Целый город на Урале поверил, что 10-летний мальчик — посланник Бога
" Вот уже больше десяти лет не утихают страсти в провинциальном Чебаркуле, что в сотне километров от Челябинска. С некоторых пор турфирмы взялись за организацию сюда паломнических туров. Путевки пользуются бешеным спросом.
Все дороги ведут к городскому кладбищу. Если быть точнее, к могиле Славика Крашенинникова, которого после смерти мать записала в “великомученики”.
И стар и млад наслышан об южноуральском чуде, исцеляющем любые заболевания. Хромые, горбатые, слепые и немые протоптали дорожку к погосту.
Как в Чебаркуле появился культ Славика и зачем матери умершего мальчика понадобилось таким образом пиарить покойного сына — в материале “МК”.
Минута Славы Славик Крашенинников умер в 1993 году от рака крови. Ему было 10 лет. Похоронили мальчика на окраине городского кладбища. И затерялась бы та могилка среди себе подобных, да мать покойного не дала сгинуть в земле преданиям о Славике.
Рассказала однажды Крашенинникова подругам, что перед смертью сын открыл ей тайну: мол, он — посланник Бога. Людская молва тут же разнесла благую весть по городу. Вскоре слух распространился за пределами края.
Валентина Крашенинникова взялась за перо — бумага все стерпит. Поведала женщина о святом Славике всему свету. Над названием книги долго не мудрствовала — “Посланный Богом”.
Чебаркульцы зачитывали произведение до дыр. Передавали соседям. Первый тираж в 5000 экземпляров разошелся, точно семечки на базаре.
И вот уже печатается вторая серия — “Бог говорит избранникам своим”. Затем сподвижники Валентины взялись за новые рукописи. Сегодня в арсенале мадам Крашенинниковой насчитывается 4 книги, пара молитв Славику, написаны десятки икон, выпущены аудиокассеты с записями воспоминаний о Вячеславе Крашенинникове.
Теперь покойный Славик — культовая фигура на Южном Урале. Со всех концов страны, да что там — мира, поклониться могиле мальчика съезжаются люди. Ведь, как гласят предания Крашенинниковой, камни, раскиданные на погосте Славика, спасают от всех недугов. Их чудодейственная сила заставляет немых говорить, незрячих — видеть, хромых — ходить, а душевнобольным каменья возвращают разум. Земелька же с могилки помогает излечиться от алкоголизма и бесплодия.
Работает “медицинский центр” строго по расписанию. Часы приема и выдачи зелья — четверг, пятница, суббота, воскресенье, с 12 до 15 часов.
Минувшим воскресным утром отправилась я взглянуть на чебаркульское чудо…
На привокзальной площади Чебаркуля таксисты буквально закидали меня байками об умершем целителе.
— Я учился в одном классе со Славиком, он и впрямь святой был, — взялся за экскурс в историю один из провожатых. — Ребят наших исцелял.
Только встретиться “исцеленные” ребята со мной почему-то отказались.
А еще водитель думает, что Славик святым был, потому что лечил людей бескорыстно. Зато сам таксист содрал с меня тройную цену — доплата за эксклюзивный рассказ.
“Камушки на могиле размножаются”
К могилке Славика ведет хорошо утоптанная тропа.
Жизнь на кладбище бурлит, словно на рынке.
Посетителям здесь рады. Особое внимание уделяют заезжим гостям — они деньгами не обижают.
Мать покойного не поскупилась на оборудование: для удобства прихожан обнесла захоронение крытым павильоном. Внутри склепа развешаны иконы, на столе — фотографии “святого отрока”, книги о Славике, акафист отроку Вячеславу, аудиокассеты и диски. Рядом пакетики с землей, у могилки — целительные камушки. Для женщин, одетых не по форме, всегда наготове платки и юбки. В павильон к Славику надо входить как в храм.
У ворот в склеп — небольшая очередь: женщина с младенцем на руках, похмельный мужик с семьей да хромой старец.
Около прилавка женщина в платке — явно недовольна безденежными посетителями. Торговля встала. — Я лично знала Славика. Мальчик полгорода исцелил, возьмите иконку — вместе с камешками она усилит целебное действо, — пытается впарить залежалый товар дама.
