Проверка расходования средств, выделенных на строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Самый дорогой и проблемный проект
"Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка расходования средств, выделенных на строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»
Утвержден Коллегией Счетной палаты РФ 30.01.2009 г. (протокол № 3К (640), п.2
— По состоянию на 1 июля 2008 года стоимость 1-й очереди ВСТО ТС «ВСТО» составила 322 799 390 тыс. рублей без учета строительства объектов спецморнефтепорта «Козьмино».
— Уточненная стоимость строительства 1-й очереди ТС «ВСТО», предусмотренная программой 2008 года, после корректировки составила 391 166,26 млн рублей.
— Компанией предоставлена сводка предполагаемых затрат ТЭО на первый этап строительства ТС «ВСТО» в сумме 491 258,96 млн рублей с учетом пересчета на период строительства, произведенного в сентябре 2008 года.
— Компанией на финансирование ТС «ВСТО» начиная с 2004 г. по 1 июля 2008 г. было направлено 249 577 695,32 тыс. рублей. В том числе по источникам финансирования 29,6% к общему объему составили собственные средства группы «Транснефть», 64,6% — привлеченные группой заемные средства.
— Начиная с 2006 г. на финансирование проекта по строительству ТС «ВСТО» были привлечены кредиты и займы в общем объеме 328 544 770 тыс. рублей.
— На 1 июля 2008 г. фактическое погашение по кредитам Сбербанка составило 167 666 189,19 тыс. руб., на что направлены средства займов TransCapitalInvest Limited в сумме 71 255 410 тыс. руб., собственные средства (47 608 514,29 тыс. рублей) и привлеченные средства — 48 802 261,9 тыс. рублей.
— Компанией за 2006 г. на оплату процентов по привлеченным кредитам направлено 800,73 млн руб., начислено 837 млн руб., за 2007 г. на оплату процентов по привлеченным кредитам направлено 4 618,59 млн руб., начислено 7 422,74 млн руб., за 1-е полугодие 2008 г. на оплату процентов по привлеченным кредитам направлено 5 639,2 млн руб., начислено 4 960,68 млн рублей.
— По состоянию на 1 июля 2008 г. ООО «ЦУП «ВСТО» заключено 19 договоров на поставку оборудования и материалов без проведения открытых конкурсных торгов по выбору поставщиков. При этом на дату заключения данных договоров их общая стоимость составляла 1 456 099 тыс. рублей, а по состоянию на 1 июля 2008 г. возросла более чем в 10 раз и составила 10 989 852 тыс. рублей.
— Всего в ходе реализации проекта строительства ТС «ВСТО» АК «Транснефть» и ООО «ЦУП «ВСТО» без проведения торгов заключено 83 договора на общую сумму 78 517 055,1 тыс. рублей.
— По состоянию на 1 июля 2008 г. ООО «ЦУП «ВСТО» предъявлено 48 претензий в отношении подрядных организаций на общую сумму 686 933 руб., при этом сумма удовлетворенных и подтвержденных документально денежных требований составила 67 779 609 рублей.
Вопрос строительства восточного трубопровода — политический, поэтому государственная «Транснефть» регулярно увеличивает его смету и не боится залезать в многомиллиардные долги к китайцам
«Сейчас много говорят о том, что в кризис психология тучных лет становится опасной, и это верно. Денег стало гораздо меньше: в бюджете дефицит, а резервные фонды, по общему мнению, истощатся не позднее конца следующего года. Но наше государство еще склонно к транжирству и тогда, когда у него нет свободной копейки.
К примеру, несмотря на экономический хаос 2000-х, оно не отказывало себе в финансировании таких проектов, как Питерская дамба, высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва - Петербург или реставрация Кремля. Бюджет может быть тучным, может — тощим, однако желание его осваивать неистребимо. Это даже не коррупция, а философия госуправления. И эта философия действительно несовместима с кризисом.
Вот, положим, удастся нам как-то оптимизировать бюджетные расходы, то есть все, что идет по линии Минфина. Но ведь это никоим образом не ограничит траты государственных компаний. Они зачастую не просят прямого бюджетного финансирования, однако обладают двумя неприятными особенностями.
Первая — способность делать долги. Которые, как ни крути, в случае форс-мажора все равно станут долгами государства. Ну не отдадим же мы иностранцам Олимпиаду или тем более «Газпром».
Вторая особенность состоит в том, что их руководители в силу аппаратных причин (известно, кто их ставил приглядывать за государевым добром) способны оказывать критически сильное влияние на государственную политику. Иными словами, их траты, по сути, отличаются от бюджетных только тем, что хуже контролируются.
