Запасной аэродром Ивана Саввиди. Как «Донской табак» заботится о девочках
"«Кажется, я еще в утробе матери мыслил о православии, его будущем и нашей духовности» (Иван Саввиди)
«Кто столько блеска проявил В искусстве лгать и лицемерить, Тому дозволено не верить, Хотя б он правду говорил.» (Лопе де Вега)
Депутат Госдумы Иван Саввиди широко известен своим ярым неприятием курения. Не только в быту, но и в законотворчестве – именно он инициировал поправки в закон «Об ограничении курения табака», чтобы полностью запретить курение на борту самолетов. Правда, эти поправки были приняты, когда почти все авиакомпании уже самостоятельно установили подобную норму. Пикантность этой ситуации в том, что Иван Саввиди – фактический владелец компании «Донской табак». Впрочем, когда в 2007 году ему вновь удалось попасть в Думу по списку «Единой России», он решил передать принадлежащий ему 78-процентный пакет акций своей жене-домохозяйке Кирияки Саввиди, ибо по закону депутат не имеет права заниматься бизнесом.
Сам Саввиди на вопросы журналистов о том, как сочетается его отвращение к табаку и курильщикам вообще с его бизнесом, отвечает, «Кто-то должен обеспечить людей качественным, наименее вредным и вместе с тем доступным по цене табаком. Я искренне хочу, чтобы сигареты, так же как и все, что мы потребляем, были наши, отечественные. В этом, если хотите, и состоит мой патриотизм, как я его понимаю».
По всей видимости, именно патриотизм и тяга к повышению качества табачной продукции подтолкнули Ивана Саввиди на то, чтобы пролоббировать новую систему взимания акцизов, включив в нее так называемую «адвалорную» составляющую, благодаря которой дешевые сигареты становились дешевле, а дорогие – дороже. При этом поправка совпала и с интересами самого депутата: более половины сигарет, производимых «Донским табаком» – сигареты «Прима». И как-то само собой сложилось, что вскоре после прихода Саввиди в политику, «Донской табак» заключил контракт на ежегодную поставку около миллиарда дешевых сигарет для Министерства обороны, МЧС и других ведомств. Теперь высококачественная «Прима» от «Донского табака» входит в стандартный паек солдат-срочников. В результате, 95% демобилизованных имеют сформировавшуюся никотиновую зависимость.
Впрочем «Донской табак» заботится не только о мальчиках. Девочек тоже не забывают. Специально для них был создан бренд сигарет «Kiss». Правда экспертным советом по рекламе ФАС РФ реклама марки Kiss была признана направленной на детей, так как она содержит изображение девушки с косичками, кушающей мороженое, рисунки в кукольном стиле, целующихся тинейджеров на роликах, и много других изображений, рассчитанных явно на несовершеннолетних. Но не беда! Когда запретили наружную рекламу, кампания переместилась в интернет на портал www.kiss-club.ru. Там можно увидеть много розового цвета, сердечек, историй про секс и про то, как надо искать жениха.
По мнению заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Андрея Кашеварова, сходство товарного знака «Kiss» и логотипа интернет-сайта «Kiss Club» неслучайно: «У отдельных производителей товаров ограниченного рекламирования, есть очень интересная стратегия – они начинают готовить молодежную аудиторию во взрослую жизнь. То есть, вот сейчас есть сайт, который абсолютно идентичен пачке сигарет и тогда у подростков возникает сигнал на будущее «когда я подрасту я, возможно, буду курить именно эти сигареты». Вот такая вот духовность…
Впрочем, сам Иван Саввиди не против экспериментов, особенно направленных на защиту собственных интересов. Поработав над акцизами в комитете по бюджету, в новом составе Госдумы он перешел в комитет по международным делам. Многие считают, что это было вызвано внесением в Думу конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе с табакокурением. Она была ратифицирована Россией в апреле 2008 года. Но поскольку конвенция эта – рамочная, для производителей очень многое теперь зависит от ее трактовки, и от серии готовящихся поправок в другие законы.
Давно известно, что политика в России – самый выгодный бизнес. На протяжении целого ряда лет дела у «Донского табака» шли не слишком успешно. С 2000 по 2004 годов компания из года в год приносила лишь убытки и существовала только за счет продажи недвижимости, а в 2003 году конвейер вообще приходилось останавливать.
Теперь «Донской табак» снова показывает прибыль. В марте 2009 года ему даже удалось получить кредит и выдать кредитную гарантию дочерней структуре на целых 1,2 млрд рублей, что превышает всю прибыль за последние годы, а исходя из бухгалтерского баланса, составляет больше четверти всех активов предприятия! С точки зрения кредитных экспертов вещь вообще-то неслыханная, ибо бухгалтерские активы – понятие достаточно условное, а их ликвидность неочевидна. Учитывая же то, что помимо других текущих кредитов, на конец 4 квартала 2008 года общая сумма обязательств компании, выданных ей в виде залога и поручительства третьим лицам, составила около 830 млн рублей, очевидно, что южное отделение Сбербанка твердо верит в счастливую звезду депутата Ивана Саввиди.
Но, увы, в первом квартале 2009 года производство опять стало сокращаться. При этом, согласно разным оценкам, (журналы «Финанс», «Форбс») состояние Саввиди все равно оценивается от 60 до 120 млн долларов. А депутатская зарплата – всего лишь приятное дополнение.
