Кремль еще не определился, как себя вести на выборах в Московскую городскую думу.
"В среду был дан официальный старт кампании по выборам депутатов Московской городской думы. Ситуация вызывает ряд вопросов. Во-первых, зачем и кому понадобилось переносить эти выборы — сначала на октябрь 2009 года, затем — на март 2010-го и, наконец, снова на октябрь 2009-го. Во-вторых, как выборы депутатов связаны с борьбой за исполнительную власть в Москве. «Новая» с помощью экспертов попыталась ответить на эти вопросы.
Напомним хронологию событий. 17 июня депутаты Мосгордумы приняли поправки в Избирательный кодекс столицы, назначающие дату проведения выборов — 11 октября 2009 года. А ранее, в апреле, Мосгордума одобрила законопроект о продлении своих полномочий на три месяца, чтобы провести выборы 14 марта 2010 года. По словам мэра Москвы, сделать это надо было, чтобы кампания не мешала работе над очередным бюджетом города. Однако затем депутаты вернули все обратно, а Центризбирком объявил, что закон не нарушен. Может, и так, но официальное объяснение кажется неубедительным.
Опрошенные нами эксперты выделили две группы причин произошедшего.
Во-первых, это подкатывающий к столице экономический кризис (московский бюджет уже сокращен на четверть) и ожидаемый в связи с этим рост протестных настроений. К неудаче «Единой России» в «оплоте стабильности» Москве остальные российские регионы могут отнестись с непониманием. В этой ситуации «Единой России» выгодны скорейшие выборы, хотя никто из экспертов не усомнился в том, что единороссы займут большинство кресел в Мосгордуме, как и на прошлых выборах в 2005 году.
По мнению руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева, перенос даты выборов «путает карты всем, кроме власти», — нехватка времени просто не позволит конкурентам единороссов мобилизовать ресурсы.
Напомним, в 2005 году «Единая Россия» заняла 28 из 35 мест в Московской городской думе. Список партии власти получил 47,3% голосов избирателей и принес ей 13 депутатских мандатов. Кроме того, кандидаты от «Единой России» одержали победу во всех 15 одномандатных округах.
На выборах-2009 барьер для партийных списков был снижен с 10 до 7%. Однако партии не вправе внести избирательный залог, поэтому они (кроме четырех партий, обладающих фракциями в Госдуме) вынуждены собирать подписи. Это непросто: кандидату следует собрать подписи 2% избирателей округа, а московские округа с их 400—500 тысячами избирателей вполне сопоставимы с электоратом небольших государств.
Вторая причина переноса выборов — неуверенность Юрия Лужкова в прочности собственного положения и его борьба с федеральными элитами за назначение на новый срок. Взаимоотношения федерального центра и мэра Лужкова, который возглавлял список «Единой России» в 2005 году и готовится возглавить его в 2009-м, традиционно непростые. А в последнее время опять заговорили об отставке мэра. (Поэтому, по мнению Александра Кынева, федеральный центр не заинтересован в «слишком уверенной» победе единороссов — это может усилить позиции Юрия Лужкова.) Если Лужкова все-таки отправят в отставку, то Кремлю важно сформировать осенью более или менее подконтрольный себе городской парламент, который, согласно процедуре, должен утвердить или отвергнуть предложенную президентом России кандидатуру московского мэра. Юрий Лужков, вероятно, захочет уравновесить «федеральный десант» в списке единороссов лояльными ему людьми, прибавив к ним симпатизирующих депутатов-одномандатников (в 35-местном городском парламенте их будет 17).
Эксперт Московского центра Карнеги Андрей Рябов описал ситуацию так:
— Чтобы иметь возможность торговаться по-крупному, Лужков попытается сделать Мосгордуму максимально своей. Главная интрига в том, Сурков или Лужков сформируют избирательный список. Это определит архитектуру выборов. Первый сценарий: Сурков выпускает на сцену двух крупных игроков, Жириновского и либералов («Правое дело», например). Не исключаю, что в этом случае выборы примут жесткий характер, потому что достать оппонентов Лужкову будет сложно. Второй сценарий: Сурков договаривается с Лужковым, и список формирует Кремль. Тогда мы станем свидетелями скучной кампании, после которой 80—90% мест в городской думе окажется у «Единой России». Индикатором, на мой взгляд, станет появление в списке нынешнего спикера Мосгордумы Владимира Платонова. Это мы узнаем в конце июля — начале августа.
Генеральный директор Агентства региональных исследований Ростислав Туровский напомнил, что на выборах в Мосгордуму 2005 года тоже говорили, что Кремль пытается включить в список «Единой России» своих людей, и предположил, что «сейчас у Кремля чуть больше шансов сформировать компромиссный список»:
— Будут, как и прежде, интриги, но не думаю, что они перейдут в публичную плоскость. Более-менее устойчивой ситуацией в Москве центр дорожит. Лужков вполне может досидеть до конца своего срока, то есть до 2011 года, если центр не решит взять Москву под свой контроль.
Александр Кынев согласился с Ростиславом Туровским:
— Нет заметной электоральной фигуры, которую могла бы выдвинуть «Единая Россия» вместо Лужкова. Снять Лужкова и сохранить при этом управление Москвой невозможно. Эта зависимость особенно важна сегодня, в ситуации кризиса. Кроме того, недовольство региональных элит растет, и федеральный центр опасается возрождения блока региональных лидеров (Шаймиева, Рахимова и т.д.).
Политолог Дмитрий Орешкин напомнил и о факторе времени:
— Я пока не вижу, что федеральный центр пытается сыграть на московских выборах. Чтобы к октябрьским выборам всерьез дискредитировать Лужкова — если, конечно, придавать мнению избирателя значение, — нужно начинать кампанию сейчас.
Дмитрий Орешкин посоветовал следить за появлением в СМИ материалов, компрометирующих Юрия Лужкова:
— Если в течение ближайшего месяца появятся серьезные сливы компромата на Лужкова, значит, грядет битва. "