То, что произошло 1 октября прошлого года в киеве, не назовешь "несчастным случаем на дороге" - у порога своего дома двумя выстрелами в упор был убит начальник Юго-западной железной дороги Борис Олейник - старейший из всех начальников дорог на бескрайних просторах экс-СССР.
"В пятницу, 1 октября 1999 года в 19.45 Борис Олейник возвращался с работы домой. Его квартира находится в девятиэтажном жилом доме по улице Гончара, 62 в центре Киева. Дом расположен в пятнадцати минутах ходьбы от здания ЮЗЖД и Борис Степанович частенько хаживал домой пешком. На этот раз отправился на служебной машине. Олейника привез персональный водитель Владимир Нечай. Он сопровождал шефа до дверей квартиры, находящейся на пятом этаже. Нет, престарелый водитель отнюдь не тянул на личного охранника - просто помогал шефу поднести пакеты с покупками.
Когда Олейник и Нечай вышли из лифта, у них за спиной появился киллер, который до этого прятался в нише у мусоропровода. Очевидно, первая пуля досталась водителю. Вторая - его шефу. Оба выстрела были смертельными. После этого убийца сделал два контрольных выстрела и спустился по лестнице на улицу, где его ожидала иномарка темного цвета. Киллер пользовался старушкой-"Береттой" с глушителем, который отвалился после второго выстрела. Поэтому некоторые жильцы, в том числе дочь железнодорожника, услышали два хлопка. Однако никого это не насторожило. Милиции стало известно о случившемся только через 15 минут. Ориентировка всем подразделениям милиции задерживать автомобили, похожие на тот, что отъехал от дома Олейника, результата не дали.
Сразу после трагического известия была создана следственно-оперативная группа из представителей всех правоохранительных ведомств Украины. Всего в следственно-розыскных мероприятиях по этому делу было задействовано около 200 человек.
Опросы жителей улицы Гончара и прилегающих районов позволили установить облик, возможно, именно того человека, который выполнил смертельный заказ. Как утверждают жильцы, на протяжении нескольких дней накануне убийства невысокого молодого человека лет тридцати встречали в этом районе, в частности, в подъезде дома, где проживал Олейник. Консьержа в подъезде не было, шифрованный замок зачастую не использовался жильцами.
Версии и слухи
Замминистра внутренних дел, тогдашний начальник киевской милиции генерал Михаил Корниенко поспешил сообщить прессе, что следствие отрабатывает семь версий. Все они касаются профессиональной деятельности Олейника. По словам Михаила Корниенко, с ЮЗЖД сотрудничали 700 коммерческих структур. Заметим: железная дорога в Украине сегодня является одним из немногих предприятий, работающих прибыльно, к тому же является естественным монополистом, что делает ее весьма привлекательной для частного бизнеса. В такой ситуации неизбежны те или иные коммерческие конфликты с частными структурами, зарабатывающими на связях с ней. Поэтому главные версии следствия по сей день связаны с кредитами и собственно перевозками на дороге.
Все коллеги Олейника отрицают возможность убийства их начальника в связи с его коммерческой или политической деятельностью. Это был профессионал, фанат своей работы и патриот - уверяют они. Наиболее вероятная версия - Олейник отказал какой-то коммерческой структуре "прокрутить" противозаконую комбинацию. Впрочем, не нам указывать следствию, какой версии отдавать предпочтение, но несомненно, члены оперативно-следственной группы пристально изучили профессиональные связи и познакомились с личностью Олейника.
Из досье FLB: Борис Степанович Олейник, 1934 года рождения. После окончания в 1957 году Днепропетровского института инженеров железнодорожного транспорта прошел путь от дежурного по станции до начальника Конотопского отделения ЮЗЖД. С 1980 года до последнего своего дня руководил ЮЗЖД. Он - единственный начальник дороги во всем СНГ, который оставался на этой должности с советских времен.