Народ на уговоры не ведется. Мешками набирают бесплатные камушки, сгребают землю и с блаженными улыбками отправляются восвояси.
Пытаюсь перехватить прихожан.
— Многогрешная раба Елена, — представляется дама с младенцем. — Я местная, из Чебаркуля. Камушки с могилки отрока вылечили меня — грыжа межпозвоночная рассосалась. Что делала? Кушала земельку, пила воду, грызла камешки. А это мой внучок, — поднимает ребенка. — Недоношенный родился, слабенький. А водичку, настоянную на камушках, попил, камушки пососал — и видите, какой богатырь!
Рядом дышит перегаром мужчина лет 45. В руках держит икону. На ней тоже изображен мальчик. Пригляделась. Не Славик.
— Я грешник из Омска Леонид. У нас дома икона Славика замироточила, так мы сразу сюда всей семьей и рванули. В Омске тоже есть свой святой — мальчик Коля. Он тоже умер. Вот мы решили их со Славиком познакомить.
Беседа кажется бредом.
Пытаюсь протиснуться к торговому ряду.
Дорогу преграждает местный юродивый. Спутанная борода, гнилые зубы, рваная рубаха:
— Грешник Владимир из Свердловской области, — берет под козырек мужчина. — Прибыл сюда месяц назад, как прочел книгу матушки Валентины Афанасьевны о Славике.
Грешник Владимир — бомж. Жить ему негде. Решил провести лето на чебаркульском кладбище. Благо место хлебное. Около Славика всегда накормят, подлечат, да и на милостыню не поскупятся. Теперь благодарный за временный приют Владимир с утра до вечера поет акафист отроку Вячеславу.
Наконец-то переступаю порог склепа.
Хозяйка заведения, узнав, что я журналист, пытается согнать меня со святого места. И что бы я делала без юродивого Владимира?..
— Помолись Славику, — выручает грешник и падает на колени перед могилой.
Театральное действо поддерживает женщина. Через минуту испуганно крестится:
— Свечка потухла, — бросается за спичками. — Это все сила нечистая. До вашего прихода склеп розовым был, а сейчас опять прозрачным стал, — укоряет меня.
— Будешь молиться? А то камешки и земельку не получишь.
Обещаю помолиться, если услышу историю про Славика. Собеседница сдается: “Славик жалел людей, никого не осуждал, исцелял многих...”
Пока товарка пересказывает биографию отрока, юродивый щедро насыпает мне горсть камешков. Прошу поведать мне рецепт лечебного зелья.
— Камушки настаивают на воде полдня. Затем водичку пьешь — в день по полстакана, а камешки к больному месту прикладываешь. Земелькой суставы мажут — она хорошо впитывается…
— Откуда столько камешков? — интересуюсь я.
— Камни отец Славика привозит, — неожиданно проговаривается женщина и тут же осекается. — Но много не навозишь. Камушки еще размножаются…
Обычно в павильоне работает мать покойного Валентина Афанасьевна. Но в день моего приезда она оказалась в отъезде. Позже я узнала, что основательница религиозного движения достраивает коттедж в престижном поселке.
Время собирать камни…
Листаю литературу о Славике.
— Продаю только верующим, — добавляет собеседница. — Ох, грех на себя возьму, но тебе продам. 150 рублей — за бестселлер. В нагрузку женщина предлагает мне акафист святому (еще 20 рублей) и фото Славика (в подарок).
— Я ведь учительница математики, — говорит на прощанье. — В военном городке раньше все неверующие были. Славик заставил людей поверить в Бога. Ну так будешь молиться?..
Обещаю помолиться после того, как ознакомлюсь с биографией Крашенинникова. Женщина мне не верит. Провожать меня не идет.
Свято место пусто не бывает. Меня сменяет молодая пара — юноша и девушка-инвалид. У последней, кажется, что-то с ногами.
— Юбку надень, платочек повяжи, — учит прихожанку моя собеседница. — К камушкам надо обязательно молитву купить, иконку, недорого возьму…
Как отрок работал на Бога
Биографию чебаркульского Славика горожане знают, как “Отче наш”. Одно время местные учителя даже предлагали внести в школьную программу историю целителя Вячеслава Крашенинникова. Передо мной одна из рукописей мадам Крашенинниковой — “Посланный Богом”.
