FLB: В Москве ожидается серия административных рокировок. 7 сестер легкого поведения. Кандидаты на пост Министра сельского хозяйства. Прощание с Христенко, Зубковым и Щеголевым?
"Как сообщило латвийское издание «Бизнес & Балтия» со ссылкой на информацию на окружение российского премьера, «этой осенью несколько «людей Медведева» могут лишиться своих постов». Команда Медведева, по мысли окружения премьера, провалила задачу антикризисного управления и не смогла мобилизовать элиты и ресурсы для преодоления кризиса. Как стало известно, совещание, на котором обсуждался этот печальный факт, состоялось еще в июне, и было воспринято рядом российских управленцев как сигнал к переделу административного пространства.
На смену конкуренции либералов и силовиков уже пришла конкуренция госменеджеров высшего звена, основным ресурсом которых является «доступ к телу» Владимира Путина. Между наиболее влиятельными госуправленцами в ближайшее время развернется серьезная борьба за перераспределение российской экономики. Для этого каждому из российских топов понадобится сильная команда.
Вал чиновных доносов вынудил включатся в "процесс" вице-премьера Игоря Сечина и главу «Ростехнологий» Сергея Чемезова. Оба они близки премьеру и смогут зафиксировать «административную прибыль» в ходе правительственных пертурбаций. Куратор ТЭКа, энергетики и промышленности, вице-премьер Игорь Сечин может существенно усилить свои позиции. Проблема в том, что в околооборонных отраслях его интересы неизбежно пересекаются с Чемезовым, который стремится контролировать все, хотя бы отдаленно напоминающее оборонное производство. Для усиления позиций Сечину необходима сильная команда, которая исподволь формируется уже давно. В нее входят чиновники, входящие в состав возглавляемых Игорем Сечиным правительственных комиссий по энергетике (министр энергетики Сергей Шматко, замглавы Минэкономразвития Станислав Воскресенский), металлургии (замминистра промышленности Андрей Дементьев, замминистра природных ресурсов Сергей Донской), развитию ТЭКа (те же Шматко и Воскресенский, помощник Сечина Антон Устинов). В команду входят и близкие Сечину представители крупного и среднего бизнеса – глава «Роснефти» Сергей Богданчиков, Герман Хан из ТНК-ВР, председатель правления «Норильского никеля» Владимир Стржалковский, совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин, президент «Транснефти» Николай Токарев и другие видные представители российской бизнес-элиты.
По общим оценкам, члены «команды Сечина» могут не беспокоиться за свои кресла. Например, министр энергетики Шматко сравнительно легко пережил катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС – ведь он лоялен возглавляющему правительственную комиссию по энергетике Сечину (косвенным подтверждением этого является то обстоятельство, что Шматко сопровождает Сечина почти во всех зарубежных турне). А вот у неправильно сориентирвавшихся и не выбравших перспективного покровителя чиновников возникают проблемы.
За последние полгода существенно ослабли позиции Игоря Шувалова, юристов из окружения Дмитрия Медведева. Министр транспорта Игорь Левитин потерпел сокрушительное поражение при секвестре бюджета – расходы на дороги были срезаны более чем существенно. Сгущаются тучи и над вице-премьером Виктором Зубковым. Зубков на посту премьер-министра был фигурой временной, своего рода тактическим ходом для осуществления блестящей президентской «рокировки». Синекура в виде вице-премьерского поста досталась ему в качестве отступного, но вскоре грянул кризис. Возраст его уже пенсионный и ему активно ищут замену.
На фоне этой тенденции важно заметить, так называемые серые зоны, т.е. территории не очевидного административноего влияния. Одна из таких областей - Минсельхоз России. Отсутствие отмечающего неприкосновенный домен флажка, породил ряд движений на стреднем административном уровне, направленных против главы минмтерства Елены Скрынник. Инициативные планы по реформе ведомства предполагают, что министерство в ближайшее время сосредоточится на развитии сельхозиндустрии, и станет собственно промышленным министерством – а это, как надеются инициаторы процесса зинтересует непосредственно Игоря Сечина курирующего большую экономику в правительстве. Современный АПК – это современный промышленный комплекс, в котором активно применяются инновации, используется новая и довольно сложная техника, а число занятых на предприятиях неуклонно сокращается по причине технологических новшеств. В этом смысле по структуре АПК приближается к традиционному ВПК. К тому же тракторные заводы и заводы по производству комбайнов могут производить, как известно, и танки.
