FLB: «Троянский конь» Пекина? Итоги екатеринбургских сессий ШОС и БРИК.
"«Мудрость и добродетель приобретают новых друзей…» Из каллиграфии подаренной Д.Медведеву после интервью центральному телевидению КНР15 июня 2009 г.
Каждое решение чего-нибудь стоит, когда оно своевременно. Мероприятия по консолидации и выработки совместных действий стран БРИК и ШОС в ликвидации последствий мирового экономического кризиса, было организовано в Уральской столице, вполне своевременно.
Место проведения международных форумов руководством страны было выбрано, совершенно, не случайно. Этим решением, была продолжена традиция президента России Д.Медведева по развитию российских регионов «второго эшелона», после Москвы и Санкт-Петербурга.
Впечатляет и масштаб проведенного мероприятия – свыше десяти тысяч официальных представителей международных делегаций и около тысячи представителей массовой информации.
Ложка к обеду
Как это не цинично звучит, но если бы кризиса не было, его надо было бы организовать. Нынешний разразившийся кризис высветил слабые места в мировой экономике и наглядно продемонстрировал нежизнеспособность монополярной модели мирового устройства, а Россию наконец-то заставил серьезно задуматься о практической диверсификации промышленности и освобождения от сырьевой зависимости.
Пространство, занимаемое странами ШОС, является одним из самых нестабильных в мире. На нем уже давно идет «Большая шахматная игра» и для победы в начатой партии, некоторые игроки могут пойти на любые, даже запрещенные приемы и откровенные провокации.
В таких условиях сплочение стран вокруг некой идеи, в данном случае ШОС, представляется вполне благоразумным и единственно правильным. Этим и объясняется интерес к организации со стороны Афганистана, Пакистана, Индии и Ирана. Понимание внешних процессов и целей, которые они преследуют и были заложены в итоговом решении саммита, под актуальностью проблемы обеспечения международной информационной безопасности как одного из ключевых элементов общей системы международной безопасности.
Кроме присутствующего негативного внешнего воздействия, далеко до мира и понимания и между самими странами ШОС. Тлеющие водный и территориальный конфликты между Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией и Казахстаном, не создают в ЦАР обстановки мира и взаимопонимания. А опасения экономической экспансии КНР в страны этого региона и, как следствие, потери экономической самостоятельности, вызывают у них ощущения недоверия и настороженности.
Настороженность, в отношении Китая, понять можно. Среди стран участниц ШОС, доминирующее положение этой страны, не вызывает сомнений ни у кого. Выделение 10 миллиардов долларов на инвестиционные программы ШОС, вызывает почтительное уважение.
Однако, так ли беспочвенны опасения экономической экспансии КНР в страны ближнего окружения? На недавно выделенный кредит КНР Таджикистану и направленный на инфраструктурные проекты, правительство этой страны было вынуждено, по условиям предоставления кредита, нанять для его выполнения самих же китайцев.
Несомненно, выделенные 10 миллиардов в фонд ШОС и еще дополнительный миллиард для Свердловской области, далеки от альтруизма, и надо полагать, отработать их придется по полной программе. Инвестиции, конечно же, нужны, но выбирать проекты и условия, на которых они предоставляются нужно с пристальным вниманием, что бы потом не было больно и грустно.
Основные вопросы, рассмотренные в ходе проведения саммита ШОС, ясны и понятны для описания современного международного положения - преодоление глобального финансового кризиса, обеспечение энергетической и продовольственной безопасности, решение проблемы изменение климата.
Вызывает некоторое удивление рассмотрение отдельного вопроса о миротворческой деятельности ШОС в афгано-пакистанском конфликте с талибами. Как мы знаем, миротворческую операцию, в данном регионе давно и без особых успехов осуществляет международная вооруженная группировка, во главе с США. Какую реальную помощь обсуждал с лидерами Афганистана и Пакистана наш президент и чем реально могут помочь страны ШОС альянсу и правительствам двух стран, остается загадкой.
По словам Д.Медведева: «Проблема не может быть решена без урегулирования ситуации в ряде провинций Пакистана, без уничтожения там гнезд терроризма. И это проблема осознается, как совместный проект для работы …мы готовы помогать и в формате совместных трехсторонних экономических проектов, ведь за борьбой с терроризмом и наркотиками должны последовать экономические меры. Нормальная жизнь не наступит ни в Афганистане, ни в определенных провинциях Пакистана, если мы не сможем решить безотлагательные экономические задачи. А для этого необходимо реализовывать ряд инфраструктурных проектов».
Как связать открытое вооруженное противостояние, которому пока не видно конца, с безотлагательными экономическими задачами и инфраструктурными проектами, представить довольно трудно. Тем более, в настоящий момент, правительства Афганистана и Пакистана больше доверяют в решении данного вопроса «американскому штыку». А решать нам экономические вопросы в этом регионе после победы над талибами уже никто не даст.
Рождение БРИК
С «легкой руки» американского инвестиционного банка «Goldman Sachs», примерно пять лет тому назад появилась аббревиатура – БРИК. Переоценить данное событие, действительно, трудно. Так как мысль, соединить воедино страны с быстро растущими фондовыми индексами, могла прийти в головы только рациональным западным финансовым аналитикам, ныне тонущего, Бретонн-Вудского корабля.
