В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Андрей Цимайло - заместитель председателя Совета директоров холдинга "Медиа-Мост" по экономическим вопросам.
"О. Бычкова - Подписание мирового соглашения между компанией "Медиа-Мост" и "Газпром-Медиа" - это важная тема последних дней. Сегодня мы обсуждаем ее с Андреем Цимайло. Добрый день, Андрей Владимирович. Уже много говорилось о том, какое количество акций куда передается. Главный вопрос, который всегда задается: все-таки кому теперь будет принадлежать холдинг и отдельные его компании?
А. Цимайло - Я думаю, действительно сказано достаточно много и показано достаточно подробно, что стоит за реализацией соглашения (проговорю еще раз, не мирового соглашения, как подчеркивается) об урегулировании между "Газпром-Медиа" и "Медиа-Мостом". В результате чего холдинг "Медиа-Мост" кому принадлежал, тому и принадлежит. В данном случае сам холдинг не являлся частью переговорного процесса, и "Газпром" не приобретал никаких акций холдинга. Речь шла о компаниях, входящих в холдинг. Кому теперь будут принадлежать различные компании холдинга? На этот вопрос вряд ли можно однозначно ответить, потому что в различных компаниях это будет по-разному. Например, сейчас мы находимся на "Эхе Москвы", и до того, как соглашение было заключено, "Медиа-Мосту" принадлежало больше 60% компании "Эхо Москвы". Сейчас 25,1% будет принадлежать "Газпром-Медиа", вернее, его дочерней компании "Лидвел Инвестмент", а "Медиа-Мосту", соответственно, аналогичная доля за вычетом этих 25%. Другими словами, среди крупнейших акционеров станет журналистский коллектив "Эха Москвы", который был не контролирующим акционером, но, в данном случае, вообще в "Эхе Москвы" после реализации положений соглашения не будет контролирующих акционеров. Все акционеры с разными долями будут взаимодействовать между собой. Очень похожая ситуация и в других компаниях, прежде всего в НТВ, где не будет ни одного контролирующего акционера, а у "Газпрома" будет порядка 46%. В других компаниях, таких как "НТВ-плюс", в большинстве технологических компаний, продюсерских, занимающихся телевидением, кино и т.д., доля "Медиа-Моста" будет на уровне чуть ниже 75%, а доля "Газпром-Медиа" составит 25 плюс одну акцию.
О. Бычкова - Эти переговоры, которые идут между "Газпром-банком" и НТВ. Вы не могли бы подробнее рассказать об этом сейчас?
А. Цимайло - "Газпром-банк" три года назад выдал долгосрочный кредит телекомпании НТВ, и завтра наступает срок погашения этого кредита. В данном случае речь идет о нормальном коммерческом кредитовании, которое, тем не менее, было осуществлено под поручительство "Газпрома", который уже в течение более чем 4-х лет является существенным акционером НТВ, и поэтому, естественно, был заинтересован в развитии телекомпании. Насколько нам известно, "Газпром-банк" попросил "Газпром" и "Газпром-Медиа" взять на себя переговоры по этому кредиту. Видимо, потому, что все вопросы, которые до сих пор "Медиа-Мост" и другие акционеры входящих в "Медиа-Мост" компаний решали с "Газпромом", который был напрямую владельцем НТВ и ряда других компаний, сейчас переданы в ведение "Газпром-Медиа". Поэтому в данном случае речь идет о том, что мы действительно ведем переговоры с "Газпром-Медиа" о том, какую форму примет этот кредит. Он рассматривался сторонами, равно как и похожие по объему финансирования со стороны "Медиа-Моста", как долгосрочные средства, предоставленные инвесторами. О том, что НТВ говорило, что оно не способно заплатить эти деньги к сроку, разговора не было, и никто из руководителей НТВ таких заявлений не делал.
О. Бычкова - Меняется ли теперь, в результате этого соглашения, статус Владимира Гусинского, как руководителя холдинга? А. Цимайло - Статус Владимира Гусинского, как руководителя холдинга, не меняется. Владимир Александрович Гусинский продолжает быть основным акционером в компаниях, которые владеют, в свою очередь, другими компаниями, входящими в холдинг. Другой вопрос, что сам холдинг и компании-владельцы теперь имеют меньше акций в компаниях, которые в него входят, поэтому в данном случае можно говорить о том, что как Гусинский, так и другие акционеры "Медиа-Моста", имеют меньшее число акций в дочерних компаниях, прямо или косвенно. - О. Бычкова - Минуту назад мы остановились на том, в каком статусе теперь остается Владимир Гусинский. Андрей Цимайло сказал, что здесь принципиально ничего не меняется. Почему Владимир Гусинский не подписывал это новое соглашение?
