Отменен оправдательный приговор по «делу Политковской»
"Военная коллегия Верховного суда (ВС) РФ вчера отменила приговор Московского окружного военного суда (МОВС) по скандальному делу об убийстве журналистки Анны Политковской. Все четверо его фигурантов -- Сергей Хаджикурбанов, братья Ибрагим и Джабраил Махмудовы, которых следствие считало участниками покушения, а также подполковник ФСБ Павел Рягузов, обвинявшийся в должностном преступлении, -- 20 февраля этого года были полностью оправданы коллегией присяжных. Генпрокуратура обжаловала приговор, посчитав, что при рассмотрении дела были допущены процессуальные нарушения. В итоге ВС с мнением обвинения согласился и постановил направить дело в МОВС на новое рассмотрение.
Решение это не стало неожиданным ни для защиты, ни для следователей. Глава СКП Александр Бастрыкин назвал его «справедливым», а адвокаты -- «обычным явлением для российской системы», которая рассматривает оправдательные приговоры как «абсолютное зло».
Доводы же, которые легли в основу вчерашнего решения ВС, позволяют предположить, что «дело Политковской» вполне может стать вечным. Дело в том, что как нарушение была расценена даже звучавшая на процессе информация о личностях подсудимых, в том числе об их работе и уголовном прошлом. Но как раз эти данные они сами озвучивали в доказательство своей невиновности. Так, Хаджикурбанов настаивает, что никак не мог организовать это преступление, потому что из тюрьмы вышел всего за две недели до убийства г-жи Политковской. Понятно, что он будет все время это говорить и, значит, это все время будет служить поводом для отмены любого будущего приговора.
Обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде своего дома на Лесной улице в Москве. По подозрению в причастности к убийству поначалу было задержано 11 человек, но на скамье подсудимых в ноябре 2008 года оказалось лишь четверо. Со всех остальных обвинения были сняты.
По версии следствия, организатором убийства был бывший оперативник УБОП Сергей Хаджикурбанов, который раздобыл оружие и передал его братьям Махмудовым. Где он его взял и при каких обстоятельствах передал, обвинение объяснить не смогло. До 22 сентября 2006 года Хаджикурбанов находился в колонии, где отбывал срок за должностное преступление. Тем не менее следователи пришли к выводу, что за две недели он успел организовать убийство.
Джабраил и Ибрагим Махмудовы обвинялись в том, что участвовали в слежке за журналисткой и несколько раз репетировали убийство вместе с предполагаемым киллером, которым, по мнению следствия, был их старший брат Рустам, находящийся в международном розыске. Имя предполагаемого заказчика убийства до сих пор неизвестно. В ходе процесса Сергей Хаджикурбанов рассказывал, будто следователи его расспрашивали о Борисе Березовском и президенте Чечни Рамзане Кадырове, но официально его слова никто не подтвердил.
Четвертый подсудимый -- подполковник ФСБ Павел Рягузов -- сначала назывался одним из пособников убийц, но обвинения ему в итоге были предъявлены по другому эпизоду. По версии следствия, вместе с Сергеем Хаджикурбановым еще в 2002 году он якобы участвовал в вымогательстве денег у бизнесмена Поникарова. Но присяжные в своем вердикте даже сам факт вымогательства сочли недоказанным, полностью оправдав и подполковника. Братья Махмудовы и Хаджикурбанов также были оправданы по всем пунктам обвинения.
Такой исход дела многие наблюдатели считали вполне ожидаемым. В ходе процесса выяснилось, что прямых доказательств против подсудимых у следствия нет, а позиция обвинения строилась лишь на косвенных и весьма шатких данных, таких как анализ их звонков по мобильным телефонам. Причем достоверность и этих материалов в ходе процесса подвергалась сомнению.
Вчера утром в здании ВС на Поварской улице вновь собрались все участники процесса. Отсутствовал лишь г-н Хаджикурбанов. Вскоре после оправдания он был вновь арестован по подозрению в вымогательстве у одного из главных свидетелей по «делу Политковской» Дмитрия Павлюченкова. За ходом заседания вчера он наблюдал из СИЗО в режиме видеоконференции.
Судья Игорь Крупнов зачитал кассацию прокуроров с перечислением всех нарушений, которые они усмотрели в ходе процесса. Большинство из них касались действий председательствовавшего на процессе Евгения Зубова, который должным образом не пресекал нарушения различных юридических процедур, а также адвоката одного из подсудимых Мурада Мусаева, позволившего себе в ходе процесса ряд нелицеприятных отзывов в адрес следствия. После этого возможность высказаться по поводу кассации получили все заинтересованные стороны.