Другие проблемы, которые неизбежно встанут перед АПК, – регулирование алкогольной отрасли (рассматривается вариант с созданием спиртовой госкорпорации на базе Росспиртпрома), таможенные пошлины и субсидии на импортное зерно, субсидии для отечественных производителей – традиционно «вкусны» для бюрократии, что усиливает интригу вокруг регулирования сельского хозяйства.
Справка:
Кандидаты на пост главы Минсельхоза – замминистра Андрей Слепнев, белгородский губернатор Евгений Савченко и глава департамента по АПК правительства Игорь Руденя.
Общий объем финансирования принятой в 2007 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы составляет 551 млрд рублей из федерального бюджета на пять. Кроме того, в проекте заложена возможность софинансирования регионами, таким образом, общий объем господдержки – более 1 трлн рублей.
В условиях кризиса финансирование АПК не только не было сокращено, но даже увеличено. Согласно антикризисной программе правительства на 2009 год, в рамках поддержки сельского хозяйства правительство предпринимает меры по обеспечению доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли, защите внутренних рынков, стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции. Приняты решения о субсидировании процентных ставок в размере 100% ставки рефинансирования Банка России по кредитам для отдельных подотраслей сельского хозяйства (мясное и молочное животноводство), для чего выделено 7 млрд. рублей. Еще 10 млрд. рублей выделено на возмещение 80% от ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным в российских кредитных организациях остальными предприятиями АПК.
Также будут субсидироваться процентные ставки по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов, привлекаемых организациями рыбохозяйственного комплекса на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов и объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, а также на материально-техническое снабжение и снаряжение рыбопромысловых судов (1,07 млрд.руб.)
Увеличению кредитования предприятий АПК будут также способствовать принятые решения по расширению ломбардного списка Банка России за счет включения облигаций организаций сельского хозяйства, а также прорабатываемые меры по включению предприятий агропромышленного комплекса в перечень рекомендуемых отраслей для рефинансирования коммерческими банками под залог кредитных договоров и снижению требований к уровню риска по кредитам, выдаваемым под залог продукции. Дополнительно капитализированы ОАО "Россельхозбанк" (45 млрд.руб.) и ОАО "Росагролизинг" (25 млрд.руб.).
Согласно мартовскому докладу Елены Скрынник «о задачах по развитию агропромышленного комплекса на 2009 год», «в ближайшей перспективе будет развитие животноводства, наращивание собственного производства молока и мяса в стране. Как первоочередная мера в решении данного вопроса в 2009 году будут дофинансированы все незавершенные инвестиционные проекты в секторе животноводства на общую сумму 74 млрд. руб».
Известно несколько возможных кандидатур, а так же энергичных самовыдвиженцев на пост главы Минсельхоза – это замминистра Андрей Слепнев, белгородский губернатор Евгений Савченко и глава департамента по АПК правительства Игорь Руденя.
Руденя человек в министерстве известный с 2002 года занимается сельско-хозяйственной проблематикой в министерстве (в отличие, скажем, от курирующего АПК Зубкова или Слепнева, который до работы по нацпроектам занимался автострахованием) и всерьез рассматривался на пост министра после отставки Алексея Гордеева. Впрочем, Руденя, как сообщает издание «Бизнес & Балтия», был замешан в нескольких скандальных историях, вызвавших большое недовольство различных игроков в отрасли. Так, он имеет выговор за печально известную систему ЕГАИС, и многие в отрасли не забыли этого, что делает его кандидатуру не очень проходной. К тому же, провалы в социально значимых отраслях сильно бьют по чиновной карьере. С именем Рудени СМИ связывают и скандалы с государственными закупками зерна, что также уменьшает его шансы занять пост министра.
Комбайн идет на таран
Самым активным кандидатом на пост министра, по словам источников в правительстве, является совладелец крупнейшего производителя сельхозтехники в России «Ростсельмаша» Константин Бабкин. В начале 2000-х Бабкин приобрел репутацию хваткого грин-мейлера (специалиста в области слияний и поглощений). В последние годы он неуклонно повышает собственную политическую капитализацию. Первым шагом в этом направлении было создание движения «Аграрная Россия» в 2002 году. А в 2004 году был практически захвачен Российский союз производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Союзагромаш», президентом которого стал Бабкин. По слухам, именно в этот период Бабкин ориентируется на близких Игорю Сечину чиновников в Кремле и договаривается о получении в перспективе должности федерального чиновника.
