«Пираты» сами подплыли на лодке к «Ладному» и сдались. Фото: ИТАР-ТАСС
- Вы уже ознакомились с доказательствами вины вашего подзащитного?
- На стадии сбора доказательства не были оформлены в соответствии с действующими нормами УПК РФ, а следовательно, их нет. Можно сказать даже, что Дмитрий и его товарищи были незаконно задержаны и заперты в трюме военного корабля «Ладный».
При аресте моего подзащитного представителем власти являлся согласно закону капитан «Ладного». Он был обязан действовать в соответствии с положениями УПК РФ. Для военных существует инструкция Генпрокуратуры «Органам дознания ВС РФ», в которой все расписано до мелочей: какие документы заполняются при задержании, что заносится в протокол обыска - все, вплоть до необходимости присутствия понятых. Этих бумаг нет, и можно считать, что осмотра места происшествия не было.
- Как проходило задержание?
- С «Ладного» попросили - сперва по рации, потом по мегафону - всех пересесть в шлюпки и подойти на них к военному кораблю. Там и произошло задержание. Обвиняемые в тот момент были названы пассажирами. У них были с собой документы, которые они и предъявили. Все их вещи остались на лесовозе.
- Дмитрий Савин заявил, что вышел в море в составе экологической экспедиции с целью проверить аппаратуру.
- Предполагалось, что этот выход в море будет учебным. Средство передвижения - резиновая лодка, оснащенная навигационной аппаратурой. Дмитрий говорит, что она осталась на борту сухогруза.
- С надписью Polis?
- Да никакой надписи не было. Но сейчас можно написать что угодно. У них кончился бензин и была поломка - продавлена крышка заднего балластного бака, поступала вода, из-за этого нос лодки был задран, устойчивость потеряна. Они попросили помощи, и капитан разрешил им остаться на борту гостями, пока не удастся запастись бензином. Arctic Sea ходит на мазуте и солярке.
- Кого и когда «гости» просили о бензине?
- Запросы были еще между Швецией и Данией, они звонили трем агентам одной из шведских компаний. Следующий раз получить бензин пытались у Британии, и последний раз - у Кабо-Верде. Договорились с рыбаками, они обещали подвезти тысячу литров, но начался шторм, и капитан увел судно от берегов.
- Дмитрий и члены его группы управляли судном?
- Все судовые роли выполнял экипаж. В машинное отделение никто из гостей даже не заходил. Вам любой специалист скажет: сто раз капитан и механики могли остановить лесовоз - даже если бы на борту были захватчики и контролировали каждый их шаг. Заглушили бы двигатель, имитировали поломку - и все. А то, что члены экипажа со следами побоев, - так это их разборки. Капитан говорил Дмитрию, что у них, если они выпьют, обостряются разногласия. В прошлый рейс якобы даже пришлось обращаться за помощью к финской полиции.
- Мог ли быть на судне секретный груз? Согласно мнению специалистов, он мог быть в балластных баках - об этом заявил старший инспектор финского порта Якобстад (Пиетарсаари), где грузился Arctic Sea.
- Мне известно от моего подзащитного, что, когда пошла небольшая течь и стало заливать 15-й балластный бак, команда судна заметно нервничала, но из обвиняемых туда никто не спускался и что там было, они не знают.
Согласно источникам «КП», именно Дмитрию Савину могут вменить в вину организацию преступления. Где сейчас находится Arctic Sea, неизвестно. Специалисты единодушны в том, что выгрузить что-то тяжелое с сухогруза пока не было возможности. Судно не заходило ни в один порт. Если и уложили «секрет» в балластные баки, заварив переборки, так он до сих пор там лежит. Чтобы добраться до баков, надо снять груз леса.» Наталия ГРАЧЕВА (соб. корр. «Комсомольской правды»), 08.09.2009
Кремль, МИД и СКП не верят в опасный груз
- В настоящий момент судно продолжает буксировку, - сообщила пресс-секретарь Президента России Наталья Тимакова. - Надо дождаться, пока судно придет в Новороссийск. До момента, пока будут произведены следственные действия, спекуляции на тему грузов, их назначения, страны, в которую они перевозились, - остаются только спекуляциями.
- С-300 на борту сухогруза Arctic Sea - это абсолютная неправда, - заявил вчера, выступая на пресс-конференции, министр иностранных дел России Сергей Лавров. - Все это будет транспарентно, и я надеюсь, все убедятся, что слухи (о ракетах. - Ред.) абсолютно беспочвенны.
- Судно Arctic Sea находится в открытом море. Следователями детально осмотрен груз, находящийся на борту судна, - древесина и пиломатериалы. Никакого другого груза на судне, кроме заявленного к перевозке, к настоящему времени следователями и криминалистами не обнаружено, - сообщил официальный представитель СКП.
А В ЭТО ВРЕМЯ
«Совфрахт» меняет сайт «Морского бюллетеня» Его бывший главред Михаил Войтенко скрывается в Таиланде.