А. Цимайло - С самого начала предполагалось, что соглашение об урегулировании задолженности будет подписано между заемщиком, "Медиа-Мостом", и "Газпромом". И поскольку Владимир Александрович Гусинский не являлся стороной по договору, его присутствие в урегулировании спора двух хозяйствующих субъектов тоже не предусматривалось. Поэтому предварительно и не предполагалось, что Гусинский лично будет стороной по договору. Затем адвокаты "Газпром-Медиа" настояли на том, чтобы формат был изменен, и перенесли дело в Замоскворецкий суд, где должно было быть утверждено мировое соглашение, которое было подписано 11 ноября. В данном случае речь идет об урегулировании отношений между "Газпромом" или его дочерними структурами и "Медиа-Мостом", то есть между хозяйствующими субъектами. Поэтому мы в свое время и предлагали, чтобы это соглашение подписывалось, если уж как мировое, то в арбитражном суде, в котором находится (и до сих пор) иск "Газпром-Медиа" к "Медиа-Мосту" о взыскании 211 млн. долларов.
О. Бычкова - И Альфред Кох назвал дату 5 декабря в связи с этим. Что это за рубикон такой?
А. Цимайло - 5 декабря - это та дата, на которую было перенесено с 8 ноября рассмотрение того самого иска о взыскании 211 млн. в пользу "Газпрома" от "Медиа-Моста". В данном случае, поскольку стороны подписали соглашение, и по заложенному в нем механизму все пункты этого соглашения должны быть выполнены в течение достаточно короткого времени до 5 декабря, то, на наш взгляд, смысл этого иска теряется. Поскольку стороны урегулировали в данном соглашении все претензии, которые возникли до сего момента между "Газпромом" и "Медиа-Мостом", то необходимость в этом судебном разбирательстве отпадет, и более того, можно убедиться из текста соглашения, что "Газпром" берет на себя одностороннее обязательство отозвать этот иск в случае выполнения "Медиа-Мостом" всех пунктов соглашения.
О. Бычкова - То есть крайний срок, когда будет ясно, отзывает или не отзывает "Газпром" этот свой иск, когда должен произойти?
А. Цимайло - На самом деле в соглашении заложен некий автоматизм. То есть само требование "Газпрома" и "Газпром-Медиа" к "Медиа-Мосту" автоматически прекращается после передачи акций, которые принимаются "Газпромом" в обмен на эту задолженность. Это может произойти ровно тогда, когда акции будут переданы, и как я уже сказал, это может произойти в ближайшие дни.
О. Бычкова - То есть в ближайшие дни мы узнаем, состоится ли 5 декабря вновь заседание в арбитражном суде, где будут решаться отношения между двумя компаниями на уровне суда?
А. Цимайло - Да, мы это узнаем, видимо, только 5 декабря, потому что сам факт передачи и ликвидации этих требований, возникших у "Газпрома", до этого, хотя и происходит автоматически, видимо, должен быть "Газпромом" еще и подтвержден, что это состоялось. Но в данном случае суд, видимо, рассмотрит и само соглашение, которое будет прилагаться сторонами, и примет решение, поскольку спор урегулирован, и у суда просто нет темы для рассмотрения.
О. Бычкова - Одна из главных претензий, которая предъявлялась к холдингу и к Владимиру Гусинскому - это т.н. увод активов в оффшорные компании. Какая ситуация сейчас там в свете подписанных соглашений?
А. Цимайло - Ситуация совсем не изменилась после подписания. Как никакого увода не было, так его нет и сейчас. Насколько мне помнится, генеральный директор "Газпром-Медиа" Альфред Кох в своей пресс-конференции уже упомянул, что есть заключение одной из крупнейших международных юридических фирм о том, что все активы как контролировались "Медиа-Мостом", так и контролируются, только была произведена реструктуризация этого владения, что полностью соответствует практике международных операций и реализации акций иностранным инвесторам, когда часть акций была переведена на компании, которые затем продавали эти акции. Это обычная, нормальная практика, точно так же, как "Газпром" владеет акциями не напрямую, а через свою внучатую компанию. Еще раз, никакого увода не было, мы об этом говорили неоднократно, и в мае, и в июне, когда нас об этом спрашивали. Была произведена реструктуризация. В данном случае, на мой взгляд, все разговоры об уводе активов явно, по меньшей мере, не профессиональны.
О. Бычкова - Но в Генеральной прокуратуре не считают, что это была обычная практика.
А. Цимайло - Я не знаю, что считают в Генеральной прокуратуре. Видимо, когда Генеральная прокуратура более четко выскажется по этому поводу, мы поймем, что она считает. Но в данном случае еще раз хочется сказать, что все акции, которые находились в марте-апреле на балансе "Медиа-Моста", всех компаний, входящих в "Медиа-Мост", там и остаются по сей день. Произошла эта реструктуризация по понятным причинам. Вместо того чтобы завершить те договоренности, которые были достигнуты с "Газпромом" в марте, которые заключались как раз в передаче блокирующих пакетов "Медиа-Моста", а затем было предложение блокирующего пакета во всех компаниях, - вместо того, чтобы это было завершено в нормальном экономическом русле, было организовано достаточное политическое давление. Но поскольку компании, входящие в "Медиа-Мост", должны были продолжать функционировать, развиваться, то они требовали дополнительных инвестиций, которые были сделаны. В результате чего доля самого "Медиа-Моста" (ЗАО "Медиа-Мост") в этих компаниях уменьшилась, тогда как холдинг как контролировал, так и продолжал контролировать все 100%. Деньги не уводились из страны. Наоборот, они в эту страну инвестировались. Поскольку, еще раз говорю, вспомните, все дело началось в марте, сейчас у нас ноябрь, компании продолжают функционировать, вы смотрите НТВ, число абонентов "НТВ-плюс" растет, развиваются и другие проекты, и т.д.
