«В то время как инфляция, согласно официальным данным, сбавляет темпы, цены на топливо пошли на взлёт. По прогнозам экспертов, рост продолжится в августе, и, вероятнее всего, то же самое ожидает нас и осенью. Удорожание горючего приведёт к цепной реакции на рынке: автоматически взлетят цены на все без исключения продукты, ведь в них так или иначе содержится транспортная составляющая. Обуздать стоимость топлива пытается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), полагающая, что удорожание обусловлено чрезмерными аппетитами нефтяников. Но, несмотря на рекордные штрафы, одолеть производителей бензина пока не удаётся.
По данным Росстата, цены на бензин за прошлый месяц совершили стремительный взлёт, явно выбивающийся за рамки обычных инфляционных процессов. В среднем по России топливо подорожало на 8,8%, в то время как общий рост цен составил 0,6%. То есть стоимость бензина опередила среднерыночные цены почти в 15 раз. И, как полагают эксперты, эта тенденция будет иметь место по меньшей мере в августе и, вероятнее всего, в сентябре. Подорожавшее топливо неминуемо станет фактором разгона инфляции: следом за горючим последует повышение цен практически на все товары и услуги. С учётом уборки урожая топливный фактор приобретает критическое значение. Причём, это отмечают и в антимонопольном ведомстве, рост цен в России поразительно точно совпадает с графиком сельскохозяйственных работ.
По мнению ФАС, причиной возникновения напряжённой ситуации стали непомерные аппетиты производителей бензина.
…в скором времени у антимонопольной службы прибавится ещё одно средство воздействия на монополии – уголовное наказание. В начале августа были приняты поправки в Уголовный кодекс, согласно которым бизнесмен или чиновник, нарушающий правила конкуренции, может оказаться за решёткой на срок до семи лет. Также им придётся заплатить штраф до 1 млн. рублей.
«В феврале этого года существенно выросли цены на оптовом рынке, что привело к росту потребительских цен, – объясняет причины скачка замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. – Если февральскую «прибавку» розничный рынок демпфировал и падение продолжалось до мая, то последующее повышение цен привело к подорожанию бензина для потребителей».
По словам Голомолзина, в действиях компаний есть все признаки сознательного злоупотребления монопольным положением. «Изымалось из обращения топливо, значительные объёмы которого отправлялись на экспорт. Причём эта картина наблюдалась в условиях, когда выручка от продаж на внешнем рынке была ниже, чем на внутреннем, – рассказывает он. – То есть это сознательные монополистические действия нефтяных компаний».
По этим и другим фактам сейчас ведётся разбирательство, и ряд крупных игроков уже признаны виновными в нарушении закона о защите конкуренции.
В конце июня ФАС объявила «Роснефть» нарушителем антимонопольного законодательства. С начала года это третий вердикт не в пользу нефтяников: ранее повторными нарушителями были признаны «Газпром нефть» и «ТНК-BP». В ближайшее время ведомство должно определиться с размером штрафов, которые должны выплатить все эти компании. Глава службы Игорь Артемьев заявил, что «рецидивистам» грозят ещё более значительные санкции, чем были в прошлом году.
Напомним, в конце 2008 года беспрецедентные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства были наложены на «ТНК-BP» – 1,11 млрд. рублей, «Газпром нефть» – 1,35 млрд., ЛУКОЙЛ – 1,44 млрд., «Роснефть» – 1,5 млрд. рублей. Подобные санкции никогда не применялись к российским компаниям прежде, и, как надеялись власти, они должны были подействовать на производителей топлива отрезвляюще. Цены и в самом деле поначалу замедлили свой рост и даже начали падать, но, как показывают последние события, воспоминания о «показной порке» выветрились очень быстро.
«Почему вновь растут цены? Пока ещё штрафы не взысканы, сейчас идут судебные разбирательства, по завершении которых мы надеемся, что эти штрафы получим, – говорит Голомолзин. – А это уже станет существенным фактором, который организует нефтяников в их будущей работе».
При этом, как сообщил Голомолзин, практически все предписания ФАС оспариваются в судах: мало кто из предпринимателей согласен добровольно выплачивать штрафы или идти на снижение своей маржи. Впрочем, бывают и другие примеры.
Так, «Сибирьтелеком» исполнил предписание ФАС и снизил тарифы за подключение к Интернету в 11 раз, а абонентскую плату – в 2,3 раза. Однако в случае с нефтяниками очевидно, что компании пойдут до конца, вплоть до Высшего арбитражного суда. Причём, как говорят источники, хорошо знакомые с ситуацией, юристы нефтяных гигантов постараются растянуть процесс на годы. Причина такого поведения проста: чем дольше длится суд, тем больше шансов выторговать для себя выгодные условия.