Народный депутат 10, 11 и 12 созывов Верховного Совета Украины. С 1991 по 1993 годы в период формирования национальной структуры железных дорог Олейник совмещал должность руководителя ЮЗЖД с постом Президента Госадминистрации железнодорожного транспорта "Укрзалізниця". При последующем его утверждении на посту Президента "Укрзалізниці" Олейник отказался от этой должности. По одной из версий - потому что председатель Верховного Совета Иван Плющ неуважительно отозвался об "Укрзалізнице". По другой - потому что Олейник решил сохранить себе более "теплое" место начальника ЮЗЖД: должность руководителя дороги, осуществляющей 60% всех железнодорожных перевозок по Украине позволяет держать под контролем и влиять практически на любой вопрос, в том числе, касающиеся сотрудничества с коммерческими структурами.
Профессионал, был корректен с подчиненными, большое внимание уделял развитию социальной сферы, воспитал не одно поколение железнодорожников. "Жил работой", отличаясь неприхотливостью в быту. У Олейника не было даже служебной дачи. Помогал средствами в строительстве церквей.
За время руководства Олейником ЮЗЖД достигла грандиозных успехов. С 1991 года проложено 1000 километров новых путей, электрифицировано свыше 300 километров железной дороги.
У Олейника двое детей, сын Владимир в последние годы занимал пост заместителя начальника "Укрзалiзницi" по пассажирским перевозкам.
Одной из версий следствия была такая: месть сыну Владимиру. Но, как сообщил автору помошник Владимира Олейника, у Олейника-младшего не было заклятых врагов. Впрочем, никто не мог бы поверить, что таковые имелись и у его отца.
Должность начальника дороги в своем роде уникальна. Вышестоящие административные структуры - Госадминистрация железнодорожного транспорта "Укрзалізниця" и Министерство транспорта осуществляют большей частью общее руководство. Но в своем хозяйстве начальник дороги - царь и Бог. Чтобы представить насколько перспективна железнодорожная отрасль в плане личного обогащения ее руководителей, достаточно вспомнить Генерального директора "Укрзалізниці" 1993-97 годов Леонида Железняка. Сегодня общеизвестно, что этот железнодорожный чиновник долгое время бесконтрольно проводил комбинации, которые принесли ему многомиллионное состояние. Его бегство с Украины на территорию России, где он занимает сегодня крупный пост, напоминало скорее отход на заранее подготовленные позиции. Железняк уезжал в персональном железнодорожном составе с неесколькими представительскими вагонами и вагонами-рефрежираторами, доверху забитыми недешевым скарбом и товарами. Это железнодорожное имущество так и не вернулось в Украину. Против Железняка в Украине возбуждено несколько уголовных дел, однако Россия и слышать не хочет о выдаче столь ценного железнодорожого кадра, возглавляющего сегодня Союз перевозчиков стран СНГ.
Очень многое на железной дороге зависит от личности ее руководителя. Олейник мог дать под погрузку состав, а мог и не дать, обрекая грузоотправителя на грандиозные убытки. В его компетенции - маршрутизация состава, который, при желании можно и "потопить", не проведя ни по одному учету. Дать вагоны можно как новые, так и аварийные (подвижной состав украинских путей сообщения находится в плачевном состоянии). Во втором случае опять же владелец груза несет убытки от порчи груза в дороге, которые ему никто не возместит. Поэтому у многих возникает желание "подмазать" руководителя.
Существуют давно опробированные чисто криминальные "железнодорожные" методы обогащения. Вот один из них. Следует заметить, что ЮЗЖД пропускает основной поток транзита, следующего через Украину, прежде всего от своих западных соседей, а также из черноморских портов. Оплата провоза состава "от границы до границы" в среднем обходится владельцу груза в 50 тысяч долларов. Но начальник дороги в состоянии дать распоряжение, чтобы транзитный состав пропустили якобы внутрь Украины - до ближайшей приграничной станции. Естественно, при этом владелец груза экономит на оплате услуг железной дороги десятки, а то и сотни тысяч долларов. А ведь ежедневно через Украину следуют десятки и сотни транзитных составов...