«Главным докладчиком» со стороны защиты стал г-н Мусаев, который попытался подробно опровергнуть каждый пункт прокурорской кассации. Единственное, в чем адвокат согласился с оппонентами, так это в том, что ущемление прав и некая тенденциозность в ходе процесса действительно имели место, но пострадавшей стороной было не гособвинение, а защита. Адвокат Анна Ставицкая, представляющая интересы семьи г-жи Политковской, подчеркнула, что согласна с оправдательным вердиктом, и попросила оставить его в силе. «Мы каждый день были в зале суда и каких-либо нарушений не усмотрели. Это было логичное и разумное решение присяжных, -- сказала она. -- Следствию надо пенять на себя. Гособвинение в ходе процесса ничего не могло добавить, а защита блестяще воспользовалась слабостями следствия».
Выслушав еще несколько реплик, судьи удалились на совещание. В перерыве подсудимые и их адвокаты охотно общались с журналистами и пребывали в хорошем расположении духа. Г-н Мусаев в очередной раз заявил, что оснований для отмены приговора нет, и, по его мнению, предстоящее решение будет зависеть скорее от «политической воли». Как рассказал Джабраил Махмудов, после оправдания они с братом уехали в Чечню, но устроиться на работу до сих пор не смогли, чему в немалой степени способствует неопределенность с их будущим. Г-н Махмудов также сказал, что в случае удачного исхода дела хотел бы продолжить образование и поступить в аспирантуру Российского государственного социального университета (РГСУ).
Свое решение члены ВС объявили меньше чем через час. Оправдательный вердикт был отменен, дело возвращено в МОВС на новое рассмотрение. «Судебная коллегия при рассмотрении уголовного дела в отношении Джабраила Махмудова, Ибрагима Махмудова, Сергея Хаджикурбанова и Павла Рягузова установила, что судом были допущены существенные нарушения УПК, которые повлияли на вынесение справедливого приговора», -- сказал судья.
В частности, судьи сочли таковыми обсуждение процессуальных нарушений при присяжных, таких, как данные о личности обвиняемых, обсуждение вопросов о применении к обвиняемым недозволенных методов следствия. Судьи также сослались на ряд высказываний в ходе процесса г-на Мусаева, который заявлял, что следователем «интерпретированы показания свидетеля», что «стороной обвинения были утаены доказательства», а также более резкие выражения, сказанные при присяжных, такие как «ментовской аттракцион», «прокуратура -- это орган предварительного запугивания». Суд также согласился с доводом прокуратуры, что у присяжных могло заранее возникнуть предвзятое мнение из-за путаницы в начале процесса о том, в каком режиме, закрытом или открытом, будут проходить слушания. По мнению судей ВС, при присяжных не должны были исследоваться доводы о том, что Хаджикурбанов сидел в тюрьме, а Рягузов имеет орден и участвовал в спецоперациях.
Как было отмечено ВС, на нарушения, допускавшиеся в ходе процесса, не было должной реакции председательствующего. По мнению коллегии, все это способствовало возникновению у присяжных предубеждения, а как следствие -- повлияло на существо вынесенного ими решения. Кроме того, ВС посчитал, что судья МОВС Евгений Зубов допустил грубое нарушение норм УПК в своем напутственном слове присяжным, дав характеристику личности Рягузова, а также упомянув, что в этом деле трудно установить настоящего убийцу. При этом ВС все же посчитал несостоятельными несколько других пунктов, которые прокуроры считали основанием для обжалования вердикта, например, указание на то, что некоторые присяжные могли иметь контакт с адвокатами, когда выходили курить.
Адвокаты не скрывали, что решение ВС не стало для них сюрпризом. «Это обычное явление для российской системы. В нашем государстве нетерпимое отношение к оправдательным приговорам, они расцениваются как абсолютное зло, которое надо искоренять. Произошло то, о чем мы говорили еще в феврале, -- сказал г-н Мусаев, пообещав обжаловать принятое решение в президиуме ВС. -- Нам вменяется то, что мы возражали гособвинению, но и в этот раз мы будем говорить правду, даже если она кому-то не нравится».
«Мы никогда в жизни ни от кого не бегали. Сколько это будет продолжаться, столько и будем добиваться правды», -- заявил Джабраил Махмудов.
«Мы считаем, что оснований для обжалования нет. Мы были согласны с вердиктом и не оспаривали его. Учитывая представленные следствием доказательства, только такой приговор и мог быть вынесен, поэтому нашим первым ходатайством после возобновления дела будет отправка дела к прокурору на доработку. Рассматривать те же самые материалы заново нет смысла», -- сказала г-жа Ставицкая.
Председатель СКП РФ Александр Бастрыкин в свою очередь вчера заявил: «Это справедливое решение, и мы надеемся, что уголовное дело в ходе нового судебного процесса будет рассмотрено объективно и беспристрастно, без процессуальных нарушений. Хочется верить, что суд в полной мере оценит всю совокупность собранных доказательств, а виновные понесут предусмотренную законом ответственность». По словам г-на Бастрыкина, расследование дела в отношении предполагаемого исполнителя убийства Рустама Махмудова, объявленного в международный розыск, а также возможных заказчиков преступления продолжается. "