Поэтому необходимо провести инвентаризацию мегапроектов, которые сейчас реализуют естественные монополии и госкорпорации. Начать стоит с топливно-энергетического комплекса (ТЭК), который больше других пострадал в кризис из-за падения нефтяных цен.
Несущая конструкция этого сектора — трубопроводная система. Трубы, по которым мы поставляем в Европу нефть и газ, составляющие основу нашего финансового благополучия, — в основном советские. Новые в последние 20 лет почти не строились, и не только по причине безденежья. К примеру, в начале 2000-х несколько частных компаний, в том числе ЮКОС, представили свои варианты строительства экспортных трубопроводов. Люди, которых тогда еще называли олигархами, требовали у государства дать им только добро — и ни копейки денег.
Выбор, однако, был сделан в пользу государственного монополиста — «Транснефти». Она, правда, предпочитала перекачивать, а не строить: в новом веке был реализован один крупный проект — строительство Балтийской трубопроводной системы.
Между тем высшее руководство страны и с экономической, и особенно с политической точки зрения считает необходимым выход на альтернативные европейскому рынки, и в первую очередь на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Решить эту амбициозную задачу должно строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).
Не менее важно выиграть борьбу за маршруты транзита «большой казахстанской нефти»: месторождения, которые скоро будут введены в строй в этой республике, сравнимы по своим характеристикам хоть с Западной Сибирью, хоть с Персидским заливом. А для этого необходимо расширить систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и построить нитку Бургас - Александропулис, которая должна дать возможность гнать нефть с российской территории по дну Черного моря в Болгарию и далее в Южную Европу.
Одним словом, «Транснефти» в условиях кризиса и неопределенности с мировой сырьевой конъюнктурой предстоит реализовать три технически сложных и предельно дорогих проекта. Есть все основания сомневаться в том, что у нее это получится.
Плавающий бюджет
Начнем с ВСТО - он самый дорогой и проблемный. Его технические характеристики и особенно бюджет не раз менялись - в первую очередь по политическим причинам. Все, наверное, помнят, как весной 2006 года Владимир Путин, тогда президент, под объективы телекамер в присутствии экс-главы «Транснефти» Семена Вайнштока нарисовал на карте России стрелочку, ведущую в обход Байкала. Тогда президент, учтя мнение общественности, маршрут изменил по соображениям экологического характера. Смета моментально выросла и составила $10 млрд вместо $6 млрд.
После этого в прессе и особенно в интернете появилась тьма специфических публикаций, обвиняющих Вайнштока в искусственном завышении сметы и, как следствие, в коррупции. Они ли сыграли свою роль или более мощные аппаратные механизмы, или личные грехи Вайнштока (по ряду свидетельств, он владел землей, куда должна прийти нитка трубопровода), но только осенью 2007 года Вайнштока «ушли», не в опалу, кстати, а на ответственный участок работы - руководить «Олимпстроем».
В «Транснефть» же пришла команда сослуживца и друга Владимира Путина Николая Токарева.
Новая метла по-новому не только метет, но и считает. Как рассказал мне пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин, «корректировка была один раз, на основании действующего законодательства, с учетом инфляции после того, как длительная стройка пересекает экватор. А дальше по-разному считают».
Однако же г-н Демин отказался называть мне цифру, которую сам он считает точной, и посоветовал изучить высказывания на этот счет г-на Токарева и других официальных лиц, распространенные информационными агентствами. Я изучил.
— Стоимость строительства первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) выросла на 21 процент и достигла 390 миллиардов рублей, такое заявление сделал руководитель компании «Транснефть» Николай Токарев. <…> Ранее планировалось, что стоимость ВСТО-I составит 322 миллиарда рублей. Увеличение предполагаемых инвестиций в ВСТО-I произошло в результате индексации, проведенной в конце 2007 года. («Интерфакс», 13.01.2009 г.)
— Президент «Транснефти» отметил, что стоимость первой очереди трубопровода ВСТО может превысить 341 млрд рублей. Вторая очередь, по предварительным оценкам, обойдется в 420—450 млрд рублей. (Reuters, 11.09.08.)
— Вице-премьер РФ Игорь Сечин, выступая на церемонии сварки первого стыка отвода ВСТО в Китай в Сковородине, сообщил, что общая стоимость первой очереди нефтепровода составляет около 420 млрд рублей. (Телеканал «Вести», 30.04.2009.)
Если добавить в эту картину первоначальную цифру, составлявшую по курсу 2006 г. 190 млрд рублей., то получится, что первая очередь уже подорожала в 2,2 раза.