Впрочем, даже проводить аналогии между Олейником и Железняком - некоректно, поскольку первый был "державным человеком", второй - криминальной фигурой в железнодорожной форме. Но все же к массе лестных отзывов коллег Олейника об их погибшем руководителе, объективности ради, следует добавить ложку дегтя. В сейфе Бориса Олейника, вскрытом сразу после его смерти, было обнаружено 53 тысячи долларов. Как простодушно прокомментировал сей факт один из его заместителей, намекая на преклонный возраст патрона: "Что вы хотите - человек готовился к уходу на пенсию". Есть данные и о трех счетах, принадлежавших Олейнику, на которых в общей сложности находилось по разным данням от полумиллиона до нескольких миллионов долларов. Об этом было сообщено даже по Первому Национальному каналу Украинского телевидения.
Но даже если у Олейника и отсутствовали неформальные отношения с коммерческими структурами, он и без того мог кому-то очень сильно неугодить: должность такая. Быть порядочным руководителем, тем более такого ранга, сегодня в Украине смертельно опасно. Сразу после убийства теперь уже бывшего начальника ЮЗЖД его кабинет был опечатан районной прокуратурой, а в приемной неотлучно находился работник милиции. Движение по сечам ЮЗЖД и "Укрзализныци" были преостановлены, началась проверка финансово- хозяйственной деятельности этих предприятий, впрочем, без интересных для следствия находок.
Депутат Верховной Рады Сергей Терехин сразу после убивства заявил, что первопричиной смерти Олейника стала его принципиальная позиция в вопросах тарифообразования на услуги железной дороги и расценок на транзитные перевозки. Впрочем, железнодорожные чиновники отрицают такую воозможность: проблема снижения тарифов на железнодорожные перевозки, о чем так много говорили в Украине в последнее время, - это уровень правительства, а мнение Олейника по этому вопросу было важным, но не решающим.
Поговаривают, что незадолго до убийства Олейник отказал некой коммерческой структуре предоставить цистерны под перевозку топлива, что явно ломало планы коммерсантов. Этот отказ мог обойтись коммерсантам в кругленькую сумму упущеной выгоды. А жизнь человеческая по нынешним временам так дешева...
Не исключен и тот вариант, что какой-то влиятельной коммерческой структуре, решившей делать свой железнодорожный бизнес, попросту не удалось договориться с Олейником о "долговременном сотрудничестве". А ждать, когда начальник дороги отправится на пенсию, и на его место прийдет более сговорчивый, можно было очень долго.
Так все же, что могло стать причиной убийства: локальный конфликт руководителя дороги с коммерческой структурой или общее недовольство некоего бандита в обличье предпринимателя фигурой, занимающей пост начальника ЮЗЖД? Знай следствие ответ на этот вопрос, круг подозреваемых удалось бы значительно сузить.
Поспешное убийство
Поставим себя на место следователей. Итак, в доме, где проживат Олейник два лифта. Оба выходят на одну площадку, а сбоку - лестничный пролет, попасть на который можно лишь пройдя через балкончик с видом во двор. Убийца мог без труда занять наблюдательный пункт на балкончике и не мог не увидеть или же получить сигнал от помошника (тот мог сидеть за рулем машины, которая по свидетельству очевидчев, умчалась от дома сразу после убийства) о прибытии Олейника, которого привез на дежурном РАФе его персональный водитель. У Олейника было два служебных авто: БМВ-525 и "Шкода-Фелиция". Нередко он в одиночестве возвращался с работы пешком. Маршрут проходил по центру города. Таким образом застать Олейника одного не представляло труда.
