2003-2004 гг. Тотальная «оффшоризация» олигархического бизнеса и массированный вывод капитала с целью его защиты от себе подобных, а также от коррумпированных представителей
Кризис 2008-2009 гг. существенно отличается от ситуации 1998 г. не только по своему характеру и причинам, но также по масштабам, субъектности и возможным последствиям.
В 1998 г. российское государство выступило основным виновником кризиса, оказавшись не в состоянии обслуживать свои обязательства и удержать от падения финансовую систему страны. Несмотря на то, что олигархическая система сложилась в 1990-е гг., после кризиса она сыграла скорее позитивную, чем отрицательную, роль в развитии экономики страны. Ни один из крупных олигархов не покинул страну по экономическим причинам, и подавляющее большинство из них поддержали сначала пакет антикризисных мер, предложенных правительством Евгения Примакова, а затем и новый экономический курс президента Владимира Путина.
Ситуация изменилась в 2003-2004 гг., когда открылись практические возможности по использованию административного ресурса силовых структур государства для передела собственности и укрепления положения одних олигархов за счет поглощения активов и вытеснения других представителей олигархического сообщества.
В этот период начинается тотальная «оффшоризация» олигархического бизнеса и массированный вывод капитала с целью его защиты от себе подобных, а также от коррумпированных представителей правоохранительных органов. Созидательная стратегия поведения ключевых субъектов правящего экономического класса начала вытесняться отчетливой логикой временщиков, заинтересованных в сверхобогащении в течение ограниченного периода сырьевого бума, но не в долгосрочной модернизации или структурном реформировании экономики страны.
В период с 2004-го по лето 2008 гг. олигархи умеренно использовали государственные финансовые ресурсы, обогащаясь на росте фондовых рынков и последовательном улучшении внешнеэкономической (прежде всего, сырьевой) конъюнктуры.
В это время наиболее заметный рост их благосостояния обеспечивали рост котировок акций, а также, в отдельных случаях, поступления от удачных IPO, в ходе которых на рынке продавались неконтрольные пакеты ценных бумаг компаний. Менеджмент среднего звена в этот период зарабатывал, прежде всего, на «откатах» за подрядные работы, поставки материалов или модернизацию локальных производств. Лишь некоторые из олигархов тогда «заработали» на государстве (лидером здесь следует признать Романа Абрамовича, продавшего в 2005 г. «Сибнефть» «Газпрому» за $13,1 млрд.).
Ситуация начала меняться летом 2008 г., когда первые волны кризиса поставили под сомнение финансовую устойчивость олигархических компаний. Сокращение финансовых поступлений, резкое обрушение биржевых котировок и перспектива возврата заемных средств вызвали паническую реакцию: сначала крупнейшие предприниматели начали выводить из компаний всю имевшуюся в наличии ликвидность через дивиденды и займы аффилированным организациям, а затем бросились к государству с мольбами о кредитах и помощи.
Этот период в целом завершился в конце зимы 2008/09 гг., когда первоочередные проблемы олигархических группировок были решены, но в то же время стало ясно, что выход из кризиса не будет легким.
Качественно новый, этап в истории российского олигархата начался летом 2009 г. Его основной чертой становится осознание олигархами той зависимости, в которую попали от него российские власти. Серьезно опасаясь социальных возмущений в свой адрес, российская политическая элита сегодня обнаруживает удивительную готовность капитулировать перед олигархами. На протяжении почти полного года кризиса не было национализировано или подвергнуто процедуре банкротства ни одно крупное предприятие; ни в одной крупной олигархической структуре не сменились собственники и менеджмент.
Российские власти не хотят повторять успешный опыт США, где контроль над компаниями, получившими серьезную помощь от правительства – от AIG до General Motors – перешел к государству, а неэффективные руководители были отстранены от управления. Вместо того, чтобы допустить резкий рост безработицы и обеспечить всех пострадавших от кризиса пособиями (что, несомненно, вызвало бы понимание в обществе и подчеркнуло патерналистскую роль власти), правительство пытается спасать обанкротившиеся предприятия, давая субсидии их собственникам, а не пострадавшим согражданам.