Чтобы не перевешивать всю полноту ответственности на коллег-журналистов, я ознакомился еще и с текстом «Проверки расходования средств, выделенных на строительство нефтепровода ВСТО», проведенной Счетной палатой (см. документ). Выяснилось, что даже аудиторам СП не удалось однозначно ответить на вопрос: сколько же будет стоить ВСТО-1?
Насколько следует из приведенных мною цитат, до сентября прошлого года он оценивался примерно в 323 млрд рублей, во второй половине 2008 г. примерная смета выросла до 391 млрд и в обозримой перспективе обещает увеличиться до 491 млрд.
Г-н Демин, который, очевидно, также знаком с текстом проверки и конкретными претензиями аудиторов, просит не забывать о том, что ВСТО-1 нужно сдать, несмотря ни на что, и притом в сжатые сроки: «Если в Восточной Сибири подрядчик завез технику, построил инфраструктуру, завез людей, то, если мы начнем его менять, процесс затянется минимум на год. Да, были очень сильные расхождения с «Краснодарстройтрансгазом», этот вопрос поднимался непосредственно у президента. Но из-за жестких сроков мы не можем менять подрядчиков как перчатки, мы должны заставить работать тех, кто есть».
Впрочем, и представители «Транснефти», и независимые эксперты мало сомневаются в том, что ударную стройку удастся-таки завершить к концу 2009 г. Вопрос в том, насколько вообще проект с прицелом на десятилетия нужно строить на скорую руку.
Покажите мне базу
Труба, будем считать, есть. А вот откуда в ней возьмется нефть? Вопрос не праздный, а очень даже стратегический. Из самого названия проекта очевидно, что ВСТО планируется заполнять восточносибирским сырьем. Но готова ли Восточная Сибирь давать 80 миллионов тонн в год, на прокачку которых рассчитан ВСТО? Меньше всего сомнений в том, что способна, было у премьера Владимира Путина. На брифинге по итогам российско-японских переговоров в мае этого года он сказал: «Уже сейчас компании готовы обеспечить добычу 50 млн и 80 млн тонн в год».
Есть подозрения, что премьера беззастенчиво дезинформируют. Опрошенные «Новой» эксперты и представители нефтяных компаний осторожно говорят о нескольких миллионах, названные же Путиным показатели достижимы дай бог к 2020 году, и то при условии форсированного освоения восточносибирских месторождений, чего пока никто не планирует.
Напротив, как следует из подписанной г-н Токаревым пояснительной записки, направленной на имя председателя Комитета Госдумы по транспорту г-ну Шишкареву, «по состоянию на февраль 2009 года ОАО «АК «Транснефть» имеет письма и заявки от нефтяных компаний, планирующих сдачу нефти в ТС «ВСТО», добываемой на месторождениях Восточной Сибири, в объеме, превышающем к 2020 году 28 млн тонн нефти в год».
Так уж сейчас 50 млн, или 80 млн тонн в год или к 2020 году 28 млн? Пресс-секретарь «Транснефти», впрочем, полагает, что «главная проблема в том, что нефтяникам некуда закачивать нефть. Они же прагматичные люди. Когда будет труба, они сразу направят в нее нефть», — уверяет г-н Демин.
Специалисты не разделяют такого оптимизма и едва ли не называют деятельность «Транснефти» ключевым ограничением при освоении Восточной Сибири. Вот, к примеру, цитата из протокола совещания у замминистра природных ресурсов и экологии РФ С.Е. Донского от 19 марта 2009 г., посвященного как раз ресурсной базе для ВСТО: «Основными сдерживающими факторами в выполнении геологоразведочных работ являются:
— высокий уровень геологических рисков;
— неопределенность с тарифом ВСТО, что затрудняет принятие недропользователями инвестиционных решений;
— отсутствие гарантий к подключению в ближайшей перспективе к ВСТО для мелких и средних компаний».
И вот печальный вывод, сделанный по результатам того самого совещания: «Сохранение текущих темпов прироста объемов годовой добычи не обеспечит выход на планируемый показатель 80 млн тонн к 2020 году даже с учетом поставок нефти с месторождений Западной Сибири».
Кредитная накачка
Западносибирская нефть в трубу как раз пойдет, и очень скоро. Это не какая-нибудь случайная нефть, которой не нашлось места на традиционных рынках. Для того чтобы победоносно построенный ВСТО и его китайский отросток не стояли сухими, пришлось провернуть сделку с бюджетом $25 млрд.
