Антимонопольная служба пошла по магазинам вслед за Путиным
"ФАС проверит розничные цены в торговых сетях. Антимонопольная служба "подхватила" тему высоких наценок спустя несколько дней после похода Владимира Путина по магазинам. Ценовое регулирование – это прямой путь к товарному дефициту, говорят эксперты.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начинает расследование в отношении формирования розничных цен на отдельные группы товаров в торговых сетях, сообщил замглавы ФАС Андрей Кашеваров программе "Вести недели" в воскресенье, 28 июня.
"Мы выяснили, что в настоящий момент в ряд сетей соусы, например, могут быть поставлены только через четырех посредников и никак напрямую, с накруткой цен примерно 45%. Все это содержит признаки сговора", – заявил Кашеваров.
Антимонопольное ведомство начинает расследовать эту ситуацию. Как отметил Кашеваров, ФАС уже составила алгоритм, "по которому будет проводиться расследование по данному вопросу". И, если ценовой сговор подтвердится, антимонопольная служба начнет возбуждать дела.
Ценный интерес На прошлой неделе розничными ценами активно заинтересовался премьер-министр России Владимир Путин. После похода в один из "Перекрестков" он заявил, что существующие торговые наценки – "это перебор". При этом он призвал участников проходившего в тот же день совещания по подготовке законопроекта о госрегулировании торговли "учитывать интересы всех участников процесса: производителей, переработчиков, потребителей.
"Закон о торговле, скорее всего, существенно ситуацию на потребительском рынке не изменит. Зато могут быть расширены полномочия ФАС, – предполагает председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – Надеюсь, ценового регулирования посредством управления уровня наценок все-таки не будет. Потому что ценовое регулирование и навязывание товаров – это самое худшее, что может быть, это путь к дефициту".
С этим мнением согласна и директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова. По ее словам, за исключением случаев крайних "перекосов", административное регулирование цен приведет к исчезновению продуктов с полок. В результате ситуация выходит из-под контроля: "чем сильнее "закручиваются гайки", тем больше сложностей в ближайшем будущем мы получим", говорит Канунникова.
Премьерные цены
Как оказалось, посещение Владимиром Путиным "Перекрестка" без последствий все-таки не осталось. С понедельника, 29 июня, в московских магазинах сети появились ценники "Торговая наценка премьера менее 5%". Акция распространится и на региональные магазины, обещают в пресс-службе X5 Retail Group (управляет брендом "Перекресток").
Магазинная практика ФАС интересовалась ценами в магазинах и раньше. Весной этого года антимонопольное ведомство изучило практику расчетов торговых сетей с поставщиками продукции в Санкт-Петербурге и выяснило, что "суммарное давление на конечную цену товара всех наценок и выплат, формируемых в торговых сетях, составляет от 20% до 60%". При этом, по мнению ФАС, на многие товары средняя наценка составляет 30-40%, а розничная цена товара формируется не только исходя из себестоимости производства, но и зависит от различных затрат поставщика товара. Теперь дошла очередь и до остальных сетей, причем последние действия ФАС совпали с активизацией правительственной работы над законом о торговле.
Впрочем, некоторые эксперты сомневаются в возможности ценового сговора ритейлеров. "В России рынок розничной торговли не является концентрированным. Сомнительно, что игроки, на долю которых приходится 7-10% рынка, могут сговориться", – говорит Ирина Канунникова. По ее мнению, цены в магазинах регулируются рыночным спросом. "Ритейлер, который сохраняет в период кризиса высокую маржу, окажется в проигрыше: покупатель развернется и уйдет. И такого ритейлера не спасет никакой сговор", – говорит Канунникова. "Все наценки формируются рынком. Чем жестче конкуренция, тем ниже наценки", – подтверждает Дмитрий Янин."