Правда, переход из бизнеса в политику осложнился необходимостью решать проблемы «Ростсельмаша». В качестве совладельца «Ростсельмаша» Бабкин со своими партнерами столкнулся с проблемой недостаточной защищенности отечественной продукции от зарубежных поставщиков. Часть формально российской техники на деле производится за границей, например в Белоруссии, но под ограничения для зарубежных машин не попадает.
Даже наличие собственной организации долго не помогало «продвинуть» идею защиты отечественного производителя. Несмотря на протесты «Союзагромаша» в 2007 году была отменена комбинированная ставка на зерноуборочные и кормоуборочные комбайны иностранного производства в размере 100 евро за 1 кВт мощности двигателя. Не помогли обращения в СМИ и к спикеру Государственной думы Борису Грызлову.
Все изменилось с началом кризиса и связанными с ним аппаратными изменениями. Почти сразу после назначения Игоря Сечина вице-премьером и куратором промышленности он провел совещание по сельхозмашиностроению, инициатором которого выступил «Союзагромаш» Константина Бабкина. Затем дважды – в конце 2008 и в июле 2009 года премьер Путин приезжал на специально подготовленный к его визиту «Ростсельмаш».
«Владимир Путин подъехал к входу в цех готовой продукции. Зайдя внутрь, он увидел ослепительной (на полную мощность работали лампы накаливания, ни в одной из которых не было меньше 100 ватт) чистоты помещение, больше напоминающее гигантский амбар, десятки угрожающего вида машин разной стадии готовности, рабочих в новеньких красных футболках (под цвет тракторов и комбайнов), остервенело закручивающих последние гайки... Он быстрым шагом прошел по цеху (медленно при таком лихорадочном рабочем ритме в цеху идти было бы даже как-то неприлично) и через четверть часа уже начинал совещание с руководством завода. Владимир Путин не попал в другие цеха, и, может, слава богу: чего, собственно говоря, лишний раз расстраиваться от вида этих полутемных зданий, в которых рабочие в разгар дня мирно дремали в кабинах таких же полудостроенных комбайнов», - описывал последний визит премьера любимый журналист Путина Андрей Колесников из российского «Коммерсанта».
Для организации сразу двух визитов премьера необходимо очень мощное лобби на самом верху. Через своих людей в правительстве (при прямом, как утверждают, участии Игоря Сечина), Константин Бабкин получил выход на самого Владимира Путина. Во время первого визита премьер буквально спас завод от банкротства, обязав Росагролизинг выкупить комбайны. Бабкин тогда предложил правительству рекомендовать региональным властям не покупать импортную технику на бюджетные средства, ввести пошлины либо квоту на ввоз комбайнов, изменить налоговое законодательство, увеличить уставной капитал Россельхозбанка с целью оживления спроса на сельхозтехнику. Кроме того, как рассказал Бабкин во время повторного визита российского премьера, очень важно четко определить критерии предоставления технике статуса «техники российского производства».
«То есть надо четко разграничить: это российская техника, это не российская. Чтобы инвесторы и чиновники имели четкие ориентиры»,- заявил Бабкин на встрече с Путиным. «И белорусская техника, проходя сегодня через вот эти сборочные производства, получает статус «произведенной в России» и участвует в программах государственной поддержки»,-полагает Бабкин. Премьер обещал с проблемой скрытого импорта разобраться. А капитал «Россельхозбанка» и впрямь был увеличен на 45 млрд рублей. Как говорят, предложение Бабкина поддержали чиновники – глава правительственного департамента по АПК Игорь Руденя и его давний знакомый глава РСХБ Игорь Трушин.
Не исключено, что пост может покинуть глава Минпрома Виктор Христенко.
Преодоление кризиса требует более активных действий не только и не столько от Минсельхоза, но и от Министерства промышленности. Не исключено, что пост может покинуть глава Минпрома Виктор Христенко. По мнению экспертов, Христенко в путинской команде не воспринимается за своего (он даже не из Петербурга) и хорошо подходит на роль «ответственного за кризис». Кто может возглавить Минпромторг – пока говорить никто не решается, вполне вероятно, что это будет кто-то из чиновников «второго уровня», ориентирующихся на Игоря Сечина. В качестве альтернативы Христенко иногда называют его зама Станислава Наумова – чиновника амбициозного и в хорошем смысле слова современного. Он, скажем, ведет собственный блог в Интернете «Ежедневник замминистра» и, как говорят, ведет его лично в отличие от множества других бизнесменов и чиновников. Другим вероятным кандидатом на повышение является замминистра Дементьев
Конец связи?