А чтобы попасть в подъезд (по статистике - любимое место для работы киллеров) следовало открыть кодовый замок на входой двери и избежать встречи с охраной сильных мира сего, соседствующих с начальником ЮЗЖД. Так, двумя этажами ниже проживает нардеп Игорь Плужников (телеканал "Интер"), которого постоянно охраняют бойцы "Титана". Но как заявляет сам Плужников, во время убийства он - соответственно и охрана, - находился в офисе на улице Дмитриевской. Киллеру повезло, или он ждал этого момента?
Итак, убийца не мог не знать, что Олейник поднимается с водителем. Следовательно мог выбрать более подходящий момент для убийства и избежать дополнительного риска и лишней крови, выждав, когда Олейник будет возвращаться один. Тем не менее водитель был убит вместе с шефом. Причин этому могло быть две: непрофессионализм исполнителя заказа (что маловероятно, исходя из действий преступника), либо предельная спешка: "сегодня и сейчас"!
Быть может, Олейник незадолго до этого получил компроментирующую кого-то информацию, и человек, которого она касалась спешил, чтобы Олейник не успел ее разгласить? Следует вспомнить, что начальник ЮЗЖД входил в состав Координационного комитета по борьбе с преступностью при Президенте Украины. Пожелай он вывести кого-то на чистую воду - это удалось бы ему без труда. Но кого? Следственно-оперативная группа так и не нашла ответа на этот вопрос.
Олейника мог "заказать" крестный отец русской мафии?
Весьма любопытной выглядит еще одна версия, которая весьма извилистым путем выводит нас на такую колоритную фигуру как Семен Могилевич, о существовании которого весь мир узнал в связи со скандалом об отмывании российских денег в "Бэнк оф Нью Йорк".
Вскоре после убийства Олейника нардеп Анатолий Ермак, известный своими скандальными изобличениями отцов украинской нации и на этот раз сделал сенсационное заявление, которое почему-то не вызвало ажиотажа. Он сказал, что это убийство связано с отмыванием грязных российских денег в американсокм банке, а Борис Степанович "где-то стоял на пути движения финансовых средств и был неудобен людям из транснациональных корпораций".
И еще одно заявление, которое на первый взгляд не имеет связи с предыдущим. Как заявил вскоре после убивства начальник киевской милиции генерал Корниенко, одна из версий следствия связана с кредитами и перевозками на ЮЗЖД. Особое внимание при этом уделяется перевозке нефтепродуктов. В этой связи была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности ЮЗЖД, которая, как уже упоминалось, завершилась безрезультатно. В то же время, как сообщил автору первый заместитель начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Александр Дульский, у милиции нет претензий к ведению коммерческой деятельности на ЮЗЖД. Однако милиции известно, что Олейник противостоял некоторым коммерческим структурам, которые стремились заключить с железной доргой договоры, выгодные только коммерсантам. В частности, это касается грузовых перевозом, подчеркнул Дульский.
Попытаемся сопоставить приведенные выше высказывания. Как следует из многочисленных публикаций мировой прессы относительно скандала вокруг "Бэнк оф Нью Йорк", непосредственное участие в отмывании грязных российских денег принимал глава фирмы "Бенекс", легендарный Семен Могилевич - выходец с Украины, а ныне, - если верить американских газетам и ФБР, - самый ужасный мафиози планеты.
А вот что писал о Могилевиче "Московский комсомолец": "Угроза НАТО", "король русской мафии на Западе", "торговец оружием и ядерными материалами"... Сам Могилевич на страницах той же газеты опроверг все страшные обвинения в свой адрес примерно в таком духе: "Когда жена узнала из газет, сколько у меня миллиардов на счетах, устроила скандал, а успокоившись, сказала: "Может, теперь мы таки купим новый ковер в гостинную".
В прошлом году меньше чем за неделю фамилия Могилевич встала в один ряд с Аль Капоне, Эскобаром, Саддамом Хусейном и другими злодеями вселенского масштаба. Семена Могилевича обвиняли в "отмывке" через "Бэнк оф Нью-Йорк" только за 1998 год 15 млрд. долларов. А наряду с ним в число "подозреваемых" попали Борис Ельцин, Анатолий Чубайс, Александр Лившиц, Татьяна Дьяченко, Олег Сосковец и другие члены президентской "Семьи".
