Так называют копию знаменитого питерского Екатерининского дворца в натуральную величину, которая выросла в ближайшем Подмосковье. В названии выпукло просматривается фамилия главы Газпрома Алексея Миллера.
"«Сектор газа»
45 километров по Пятницкому шоссе – и вы в живописной подмосковной Швейцарии. Речка Истра и тупик – идеальное место для того, чтобы обустроиться с комфортом, но подальше от чужих глаз. Деревня Бережки, которая никогда ничем не была знаменита, получила свой шанс остаться в истории. На ее территории возводится такое чудо, что все проезжающие мимо, заглядываясь, сворачивают шеи, а местные жители уже свыклись с ролью вынужденных экскурсоводов. Поэтому и нашему интересу они нисколько не удивились.
– Кто едет, все притормаживают и спрашивают: что это такое строится? Мы отвечаем: Екатерининский дворец и Адмиралтейство, как в Санкт-Петербурге. Тут все знают, что строит глава Газпрома Алексей Миллер. – Я лично Миллера не видел, врать не буду, но вот «лицо Газпрома» Куприянов приезжал, – рассказал нам житель Бережков, который в нескольких метрах от двухметровой бетонной стены ставит столбы – огораживает свой участок рядом с газпромовским.
По-соседски фермеру Григорию Шабаеву доводилось бывать в этом дворце, когда он только строился. А сейчас, говорит, там охраны целый полк, никого не пускают. Но от местных женщин, которые работают на уборке, известно: внутри даже постели застелены, полотенца и халаты в ванной висят – вдруг хозяин нагрянет? – У них во дворе домик для прислуги, баня и бассейн, трубы от которого проложены к Истре. Этот бассейн драят чуть ли не каждый день, а воду с химией в речку пускают, баре! По словам аборигенов, раньше к реке можно было съехать на машине, а сейчас и пешком не пройдешь – спуск перегородили металлической сеткой.
Петергоф на букву «М»
Соседи окрестили территорию за забором Миллергофом – по аналогии со знаменитым питерским Петергофом. Первым его увидел анонимный пилот, который, пролетая над правым берегом Истры, залюбовался ландшафтом необычайной красоты – аллеи, шикарные газоны, каскад фонтанов… Только, в отличие от памятников Санкт-Петербурга, в подмосковный «Екатерининский дворец» нога простого смертного ступить не может.
– Они даже бережковцев на работу не принимают, сначала свезли сюда человек 600 – вьетнамцев и югославов. Первые делали грязную работу, вторые – тонкую отделку. Все по-русски ни гугу – видимо, специально, чтобы не наболтали лишнего, – говорят местные, которые и рассказывают историю появления «Екатерининского дворца» на своей земле: раньше здесь было обычное колхозное поле, во время приватизации все колхозники получили по 1,5 гектара наделов, потом в селе появились покупатели земель, которые скупили участки и перепродали нынешним обитателям дворца. Был колхоз – стало «Царское село» по образу и подобию питерского. С поправками на современность: внешний облик XVIII века, начинка – XXI. Вертолетная площадка и причал – в планах. Судя по темпам строительства и несмотря на кризис – уже в ближайших. Григорий Шабаев уверяет, что в подмосковном «Питере» будут гостить дачники – высшие чиновники, которые родом из Питера. Именно для них так любовно воссоздаются черты главных достопримечательностей Санкт-Петербурга: вслед за «Екатерининским дворцом» на территории бережковских гектаров выросло «Адмиралтейство», а скоро как грибы появятся и другие известные на весь мир памятники Северной столицы. Вообще, по настроению местных я поняла, что лозунг «Мир хижинам, война дворцам» списывать со счетов рано. Обитатели избушек по соседству с дворцом даже в голодные кризисные времена наниматься служить «царям» не спешат.
– На кой оно мне надо? Лакеем быть? Пусть они ко мне работать идут – скребок для уборки коровника я им всегда предоставлю, – ругается Григорий Шабаев. Про внутреннее убранство необычного дома Шабаев говорит так: – Это у вас в квартире комнаты, а там – покои и залы, как во дворце. По слухам, когда строили трехэтажный особняк, второй этаж так перегрузили, что он упал на первый. Пришлось все переделывать. Кафель, паркет – все самое дорогое. Огромные душевые, несколько просторных ванных комнат. И даже, как уверяют, небольшой, но вполне настоящий банк – с сейфом, кассой и охраной.
Дворцовые тайны
Газпром от дворца официально открестился. Действительно, по бумагам хозяин – фирма, которая не на слуху, да еще и с плохо запоминающимся названием «Стройгазконсалтинг». – Эту компанию мало кто знает даже в отрасли, – прокомментировал «Собеседнику» эксперт группы «Нефтегазовая вертикаль» Александр Долгопольский. – Она не привлекает к себе внимания и практически не занимается пиаром, ей это ни к чему. Обороты компании и так из наиболее крупных, а главный их заказчик – Газпром. Известно, что сейчас «Стройгазконсалтинг» ведет крупный газпромовский проект на Ямале.
– Все участники рынка не сомневаются, что дворец – газпромовский и миллеровский, просто оформлен, как это часто бывает, на другое юридическое лицо, – прояснил ситуацию исполнительный секретарь комитета защиты москвичей, миноритарный акционер Газпрома Алексей Навальный. – Газпром – это вообще такой сонм юридических лиц, часто с очень узкой специализацией. Допустим, одна фирма строит газопровод, другая производит для него болты, третья еще что-то… И кто сколько получает денег, часто знает только верхушка Газпрома.
Президентом «Стройгазконсалтинга» является бизнесмен иорданского происхождения Зияд Манасир, а совладелицей – Ольга Григорьева, дочь Александра Григорьева – «друга Владимира Путина». Если про Манасира многие газовые эксперты знают, то про «газовую принцессу» Ольгу Григорьеву даже не слышали. Ее отец, Александр Григорьев, не был публичным человеком, но попал в книгу о Путине «От первого лица», где с совсем еще молодым ВВП сфотографирован сидящим на бревнах во время дачного уикенда. Два товарища служили вместе в органах госбезопасности, а позже ВВП назначил своего «проверенного человека» руководить ФСБ в Санкт-Петербурге, а потом – стеречь госзапасы родины на посту директора Росрезерва. Как это часто бывает, дети в тени высоких связей выросли тоже непростые. По информации одной из газет, Ольга Григорьева, хоть и владеет частью крупного подрядчика Газпрома («Стройгазконсалтинг»), в газовые процессы не вмешивается, предпочитая жить в Санкт-Петербурге и возглавлять товарищество собственников жилья в престижном районе колыбели современной элиты.
– Александр Григорьев был влиятельным человеком и хорошо знал Владимира Путина еще с молодости, – говорит президент Центра политической информации Алексей Мухин, который в одной из своих книг классифицировал близкое окружение нынешнего премьера. – Но о дочери Григорьева ничего не известно, видимо, это уже следующее поколение – «детей друзей Путина», о которых нам еще предстоит услышать. "