«Напомним, эксперт, первый заявивший о пропаже сухогруза Arctic Sea, покинул Россию. Из Стамбула он заявил, что ему угрожали «большие люди» и порекомендовали уехать за границу. При этом в самом «Совфрахте» нам пояснили, что Войтенко был в командировке, однако позвонил в компанию и сообщил о своем уходе с поста главного редактора. Он и сам на своем сайте написал, что готовит «интересные репортажи». А потом вдруг прилетел в Бангкок, заявив, что в Россию он возвратится, а в Таиланде жить дешевле, чем в Турции.
Из Бангкока он выдал на своем портале странные сообщения. Приводим их с сохранением орфографии:
«Извините господа но все что пишет «Совфрахт» немного не соответствует действительности. Совфрахт меня спросил - почему я не обратился к ихней службе безопасности. Да вот поэтому и не обратился - не верил. Вы пытаетесь сказать что сайт Морской Бюллетень ваш? Как интересно! В общем хватит разборок. Если выживу начну нормально работать. К «Совфрахту» просьба - не трогайте сайт и я вас не трону. ОК? Еще слово от вас и я заговорю. Всем тем кто сейчас льет на меня грязь. Один вопрос - кому-то плохо, к кому они пойдут? К вам, козлы (повторяю - козлы)? А?»
«Терять мне нечего ну и пишу. 5 - 6 сентября Arctic Sea будет на рейде Лиссабона за снабжением (масло). Неделю с лишним тому назад получаю письмо от жен мичманов и офицеров «Ладного» с просьбой сообщить что творится - связи нет и они не знают что думать. Я их успокоил - не из за чего волноваться. Просто Arctic Sea окутали свинцом молчания. Интересно - почему? Потому что захватили пираты?»
После этого сайт «Морского бюллетеня» на несколько дней вырубился.
- По сути, «Совфрахт» оказался сейчас в такой же ситуации, в какой побывал я в свое время, - рассказал «КП» главный редактор газеты «Морские вести России» Анатолий Кузнецов. - Войтенко мы взяли в конце 2003-го - начале 2004-го. Он стал вести наш сайт. Но, оказалось, у него был и собственный сайт. Получилось так, что он работал на себя, прикрываясь именем нашей газеты. Точно так же он поступил и с «Совфрахтом». Там уже Войтенко развернулся. Немного соображая в морском деле и зная английский, можно ходить по сайтам мировых морских агентств. И выдавать все со знанием дела, приправляя своей отсебятиной. Слушать смешно, но людей, разбирающихся в этой специфике, в прессе почти нет. Вот и верили ему. Это была такая сорока, которая болталась на ветке и комментировала все, что видела. Он все годы работы у нас приходил только в день зарплаты. Работал на дому. Вроде улыбчивый парень, вежливый. Я его спрашивал об отношении к алкоголю - говорил, совсем не пьет.
- Что же с Arctic Sea?
- Вся путаница и возникла из-за этого балабола. Хотя это простейший захват судна, которое надо было увести, перекрасить, перебить номера, дать новое название и работать на нем где-нибудь в Малайзии. Да, это новая фаза пиратства - не ради выкупа, а ради самого судна. В истории такое случалось.
Между тем вчера вечером Михаил Войтенко снова запустил свой портал. На нем исчезли предыдущие резкие записи, но появилась новая: «...Понаписал я было несколько резких заметок в адрес нескольких людей - и извиняюсь, напрасно, надо было держать себя в руках. Сорвались нервы.
Угроза звонком была, может это очередная «подстава» (которые уже были в этом деле), а может и нет, но напряженность чувствовалась, даже знакомые соседи по дому говорили, да и не только они. И чего мне было как барану ждать неприятностей? Тем более, что работать я действительно могу где угодно, был бы компьютер и интернет.
Компании Совфрахт - мы недолго работали вместе, но как мне кажется, плодотворно. Жаль что так все кончилось, но чем больше внимания привлекал Морской Бюллетень, тем больше была и вероятность шума, не всегда приятного. Вы кстати должны помнить, какими нервами мне давались эта и другие истории». Александр КОЦ
"Сайт оживет завтра-послезавтра, хотя возможно и в другом формате"
Во вторник вечером сайт "Морского бюллетеня" снова заработал. (от ред. FLB – ссылка на 09.09.2009 не работает.) Предыдущие записи, правда, исчезли. Зато появилась новая.
"Обустроюсь, подремонтирую и настрою компьютер, разберусь почему сайт чаще обвален чем работает, и начну так сказать по-новой. Понаписал я было несколько резких заметок в адрес нескольких людей – и извиняюсь, напрасно, надо было держать себя в руках. Сорвались нервы, - пишет Михаил Войтенко. - Угроза звонком была, может это очередная «подстава» (которые уже были в этом деле), а может и нет, но напряженность чувствовалась, даже знакомые соседи по дому говорили, да и не только они. И чего мне было как барану ждать неприятностей? Тем более, что работать я действительно, могу где угодно, был бы компьютер и интернет.
Компании Совфрахт – мы недолго работали вместе, но как мне кажется, плодотворно. Жаль что так все кончилось, но чем больше внимания привлекал Морской Бюллетень, тем больше была и вероятность шума, не всегда приятного. Вы кстати должны помнить, какими нервами мне давались эта и другие истории." Александр КОЦ"