В ней — пара строчек о семье. Оказывается, отец святого Вячеслава — военнослужащий, мать — офицерская жена. На протяжении десятка лет Крашенинниковы кочевали по гарнизонам. А с рождением младшего сына Славика осели в Чебаркуле.
Остальные 200 страниц талмуда посвящены чудесам мальчика.
С первых строк мать задает тон произведению: “При жизни Славик частенько затягивал: “…Ах, мама-маменька, я уж не маленький! Ах, мама-маменька, мне много лет!..”
И поведал тогда мальчик свою историю. В его биографии присутствовали и святая Троица, и Дева Мария… Короче, Славика отправили на грешную землю спасать мир.
Крашенинникова повествует: “Однажды Славик упал с дерева, ударился головой о землю. Получил сотрясение мозга. С тех пор сын начал понимать язык животных, птиц и растений”.
Мать неоднократно видела, как ребенок беседовал с цветами, ворковал с голубями, шептался с котами. А еще Славик научился читать мысли и предвидеть будущее. Так предсказал он, что вскоре их семье дадут новую трехкомнатную квартиру.
Как в воду смотрел пацан! Валентина Афанасьевна и впрямь приобрела шикарные хоромы. Правда, случилось это через несколько лет после смерти сына.
“В школе учительнице Ирине Абрамовой Славик предсказал беременность”, — продолжает повествование Крашенинникова.
Правда, сама героиня истории Ирина Абрамова, которая давно сменила чебаркульскую прописку на оренбургскую, только смеется над этим вымыслом. “Когда я родила дочь, Слава сказал мне: “Я знал, что у вас девочка родится”. Вот и все чудеса”, — делилась позже учительница с бывшими соседями.
“Славочка знал мысли нашего и американского президентов. Знал, какие ядерные ракеты строят, как жизнь повернется в будущем. В декабре 1991 года он говорил, что на Кавказе случится война. И что после Ельцина будет никому неизвестный правитель. Предсказал разрушение башен в Америке, взрыв домов в России, а еще он поведал мне о новой валюте “евро”.
Правда, о всех предсказаниях мальчика сами чебаркульцы узнали после прочтения книги Валентины Афанасьевны. Даже отец Вячеслава был не в курсе, что у него растет такой необычный сын.
Лечить людей Славик взялся еще при жизни.
По воспоминаниям Крашенинниковой, “высшие командиры просили о встрече со Славиком. В общежитии военных мальчик лечил людей. А еще муж часто брал сына на полигон, и тот беседовал с военными. Славик вещал, что скоро армия развалится”.
Я попыталась найти хоть одного военного, который бы подтвердил слова Валентины Крашенинниковой. Таких в Чебаркуле не нашлось. Допускаю, просто запамятовали. Как-никак 15 лет минуло со дня смерти мальчика…
“Славик работал Богу”, — не устает утверждать Крашенинникова и берется поведать о фокусах сына. “Если на вокзале заканчивались билеты, то для Славика каким-то образом находились лучшие места. Была переполнена гостиница — Славик освобождал номера. Молитвами сын зажигал свечи. А со временем научился находить угнанные машины, украденное оружие, потерянные документы”.
В центральной гостинице Чебаркуля невероятным спросом пользуется книга отзывов по чудесам Славика. Несколько десятков свидетелей дали показания на эту тему.
Вот некая Нина Анатольевна Пономарева, 1947 года рождения, написала, как Славик излечил ее от рака. Зое Завьяловой отрок Вячеслав понизил давление. Одноклассник пророка Марсель Хакимов камушками с могилы снимает головную боль. А Патрушевой Ольге Геннадьевне, уроженке Чебаркуля, мальчик помог зачать ребенка. Теперь ее дети — частые посетители могилки Славика.
Дальше — больше.