Идея пришлась по вкусу фигурантам аббревиатуры и примерно с этого момента они неформально, в рамках БРИК, организовали общение на разных уровнях. Несомненно, западный финансовый мир уже почувствовал весомость угрозы и, вероятно, предпримет адекватные меры к недопущению или сдерживанию развития этого союза, так как это серьезно угрожает его стабильности и влиянию в мире. Насколько серьезны будут эти «палки в колеса» можно будет увидеть в уже обозримом будущем.
Нынешняя западная политика, в отношении России, похожа на перетягивание каната и любые шаги, предпринятые нами на международном уровне для решения своих, суверенных интересов, заранее представляются недемократичными, агрессивными, враждебными и непропорциональными угрозам.
Так как, в ныне сложившихся геополитических условиях России, в одиночку, абсолютно нереально выстраивать эффективную и сбалансированную внешнюю политику, объединение со странами, роль которых в мире нельзя недооценивать, дает нам вполне осязаемый шанс участия в судьбе будущего мироустройства.
Если саммит ШОС носил ярко выраженный региональный характер, то первую сессию БРИК можно назвать «тяжелой артиллерией». Все обсуждаемые вопросы касались, того же самого, что и ШОС, но уровень был уже совершенно иной.
Страны БРИК владеют совокупным валютным резервом, оценивающимся в 2,8 триллиона долларов. Также, являются крупнейшими держателями государственных облигаций США.
Реформирование и диверсификация встречаются в совместном заявлении стран БРИК довольно часто. Настрой видится решительный и среди видимых кандидатов – мировые финансовые институты, ООН, МВФ, ВТО.
То, что реформа назрела, прекрасно понимают и в США, основном виновнике мирового экономического кризиса. Именно, из-за недостатков финансовой системы и рынков возникли ипотечный, финансовый, а потом и экономический кризисы.
17 июня 2009г. администрация Белого дома предложила реформу системы финансовых регуляторов, которая, по их мнению, является самой радикальной со времени реформ, проведенных после Великой депрессии.
Реформа предполагает оказание влияния на банки, через Федеральную резервную систему и введение новых правил на финансовых рынках. В рамках реформы планируется, также, регистрация хедж-фондов и создание нового агентства «Consumer Financial Protection Agency», которое займется надзором за потребительским кредитованием.
Но все-таки, американцы идут по пути косметических изменений в мировой финансовой системы и не собираются коренным образом ломать старую и строить новую финансово-экономическую архитектуру. Ведь там знают - любое коренное изменение существующей системы отразится на США и сложившейся глобальной системе крайне негативно.
Экю, пистоли, луидоры…
На расширенном заседании саммита ШОС президент РФ Д.Медведев высказал мнение об увеличении доли национальных валют, во взаимных расчетах между странами ШОС и о возможном использовании в рамках организации какой-нибудь единой расчетной единицы, примерного аналога европейского «экю». «Экю», не был в Европе наднациональной валютой, но являлся учетной и расчетной единицей, позволяющей осуществлять платежи между странами и выдавать кредиты.
По общему мнению участников заседания, валютная система любой страны и используемые ею финансовые инструменты не должны быть номинированы только в одной или нескольких валютах. Для выполнения этого положения страны ШОС предусматривают вхождение частью валютных резервов в государственные облигации стран-партнеров и в облигации МВФ, а также в валютные «свопы».
Другими словами, одной из основных целей пересмотра политики по формированию валютных резервов государств ШОС и БРИК является диверсификация портфелей. Частично, место безусловных фаворитов среди мировых валют – доллара и евро, займут региональные валюты, а в денежную единицу МВФ – SDR (special drawing rights), вполне можно включить рубль, юань, ряд других валют сырьевых стран, а также, что вполне логично, золото.
Первый практический шаг после саммитов БРИК и ШОС уже сделан. 17 июня 2009г. достигнута договоренность между президентом России Д.Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао о проведении взаимных расчетов между странами в национальных валютах. Данный шаг уже повлечет изменения в наполняемости валютных корзин обоих государств. Доллар, как известно, с задачей не справился.
Но рано списывать доллар, так как резкая замена его в межгосударственных расчетах и накоплениях, как привычного финансового инструмента, повлечет, вообще, непредсказуемые последствия. Поэтому и было отмечено на обоих саммитах, что вывод из резервов доллара, как основной расчетной валютной единицы, процесс долгий, но необратимый.
Прав помощник президента А.Дворкович - государства, объединенные под аббревиатурами БРИК и ШОС, могут стать еще одним реальным мировым экономическим полюсом. Они все громче заявляют о своих притязаниях на самые достойные оценки своей значимости для глобальной экономики.
Как ни странно, но время кризиса может сыграть на руку развивающимся странам. Передел мирового автомобильного рынка, является тому наглядным примером.
Замах, сделанный странами БРИК и ШОС, впечатляет. Будем ждать результативного и красивого удара."
25.06.2009
Игорь Муштак, шеф бюро FLB по Уральскому федеральному округу FLB