Министр связи Игорь Щеголев также является кандидатом «на вылет». Молодой министр не смог противостоять разносторонним усилиям лоббистских групп, очень сильных в телекоммуникационной сфере (Альфа-групп, АФК «Система», «питерские связисты», Алишер Усманов) и успел приобрести множество недоброжелателей. Слабость его в качестве министра очевидна, а вот по поводу замены единства нет – обсуждаются варианты вплоть до камбэка экс-министра, а ныне советника президента Леонида Реймана.
Новые госкорпорации без излишней самостоятельности
Перестановки в ключевых промышленных министерствах будут сопровождаться и переформатированием управления госактивами в сфере промышленности. В частности, планируется создание ряда новых госкорпораций и госкомпаний. Недавно президент России Дмитрий Медведев поручил главе Контрольного управления своей администрации Константину Чуйченко (однокурсник российского президента по питерскому юрфаку и стопроцентный "человек Медведева") и Генпрокуратуре проверить деятельность госкорпораций. Российские "чеболи" - госкорпорации - активно торпедировались либералами из правительства с самого момента их создания. Критиков госкорпораций не устраивает отсутствие должного уровня контроля за их деятельностью, излишняя самостоятельность глав госкорпораций.
Справка:
7 сестер легкого поведения
На сегодня создано семь госкорпораций - Агентство по страхованию вкладов (АСВ - банковская деятельность, занимается в числе прочего выплатами денег вкладчикам обанкротившихся банков), Банк развития (ВЭБ - структура, которая была задумана как крупнейший государственный венучурный банк и фонд, но по случаю кризиса была преобразована в антикризисный около правительственный центр распределения средств), "Олимпстрой" (занимается организацией Олимпийских Игр, которые должны состояться в Сочи в 2014 году), "Росатом" (реализует программы по атомной энергетике в России и в Восточной Европе. Поставлена задача по строительству 26 блоков АЭС в России в ближайшие годы и доведению доли атомной энергии в энергобалансе России до 25 процентов), "Фонд по развитиию жилищно-коммунального хозяйства" (образован с целью улучшить ситуацию с отказывающими мощностями в сфере ЖКХ. занимается инвестпроектами в этой сфере), "Роснано" (корпорация должна обеспечить прорыв в сфере инноваций, с упором на развитие производств с использованием нанотехнологий. ГК как и ВЭБ представляет собой венчурную компанию), "Ростехнологии" (объединяет массу разнообразных активов в оборонной отрасли - от добычи сырья до реализации оружия по всему миру, задачей ГК ставится преодоление разрушения обороннной отрасли России). К перечисленным ГК должен был присоединиться "Росавтодор", но из-за критики президентом организационной формы госкорпораций в последний момент было решено изменить хозяйственную форму с "госкорпорация" на "госкомпания".
С другой стороны наметившаяся тенденция к "черному переделу" административного поля может напрямую столкнуться с известной нелюбовью российского премьера менять лошадей на переправе. Известно, что в окружении Путина был достигнут некий неоговоренный четко консенсус - до преодоления кризиса с существующими госкорпорациями ничего предпринимать не планируется.
Прорыв - или стабилизация критического положения - необходим, согласно планам правительства в сфере авиаперевозок (условная ГК "Росавиа"), санации банкротившихся производств и конкурсное управление бизнесами, алкогольная промышленность (ГК "Росалкоголь" на базе ФГУПа "Роспиртпром"), связи (уже произошла консолидация 100 процентов акций «Связьинвеста» государством, проводится реорганизация межрегиональных компаний холдинга – они будут объединены).
Вполне вероятно, что в случае продолжения несанкционированного наступления инициативных групп на серые "безконтрольные" зоны, в словаре российских политиков появится термин "административные рейдеры", и прополка чиновных грядок обретет совершенно иное направление."
- ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР, бывш. Премьер министр РФ, бывший руководитель федеральной службы по финансовому мониторингу (финансовая разведка) при Минфине РФ