Элементарный подсчет показывает: для обеспечения максимальным пособием в 4 900 руб. в месяц всех 7 миллионов российских безработных (оценка по методике МОТ) нужно $13 млрд. в год. Сейчас такая сумма раздается в виде кредитов, субсидий и прочих преференций неэффективным собственникам практически ежемесячно.
При этом олигархи осознали инструментарий получения у правительства необходимых им средств. Решая пикалевскую ситуацию, никто из официальных лиц не поинтересовался,куда делись десятки миллиардов рублей, выплаченных Олегом Дерипаской самому себе менее чем за год до того, как премьер-министру пришлось выехать на встречу с пикалевскими работниками. Последствия не заставят себя ждать: правительство или будет вынуждено активизировать помощь оффшорным собственникам, или столкнется с проявлениями социального недовольства во все новых и новых регионах страны.
Сегодня российская экономика находится в начале нового этапа – «национализации обязательств», который последует после того, как завершится этап «приватизация активов и прибылей».
Большая часть крупнейших российских олигархических империй сегодня находится в состоянии технического банкротства. Наращивать финансовые вливания в них – значит транжирить общенародные деньги на поддержание финансовой состоятельности бенефициаров оффшорных компаний и обслуживание зарубежной собственности. Государство между тем продолжает направлять бюджетные средства на спасение организаций, даже не являющихся налоговыми резидентами России.
Восемь «тучных лет» вселяли и вселяют в правительство надежду на то, что нынешние меры обеспечат выход из кризиса, а олигархи испытают чувство благодарности и ответственности. Ничего подобного, увы, не случится.
Российской политической элите нужно оперативно корректировать экономическую политику и быть готовой:
- к выделению значительных финансовых ресурсов непосредственно работникам предприятий, на которых уже этой осенью может остановиться производственный процесс; - к переговорам с иностранными кредиторами отечественных корпораций; - к очередной рекапитализации российских банков, которые столкнутся с невозвратами кредитов олигархическими структурами; - к резкому увеличению доли иностранных инвесторов даже в «стратегических» отраслях российской экономики.
Российским властям нужно удержать себя от стремления в очередной раз «помочь» олигархату, не отступать под его давлением и не соглашаться разделять с ним ответственность за наделанные долги и совершенные коммерческие ошибки. Надо понять, что разорение олигархов не тождественно банкротству России – как в успешные годы их процветание не означало процветания страны.
В Пикалево мы увидели первое проявление того, что исполнительная власть откровенно пасует перед давлением олигархата. Такие прецеденты не должны повторяться. Президенту России следует жестко выступить в пользу иного экономического курса – не прощающего ошибок тем, кто однажды счел себя всемогущим.
Семь шагов
Отечественная экономика выйдет из кризиса более сильной и конкурентоспособной, только если постпикалевская Россия станет Россией постолигархической. Сегодня для этого складываются все необходимые и достаточные предпосылки – и задача государства состоит в выработке позитивной программы действий, направленной на оздоровление экономики страны. Этого оздоровления нельзя добиться в режиме «ручного управления» экономикой, которое может привести лишь к дальнейшему неконтролируемому расходованию государственных средств, а также к последующему контролируемому отъему собственности у одних олигархов и передаче ее другим.
Необходима комплексная программа преодоления олигархической природы российской экономики. Для этого нужно решиться на семь ключевых шагов.
Шаг первый. Государство должно радикально изменить свое отношение к олигархическим предприятиям, в кризис оказавшимся финансово несостоятельными. Необходимо конвертировать уже оказанную финансовую помощь в пакеты акций таких предприятий, максимально жестко взыскивать с них налоговые недоимки, задолженность перед внебюджетными фондами, долги по заработной плате. Обеспечением вновь предоставляемых финансовых ресурсов должны стать не экспортная выручка или поручительства, а залоги пакетов акций, оцененные с существенным дисконтом.