Из досье FLB: Семен Могилевич, 53 года, уроженец Киева, в 1990 году женился на венгерке и переехал жить в Венгрию. Имеет израильское гражданство. Личное состояние точно неизвестно, по утверждениям американской прессы - примерно 100 миллионов долларов. В молодости промышлял мошенничеством и грабежами на Киевском железнодорожном вокзале, отчего получил кличку "Сева Киевский". После переезда за границу, по данным спецслужб, наладил каналы переправки контрабанды в СНГ, приторговывал оружием, поставлял в Европу проституток из СНГ. Успешно вложил стартовый капитал на североамериканской бирже. Перемещается по всему миру. Не забывает и Киев (в последний раз был здесь в феврале 1999 года), где остались могилы его близких и личный бизнес.
По сведениям правоохранительных органов и прежде всего ФБР, бизнес Могилевича в Украине равно как и во всем мире - это проституция, торговля наркотиками и оружием. Находясь постоянно за границей, контроль над финансовыми потоками Могилевич осуществлял с помощью доверенных лиц. В декабре 1998 года в Ужгороде был расстрелян местный авторитет Михаил Токарь по кличке "Геша", который являлся "смотрящим" (представителем) Могилевича в Закарпатье. На пышных похоронах некто Вахтанг Уберия ("Ваха") пообещал 100 тысяч долларов тому, кто укажет на убийцу.
Из досье FLB: "Ваха" - представитель Могилевича в Киеве. До недавнего времени являлся заместителем начальника Государственного центра комплексного транспортного обслуживания "Укрзалізниці". Стоял у истоков создания "Экспресс-банка", руководителем которого был на протяжении четырех лет, как раз в то время, когда банкиры наживали миллионные состояния в течении считанных недель. Тесно связан с Леонидом Железняком, по инициативе которого был создан "Экспресс-банк", учредителем которого является "Укрзалізниця". Выдвигал свою кандидатуру в депутаты Верховной Рады Украины. Проиграл председателю "Нефтегаза Украины" Игорю Бакаю.
Сведущие люди утверждают, что "Экспресс-Банк" был подконтролен Могилевичу. Как заявил автору сам Вахтанг Уберия, они одноклассники с Могилевичем и поддерживают дружественные контакты по сей день. Однако "Ваха" полностью отрицает свою и Могилевича связь с криминалом. Совместную коммерческую деятельность с Могилевичем Уберия также отрицает. Впрочем, признает, что когда-то, в начале 90-х организовал ряд торговых точек на Киевском железнодорожном вокзале, однако это в прошлом, и Могилевич не имел к этому никакого отношения, это был бизнес Уберии.
Впрочем, доподлинно известно, и Уберия этого не отрицает, что в 1994 году фирма "Аригон", принадлежащая Могилевичу, поставляла в Украину дизельное топливо по цене на треть ниже рыночной, к тому же с отсрочкой оплаты до девяти месяцев. Естественно, за это Могилевичу должны были быть обещаны некие весьма выгодные условия рассчета. Но какие? Быть может, именно в этой связи депутат Ермак говорил о связи убийства Олейника с отмывкой "грязных российских денег".
Любопытно, будет ли следствие по делу об убийстве начальника ЮЗЖД проверять состояние дел в "Экспресс-банке"? И не ожидает ли Украину очередной международный скандал, весьма схожий со скандалом вокруг отмывания российских денег на Западе?
Честь мундира или честь страны?
Может показаться, что мы отвлеклись от первоначальной темы публикации. Хотя, автору представляется, что все вышесказанное непосредственно касается вопроса: будет-ли раскрыто загадочное убийство на улице Гончара,62.