Напомню, что недавно «Роснефть» и «Транснефть» подписали соглашение с китайской CNPC о предоставлении им долгосрочного кредита в размере $15 млрд и $10 млрд соответственно, обеспечением которого должны стать поставки нефти в объеме 15 млн тонн нефти в год, из которых 6 млн тонн должны прийтись на долю трубопроводной монополии. Пикантность ситуации в том, что по российскому законодательству, в том числе в соответствии с законами «О естественных монополиях» и «О защите конкуренции», «Транснефть» ну никак не может быть нефтетрейдером. Ее пресс-секретаря, однако, не смущают юридические детали: «Поставки нефти в Китай — межправительственное соглашение, действие которого приоритетно по отношению к другим законодательным актам. Теоретически все 25 миллиардов могла взять на себя «Роснефть», но у них слишком большая задолженность. Поэтому они предложили нам «варить бульон на яйцах», то есть создать предприятие, нефтетрейдер. Он работает «в ноль».
Зато теперь «Роснефти» кровь из носу придется продавать 15 млн тонн в год китайцам и никому другому. У нее, впрочем, и выбора особого не было: надо же как-то погашать актуализировавшиеся в кризис краткосрочные долги. И «Транснефти» нужны деньги на все пухнущую смету ВСТО.
По этим кредитам придется рассчитываться. В принципе у «Транснефти» есть три варианта решения долговой проблемы: льготное кредитование у госбанков, повышение тарифов и прямое государственное финансирование. Не исключено, что в условиях кризиса они будут использованы одновременно. Именно об этом и пойдет речь в следующей публикации.»
Документ
— По состоянию на 1 июля 2008 года стоимость 1-й очереди ВСТО ТС «ВСТО» составила 322 799 390 тыс. рублей без учета строительства объектов спецморнефтепорта «Козьмино».
— Уточненная стоимость строительства 1-й очереди ТС «ВСТО», предусмотренная программой 2008 года, после корректировки составила 391 166,26 млн рублей.
— Компанией предоставлена сводка предполагаемых затрат ТЭО на первый этап строительства ТС «ВСТО» в сумме 491 258,96 млн рублей с учетом пересчета на период строительства, произведенного в сентябре 2008 года.
— Компанией на финансирование ТС «ВСТО» начиная с 2004 г. по 1 июля 2008 г. было направлено 249 577 695,32 тыс. рублей. В том числе по источникам финансирования 29,6% к общему объему составили собственные средства группы «Транснефть», 64,6% — привлеченные группой заемные средства.
— Начиная с 2006 г. на финансирование проекта по строительству ТС «ВСТО» были привлечены кредиты и займы в общем объеме 328 544 770 тыс. рублей.
— На 1 июля 2008 г. фактическое погашение по кредитам Сбербанка составило 167 666 189,19 тыс. руб., на что направлены средства займов TransCapitalInvest Limited в сумме 71 255 410 тыс. руб., собственные средства (47 608 514,29 тыс. рублей) и привлеченные средства — 48 802 261,9 тыс. рублей.
— Компанией за 2006 г. на оплату процентов по привлеченным кредитам направлено 800,73 млн руб., начислено 837 млн руб., за 2007 г. на оплату процентов по привлеченным кредитам направлено 4 618,59 млн руб., начислено 7 422,74 млн руб., за 1-е полугодие 2008 г. на оплату процентов по привлеченным кредитам направлено 5 639,2 млн руб., начислено 4 960,68 млн рублей.
— По состоянию на 1 июля 2008 г. ООО «ЦУП «ВСТО» заключено 19 договоров на поставку оборудования и материалов без проведения открытых конкурсных торгов по выбору поставщиков. При этом на дату заключения данных договоров их общая стоимость составляла 1 456 099 тыс. рублей, а по состоянию на 1 июля 2008 г. возросла более чем в 10 раз и составила 10 989 852 тыс. рублей
— Всего в ходе реализации проекта строительства ТС «ВСТО» АК «Транснефть» и ООО «ЦУП «ВСТО» без проведения торгов заключено 83 договора на общую сумму 78 517 055,1 тыс. рублей.
— По состоянию на 1 июля 2008 г. ООО «ЦУП «ВСТО» предъявлено 48 претензий в отношении подрядных организаций на общую сумму 686 933 руб., при этом сумма удовлетворенных и подтвержденных документально денежных требований составила 67 779 609 рублей.
Алексей Полухин, 03.06.2009 г.
FLB: Выводы «Новой»:
1. Никто так и не знает, во что обойдется сооружение даже первой очереди ВСТО.
2. Зато известно, что из-за этого проекта «Транснефть» еще до привлечения денег китайцев была жестко закредитована.
3. Гигантские траты во многом объяснимы тем, что договора зачастую заключаются без конкурса, а подрядчики их не выполняют."