Шаг второй. Федеральное правительство, правительства субъектов Федерации, государственные банки, а также госкорпорация «Внешэкономбанк» должны потребовать возврата кредитов, выделенных входящим в олигархические структуры предприятиям, точно в договорные сроки. В случае невозможности возврата или обслуживания долга следует инициировать банкротства должников, перевод предприятий в государственную собственность и конвертацию долгов иностранным кредиторам (если таковые имеются) в долговые обязательства РФ с сопоставимым или более отдаленным сроком погашения.
Распоряжение переходящими в государственную собственность компаниями следует возложить не на квазигосударственные корпорации, а только на государственные структуры, конечная цель которых в части взаимодействия с обанкротившимися предприятиями – финансовое оздоровление и проведение последующей реприватизации. Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не должны допустить принятия закона о национализации, предполагающего предварительное и равноценное возмещение национализируемых активов по рыночной стоимости. В текущих условиях национализация должна проводиться только через процедуру банкротства должников.
Шаг третий. Необходимо структурировать дальнейшую помощь предприятиям финансового или корпоративного сектора. С одной стороны, Банк России может проводить беззалоговые аукционы, рекапитализировать банковскую систему, выдавать кредиты по единой ставке, а Министерство финансов – размещать в кредитных организациях временно свободные бюджетные средства, но с другой стороны, нужно отказаться от особых условий кредитования «системообразующих» банков. Причем, сделать это на том основании, что подобная практика разрушает рыночные основы экономики и уничтожает конкуренцию.
Крупные предприятия должны получать средства не столько от банков, сколько через размещение своих корпоративных облигаций. К продаже соответствующих бумаг должны допускаться все зарегистрированные в налоговой юрисдикции России предприятия, а государство должно иметь право выкупать до 90% объема эмиссии таких обязательств, причем, все выплачиваемые государству доходы по таким облигациям должны направляться для расширения финансирования программы антикризисных мер. Кроме того, необходимо рассмотреть возможность допуска данных корпоративных облигаций к обращению на организованном рынке ценных бумаг.
Шаг четвертый. Важнейшей мерой формирования постолигархической структуры экономики должны стать радикальные изменения антимонопольного законодательства и правил, определяющих внесение предприятий в списки стратегических предприятий или предприятий, для которых введены ограничения для участия иностранных инвесторов.
Одной из главных задач государственной антикризисной стратегии должна стать демонополизация российской экономики и принятие законов, позволяющих противостоять мощным олигархическим картелям.
Крупнейшие российские производственные империи 2000-х гг., показавшие неспособность противостоять кризису, должны быть разделены на части и проданы (переданы в погашение долгов) новым владельцам – российским и иностранным, – которые смогут развивать их в конкурентной среде, открытой для технологических новаций и обеспечивающей снижение производственных издержек и повышение эффективности.
Шаг пятый. На всех предприятиях, получивших помощь от государства, необходимо провести полномасштабную ревизию финансово-хозяйственной деятельности на предмет исследования природы роста производственных издержек, увеличения управленческих расходов, выявления «серых» схем экспортно-импортных операций. Все предприятия, претендующие на поддержку от государства – финансовыми ресурсами, государственными гарантиями, налоговыми послаблениями или иными преференциями – должны продекларировать безусловный отказ от дивидендных выплат, вознаграждений менеджменту, роста управленческих расходов.
Шаг шестой. Необходимо внести изменения в действующее налоговое законодательство и межстрановые соглашения об избежании двойного налогообложения с целью устранения налоговых преимуществ при выплате дивидендов как оффшорным компаниям и другим нерезидентам, так и российским резидентам.
В частности, дивиденды, получаемые и российскими, и иностранными организациями от российской организации, должны подлежать обложению налогом на прибыль организаций не по ставкам 0%, 5% или 9%, по единой ставке 15%. Дивиденды, получаемые иностранными гражданами–нерезидентами РФ должны подлежать обложению налогом на доходы физических лиц не по ставке 15%, а по единой и для процентов, и для дивидендов ставке 30%. Кроме того, дивиденды, получаемые гражданами–резидентами РФ должны облагаться налогом на доходы физических лиц не по ставке 9%, а по базовой ставке подходного налога (в настоящее время – 13%).