Сразу после убийства Бориса Олейника в Украине прозвучали заявления, что раскрытие этого преступления - дело чести правоохранительных органов. Но с другой стороны - не исключено, что факты, которые могут открыться при расследовании этого дела, поставят большое грязное пятно на международном авторитете украинской державы.
Представляется, что если для изобличения преступников власти придется поставить на кон остатки авторитета украинского государства на международной арене, то шансов у следственно-оперативной группы найти заказчиков убийства почти никаких не останется. И длительное время, прошедшее с начала расследования, все увереннее свидетельствует о том, что правоохранительные органы все-таки пожертвуют честью своего мундира ради международного престижа Украины.
Что касается Уберии и, соответственно, Могилевича, то их упоминание в контексте этой смерти представляется не случайным вот еще почему: вскоре после убийства Степана Олейника его сын был назначен на отцовский пост - начальником ЮЗЖД. Это назначение совпало с увольнением Вахтанга Уберии с занимаемой должности в "Укрзалізнице". Отныне "Ваха" больше не работает в структурах Украинских железных дорог.
По неофициальным данным из аппарата "Укрзалізниці", бескровное увольнение Уберии означает, что Олейник-младший должен прекратить выяснение причин и преследование заказчиков и исполнителей убийства отца. Но как будет на самом деле - покажет время.
Железнодорожный передел по-украински
В апреле этого года президент Украины Кучма своим Указом "О привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей железнодорожного транспорта Украины" уволил трех основных руководителей "Укрзалізниці" - за нарушение финансово-хозяйственной деятельности и отсутствие надлежащего контроля, сделал выговор Министру транспорта. Также уволены с занимаемых должностей начальник ЮЗЖД Владимир Олейник и его заместители. Если Олейника просто убрали с ключевого места - он вернулся на прежнюю должность заместителя начальника "Укрзалізниці" по пассажирским перевозкам, то главному инженеру ЮЗЖД Михаилу Шавловскому сегодня нелегко - вскоре после убийства Бориса Олейника "органы" провели обыск на его квартире, где обнаружили 100 тысяч долларов - в холодильнике. Кстати, именно в такую сумму оценивается ущерб, нанесенный ЮЗЖД в процессе мудреной комбинации по закупке в Югославии в 1998 году резиновых прокладок под рельсы. В транспортной милиции считают, непосредственное участие в этой операции принимал главный инженер.
В ходе следствия по делу об убийстве Бориса Олейника были проверены финансово-экономическая деятельность Управления Юго-Западной железной дороги и деятельность "Экспрессбанка". В отношении председателя правления "Экспрессбанка" возбуждено уголовное дело, следователи пытаются доказать факты подделки им протокола заседания банка и присвоения 70750 гривен. А бывший начальник службы путей ЮЗЖД проходит по делу, в котором ему инкриминируют незаконные финансовые операции после получения около 800 000 гривен кредита в том же банке. Деньги он, по мнению милиции, перевел на счета коммерческой фирмы своего сына. По данным УМВД Украины на ЮЗЖД, это лишь малая часть всех уголовных дел, возбужденных после убийства Бориса Олейника.
Есть основания предполагать, что в Украине начался большой транспортный передел. Не только железнодорожный, но и авиационный, а также и передел некогда мощного морского и речного флота. Что же касается ЮЗЖД, ныне дорогой руководит бывший гендиректор "Укрзалізниці" и замминистра транспорта Анатолий Слободян, занявший место Владимира Олейника, который продержался в отцовском кресле всего несколько месяцев и был смещен президентским Указом "за серьезные недостатки в работе". Естественно, истинный хозяин на ЮЗЖД сегодня не Слободян, а кто-то иной. Ибо давно уже украинские железные дороги являются государственными лишь номинально. И вполне вероятно, что истинной причиной убийства Бориса Олейника была попытка подтолкнуть процесс передела железных дорог под маркой расследования убийства начальника ЮЗЖД. "