Черных Елена всегда носит при себе фото Славика — оно приносит счастье. Военнослужащего Ивана Т. отрок избавил от личных проблем. Юрий М. вылечил душевное заболевание жены. Фаина Афанасьевна Фаизова благодаря молитвам Славику дважды выходила живой из реанимации. Галине Михайловне Алексеевой Славик поведал о дефолте. Женщина купила валюту и обеспечила себе безбедное будущее. Один житель Чебаркуля, проснувшись утром с похмелья, хлебнул воды, настоянной на камушках, и протрезвел. Безымянная девушка вылечила ангину, когда съела снег с могилки ребенка. А другой даме удалось сдать на водительские права, когда в кармане у нее лежала иконка отрока.
…Умер Вячеслав Крашенинников 15 марта 1993 года. По словам Валентины Афанасьевной, незадолго до своей кончины сын сказал ей, что будет приходить с того света и лечить людей. В первую очередь излечатся нервные больные. Правда, про камушки и земельку он забыл обмолвиться…
Кладбищенский бизнес
Храм Преображения Господня в Чебаркуле пустует, в отличие от могилы Славика. Меня встречает настоятель прихода отец Дмитрий. Вот уже десять лет он является непосредственным свидетелем этой истории.
— Пик помешательства пришелся на 2007 год. Как раз тогда книги о Славике начали активно продаваться. Одну брошюрку я видел даже в Иерусалиме. Я тогда написал заявление в милицию. Просил проверить, не зарождается ли в Чебаркуле секта, — начал отец Дмитрий. — Люди — падкие на чудеса, вот и поверили Крашенинниковой. На могилу Славика ведь целые автобусы приезжали.
Некоторое время назад была создана экспертная комиссия миссионерского отдела Челябинской епархии, которая изучила деятельность религиозной группы Крашенинниковой. Выводы сделали жесткие: “Смесь ереси, суеверий, современной космической фантастики и околоправославного фольклора”.
— Историки, вошедшие в состав комиссии, утверждали, что рассказы Славика про существование ада основаны на народном фольклоре, — добавляет священнослужитель. — А в предсказаниях мальчика о том, что планету захватят инопланетяне, прослеживаются сюжеты фильмов Дона Коскарелли “Фантазм” (1979 года), Джона Карпентера “Они живы” (1988 года) и “Прибытие” Дэвида Туохи.
Следом челябинские психиатры вынесли свой диагноз покойному Славику: “То, что ребенок слышал голоса, в медицине называется вербальным псевдогаллюцинозом”.
— В итоге было принято решение — признать данное явление псевдоправославным течением, попросту сектой, — резюмирует отец Дмитрий. — Скажу вам больше: Крашенинникова ведь пыталась канонизировать сына. Собрала все документы и отправила в Московскую патриархию. Насколько мне известно, патриарх Алексий осудил ее деятельность.
Отец Дмитрий не утверждает, что таким образом женщина зарабатывает деньги. Но предположение свое высказывает:
— Возможно, за Крашенинниковой стоят люди, которые делают на этом бизнес. О Славике вышли книги и компакт-диск с аудиозаписями. Сделано все профессионально. Грамотный пиар. Возможно, кто-то хорошо зарабатывает. По слухам, сама женщина купила себе кусок земли под Непряхино и строит там коттедж. Ведь к могиле Славика приезжают очень богатые люди. Вот недавно наведались к нам представители от одного знаменитого спортсмена…
…В военном городке хорошо знают семью Крашенинниковых. К чудачествам женщины здесь привыкли, махнули рукой.
— Валентина — хитрая женщина, — поделились жители городка. — Ее сын умер в смутное время. Тогда деньги делали из воздуха. Вот и Крашенинникова попала в струю. Неплохой она капитал заработала, облапошивая людей. Супруг ее Сергей поначалу противился этому делу, но его слово в семье — ничто. Старший сын в последнее время тоже пошел на поводу у матери. Сама Валентина с местными жителями практически не общается, зато с приезжими — ласковая и добрая. Всех в дом приглашает, сажает на стул Славика, который якобы исцеляет, и начинает травить байки. За последние несколько лет она приобрела две иномарки, говорят, купила квартиру в Челябинске, а сейчас заканчивает строительство загородного дома. Что касается покойного Славика — он рос самым обычным мальчиком, только больным очень. Был любознательный, добрый, веселый. Но никаких чудес он не делал!
Последние строчки Валентины Крашенинниковой в собственной книге: “Небольших доходов от книги “Бог говорит избранникам своим” как раз хватило построить Славочке сень…”