дочь от второго брака - Даниелла. Третья жена Шабтая - Анна Архипова, бывшая член сборной России по баскетболу.
Версий о мотивах этого заказного убийства можно строить бесконечное множество. Серьезные проблемы у Калмановича возникали во всех сферах его интересов - и в фармацевтике, и в строительстве, и спорте, и тех еще, о которых мы не знаем. Например, в московских деловых кругах утверждается, что Шабтай был настоящим владельцем парфюмерной сети «Арбат-Престиж».
Однако заставляет прислушаться к себе одна версия, высказанная осведомленным сотрудником Следственного комитета прокуратуры, пожелавшим сохранить анонимность. Это «выдавливание» из крупного столичного бизнеса представителей «группы Лужкова», тех, на кого мэр опирался в начале своей карьеры. Владелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов и строитель делового центра Москвы Шалва Чигиринский уже были вынуждены выехать за пределы России, ощутив угрозу не только для своего бизнеса.
Возможно, и Калманович стал жертвой своей уверенности во влиятельных друзьях и силе наличных денег."