Шаг седьмой. Государство должно приступить к кардинальному реформированию социальной политики, в частности, защиты занятого населения от социальных рисков. Главными задачами нужно определить не только увеличение размеров пенсий или социальных выплат (что следует отнести к несомненным заслугам правительства в последние годы), но и воссоздание организационных, экономических и правовых основ страхования занятости, а также учреждение института гарантирования материальных и социальных прав работников на случай невыполнения работодателями условий трудовых договоров.
Одна лишь судебная система, и кризис показывает это со всей очевидностью, не позволяет быстро разрешать трудовые споры и удовлетворять справедливые требования занятого населения. Россия находится на той фазе развития рыночной экономики, которая не позволяет надеяться исключительно на социальную ответственность бизнеса.
Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор Автор выражает искреннюю благодарность доктору экономических наук, директору Центра исследований постиндустриального общества Владиславу Иноземцеву за помощь и поддержку, оказанные им в процессе подготовки и продвижения Доклада.
Принятые сокращения РФ – Российская Федерация ГМК – горно-металлургический комбинат ОАО – открытое акционерное общество ООО – общество с ограниченной ответственностью ХК – холдинговая компания ОАО «АВТОВАЗ» - Волжский автомобильный завод ОАО «ГАЗ» - Горьковский автомобильный завод ОАО «ЗСМК» - Западно-Сибирский металлургический комбинат ООО «КАВЗ» - Курганский автобусный завод ОАО «ММК» - Магнитогорский металлургический комбинат ОАО «НКМК» - Новокузнецкий металлургический комбинат ОАО «НЛМК» - Новолипецкий металлургический комбинат ОАО «НТМК» - Нижнетагильский металлургический комбинат ОАО «ОЛКОН» - Оленегорский горно-обогатительный комбинат ОАО «ОЭМК» - Оскольский электрометаллургический комбинат ОАО «РУСАЛ Ачинск» - Ачинский глиноземный комбинат ОАО «РУСАЛ Бокситогорск» - Бокситогорский глиноземный завод ОАО «РУСАЛ Братск» - Братский алюминиевый завод ОАО «РУСАЛ Красноярск» - Красноярский алюминиевый завод ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» - Новокузнецкий алюминиевый завод ОАО «СУАЛ» - Сибирско-Уральская алюминиевая компания ОАО «УАЗ» - Ульяновский автомобильный завод ОАО «ЧМК» - Челябинский металлургический комбинат
Глоссарий
Валовая прибыль - выручка за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, уменьшенная на себестоимость продукции (кроме коммерческих и управленческих расходов).
Дивиденды - часть чистой прибыли акционерного общества, распределяемая среди акционеров пропорционально числу имеющихся у них акций соответствующей категории и типа. Коэффициент выбытия (К выбытия) – ликвидация основных фондов в процентах от наличия основных фондов на начало года, в сопоставимых ценах.
Коэффициент обновления (К обновления) – ввод в действие основных фондов в процентах от наличия основных фондов на конец года, в сопоставимых ценах.
Поручительство - договор, по которому поручитель принимает на себя ответственность перед кредитором за то, что должник этого кредитора выполнит обязательства по возврату долга.
Рыночная капитализация - суммарная рыночная стоимость выпущенных акций компании; количество выпущенных акций, умноженное на их рыночную цену.
Степень износа основных фондов – отношение начисленной амортизации основных фондов на начало года к первоначальной стоимости основных фондов на начало года.
Стоимость чистых активов - величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету. В состав активов, принимаемых к расчету, включаются внеоборотные активы, оборотные активы, за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал. В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства по займам и кредитам; кредиторская задолженность; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов; резервы предстоящих расходов; прочие краткосрочные обязательства.
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток) – прибыль (убыток) от обычной деятельности плюс чрезвычайные доходы минус чрезвычайные расходы.