«Как показывает практика «цементных разборок» ФАС, процессы могут идти годами и, как правило, всё заканчивается мировыми соглашениями», – объясняет ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Напомним, антимонопольное ведомство обратило внимание на тот факт, что с 2005 года цемент постоянно дорожал и, несмотря на все усилия ФАС, темпы роста цен не снижались. Остановил этот процесс только кризис, который привёл к стагнации на строительном рынке. Но это заслуга отнюдь не антимонопольных регуляторов.
На этот раз всё будет иначе, уверены в ФАС. «Мы считаем, что эти штрафы обязательно будут взысканы», – убеждён замруководителя службы. При этом в ведомстве исключают вариант, что по решению суда штрафы будут снижены до неприлично низких. По словам Голомолзина, они и так установлены близко к нижней границе, определённой Кодексом об административных правонарушениях, и возможности для существенного их сокращения попросту нет.
Но, как полагают эксперты, даже эти на первый взгляд гигантские выплаты могут не оказать существенного влияния на правосознание монополистов. «Пока что ФАС, даже выиграв, может воздействовать на компанию лишь штрафными санкциями, – говорит Абзалов. – Самое большое, что может сделать это ведомство, – взыскать 15% прибыли в этом секторе. Такие штрафы вопроса не решат, потому что заработанная сумма окажется в разы больше».
Но в скором времени у антимонопольной службы прибавится ещё одно средство воздействия на монополии – уголовное наказание. В начале августа были приняты поправки в Уголовный кодекс, согласно которым бизнесмен или чиновник, нарушающий правила конкуренции, может оказаться за решёткой на срок до семи лет. Также им придётся заплатить штраф до 1 млн. рублей. Лоббируя эти поправки, в ФАС особо не скрывали, что главная их цель – получить инструмент реального воздействия на тех, кого не вразумляют денежные штрафы.
Тут возникает вопрос применения этой меры. 178-я статья УК существует давно, но фактически бездействует. В период с 1997 по 2003 год было зарегистрировано 287 преступлений, за совершение которых осуждён 31 человек. В подавляющем большинстве случаев речь шла о незначительных правонарушениях, и потому осуждённые отделывались штрафами. За 2004–2006 годы было возбуждено 18 уголовных дел: 10 – в 2004 году, 6 – в 2005-м и 2 – в 2006 году. Обвинительный приговор был вынесен только по одному уголовному делу, остальные прекращены в связи с раскаянием, примирением сторон или за отсутствием состава преступления.
Ужесточение ответственности – один из шагов по увеличению аппаратного веса ведомства Артемьева, которого, как считают эксперты, ему зачастую не хватает. Дело в том, что ФАС нередко приходится бороться с очень сильными противниками, имеющими влиятельных покровителей в правительстве России. И если антимонопольные начинания не поддержаны федеральным центром, то возможности для воздействия сильно ограничены. Напомним, кампания против игроков ТЭКа началась с подачи Владимира Путина, обвинившего производителей топлива в непомерном завышении цен на авиационное топливо. До этого антимонополисты пытались подступить к нефтяникам по меньшей мере четыре раза.
Точно так же развивались события и с другим крупным делом ФАС, в отношении «Мечела». Российский премьер раскритиковал ценовую стратегию компании, продававшей металл на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. После этого ФАС обязала «Мечел» снизить цены и наложила оборотный штраф примерно на 800 млн. рублей. До выступления Владимира Путина ФАС долго и упорно требовал от металлургов поумерить свои аппетиты, однако это ни к чему не приводило.
«Но это – управление в ручном режиме», – отмечает Абзалов. Другие регуляторы, к примеру Счётная палата или Генпрокуратура, имеют куда больше возможностей действовать самостоятельно. На фоне кризиса поддержка ФАС по линии правительства значительно усилилась, и лишь благодаря этому службе удалось пролоббировать поправки в Уголовный кодекс. Увеличилась и поддержка со стороны судебных органов: сейчас большую часть дел антимонополисты выигрывают.
В ближайшее время стоит ожидать дальнейшего усиления ведомства Игоря Артемьева. В частности, возможно появление новых законодательных инициатив, дающих большую свободу антимонопольной службе. Но вряд ли стоит рассчитывать, что ФАС превратится ещё в одну силовую структуру. Да и они, если верить словам главы ведомства, на эту роль не претендуют. Но, во всяком случае, отправлять предписания ФАС прямиком в мусорную корзину станет непросто”. Михаил Яковлев "