О. Бычкова - То есть те решения, которые были приняты сейчас в этом новом соглашении, по сути, не отличаются принципиально от того, о чем шла речь в марте?
А. Цимайло - Принципиально они действительно не отличаются, а отличаются... Или даже так скажем, о чем шла речь в апреле, когда началась реструктуризация, целью которой было освобождение от политического давления экономического развития. Отличаются они, пожалуй, одним. Да, действительно "Газпром" получил блокирующий пакет во всех компаниях, как и должен был получить. В чем же отличие? Прежде всего, отличие заключается в том, что "Медиа-Мост" в результате всего этого развития пришел к выводу о том, что нецелесообразно сохранять уже на сегодняшний момент контролирующие пакеты в СМИ, которые входят в холдинг. В холдинг ведь входят не только СМИ. СМИ - это наиболее всем понятная, видимая или слышимая часть холдинга. Поэтому и было сделано предложение, чтобы в СМИ, входящих в холдинг, будь то электронные СМИ, НТВ, ТНТ, "Эхо Москвы", или если речь идет о печатных СМИ, не было ни одного контролирующего акционера. Ни частного, ни государственного. И в этой связи самое большое отличие состоит в том, что в результате реализации соглашения не будет ни одного контролирующего акционера, то есть владеющего 50% и более, в СМИ, принадлежащих холдингу. Дополнительное отличие заключается в том, что уже на этом этапе стороны договорились о том, что, например, в телекомпании НТВ существенная часть акций обязательно будет продана международно-признанному инвестору, никоим образом не связанным ни с одной из сторон и не имеющим связи с российским государством или окологосударственными структурами. Другими словами, что это будет международно-признанный в медиа-бизнесе инвестор, сомнений в международной признанности и самостоятельности ни у кого чтобы его нахождение не вызывало. И тогда во всех СМИ холдинга появятся три группы инвесторов, которые совместно, как это принято в любых акционерных обществах, будут определять финансовые и прочие сферы деятельности компаний. При этом акционеры, как и записано в законе РФ о СМИ, не будут оказывать воздействия на редакционную политику входящих СМИ. И, по крайней мере, ни у кого и не возникнет подозрений, что кто-то один, будь то частный, российский, иностранный, государственный акционер, оказывает контролирующее воздействие на редакционную политику. Редакционная политика - это дело самой редакции.
О. Бычкова - Я хотела бы еще раз уточнить насчет нового инвестора, акционера, который должен появиться. Когда это все должно произойти? Как в соглашении прописаны условия появления этого акционера? Вы начали об этом говорить. Если можно, немного подробнее.
А. Цимайло - Когда это произойдет, сказать достаточно трудно. Хотя уже на сегодняшний день абсолютно конкретный интерес, выражаемый в предложениях, имеется со стороны нескольких международно-признанных инвесторов. Я думаю, это произойдет, как только переговоры с этими инвесторами завершатся, и стороны... в данном случае, что касается НТВ, когда стороны, прежде всего, являющиеся ныне акционерами, завершат процесс передачи этому инвестору акций. Я надеюсь, что это произойдет достаточно быстро, исходя из того, что потенциальных инвесторов много.
О. Бычкова - То есть, инвесторы ведут переговоры по поводу каждого отдельного СМИ?
А. Цимайло - На самом деле, если Вы посмотрите на соглашение, то там идет речь, прежде всего, об НТВ. Поэтому инвесторы заинтересованы в приобретении акции этой компании. Мы в соглашении вместе с "Газпромом" поставили минимальную планку нашего интереса, то за блокирующий пакет акций это не может быть менее 90 млн. долларов. По предварительным переговорам, в курсе которых "Газпром", дальше это будет проводить "Дойчебанк", мы думаем, что эта планка будет превышена.
О. Бычкова - И еще я просила бы Вас ответить на вопрос. Все-таки, каковы условия появления этих международных инвесторов?
А. Цимайло - Условий фактически сформулировано только три. Первое условие, что это фактически не будет зависеть ни от нашего желания, ни от желания "Газпрома", а эти условия прописаны в соглашении. Условия - это то, что инвестор должен быть международно-признанным по общим критериям. Это не так много, не более 50 компаний. Второе, что этот инвестор не должен быть прямо или косвенно связан ни с "Медиа-Мостом", ни с "Газпромом", ни с какими государственными или окологосударственными российскими структурами. И третье, что цена предложения за блокирующий пакет акций не может быть менее 90%. Дальше уже в существенной степени это репутация "Дойчебанка", на сегодняшний день крупнейшего коммерческого банка мира, который согласен продавать акции НТВ на этих условиях.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Андрей Цимайло - заместитель председателя Совета директоров холдинга "Медиа-Мост" по экономическим вопросам. "