И хотя масштаб Саввиди вовсе не миллиардерский, приезжая в Грецию он любит сравнивать себя с Романом Абрамовичем. Возможно, ассоциации с владельцем «Челси» у него возникают из-за того, что на протяжении последних лет он был президентом и спонсором Футбольного Клуба «Ростов». Несмотря на свою нелюбовь к футболу, со временем Иван Саввиди осознал, что этот спорт, как и политика, может быть весьма полезным рычагом влияния. По некоторым сведениям, благодарные власти в ответ на такую щедрость предоставляли режим наибольшего благоприятствования бизнесу семьи Саввиди. Но возможно, что благосклонность со стороны областной администрации вызвана не только любовью Ивана Саввиди к местному футболу, но и личными связями. Депутат не скрывает, что по-отечески опекает детей губернатора Ростовской области Владимира Чуба. Так или иначе, но Иван Саввиди в рекордно короткие сроки стал одним из самых влиятельных и приближенных к власти ростовских предпринимателей.
Заполучив опыт футбольного спонсорства, Саввиди решил приобрести влияние и в Греции, нацелившись на футбольный клуб ПАОК. Но сделка не состоялась: ПАОК предпочел другого покупателя, коренного. А потому Саввиди так и не стал известным футбольным магнатом.
Зато в Салониках довольно хорошо известна его роскошная вилла и праздники, которые там проводятся и на которые приезжают деятели российского шоу-бизнеса – Тина Канделаки, Авраам Руссо… Там подолгу живут и жена депутата, и его сыновья.
Сам Иван Саввиди тоже не пренебрегает возможностями красивой жизни. Будучи в июне 2006 года в Берлине на чемпионате мира по футболу, Саввиди попросил своих зарубежных партнеров заказать в компании Bannert Air самолет Citiation II для выполнения чартерного рейса по маршруту Берлин-Ростов-на-Дону. Однако, понесенные партнерами затраты за организацию чартерного рейса Саввиди до сих пор не возместил, мотивируя это тем, что летать – да, летал, но денег отдавать не обещал. Вот такой чисто конкретный стиль бизнеса, далекий от международных стандартов.
Есть у семьи Саввиди и иностранные компании. Так, например, в коммерческом реестре швейцарского кантона Цюрих зарегистрирована компания Proper Investments GmbH, владельцами которой числятся Кирияки Саввиди и другие члены семьи депутата. При регистрации они предъявили греческие паспорта и обозначили своим постоянным местом жительства именно Салоники, а вовсе не Ростов-на-Дону. Член Единой России и депутат Госдумы Иван Саввиди, по некоторым данным, тоже имеет греческое гражданство.
История со швейцарской Proper Investments GmbH весьма примечательная. Швейцарская Торговая палата, наверное, очень удивилась бы, когда вдруг узнала, что эта фирма, уставной целью которой черным по белому записано исключительно «производство и сбыт товаров, связанной с табачной промышленностью», занимается какими-то не особо прозрачными инвестициями в итальянскую авиацию. Эта фирма с капиталом в 20 000 швейцарских франков была зарегистрирована в 2004 году, а в начале 2006 года она заключила соглашение с австрийской инвестиционно-консалтинговой компанией FINREP о покупке 50% пакета акций итальянского грузового авиаперевозчика Ocean Airlines S.p.A. Хотя формально Proper принадлежит Кирияки, все переговоры вел её муж. Он пообещал в краткие сроки выполнить условия соглашения, которое подразумевало не только покупку акций, но и прямые инвестиции в авиакомпанию и участие в развитии бизнеса в форме приобретения самолетов. Да и почему бы не выполнить, если сам Саввиди исключительно богат и главная проблема для него – найти куда вкладывать свободные средства.
По свидетельствам людей, которым довелось вести с ним переговоры, Саввиди вообще любит пускать пыль в глаза, бахвалиться своими деньгами и связями, в том числе, якобы, близкой дружбой с Владимиром Путиным и высшим руководством «Единой России». Правда, непонятно, для чего ему тогда понадобилось организовывать PR-кампанию в Греции? Неужели для того, чтобы подготовить базу для начала там политической карьеры в случае, если придется уехать из России навсегда?
Очень быстро оказалось, что партнер Иван Саввиди совсем не такой хороший, как представлялось поначалу. Во-первых, оплата за акции итальянской авиакомпании затянулась на год с лишним. Во-вторых, деньги поступали вовсе не от швейцарской компании, а какими-то сомнительными путями из Панамы и, похоже, в обход российского валютного законодательства, от компании «Донской табак». В-третьих, все это сопровождалось постоянными конфликтами и исключительной психологической напряженностью.
Сначала европейцам популярно объясняли, что они не знают реалий российской действительности, а потому не понимают, что в жизни могут возникать непредвиденные финансовые обстоятельства. Австрийцы с удивлением услышали, что такими реалиями могут быть и выборы в Госдуму, из-за чего Саввиди пришлось раздать 3-4 млн долларов «живых» денег для финансирования предвыборной кампании «Единой России» по Ростовской области. Кроме того, оказалось, что никаких свободных миллионов долларов у Ивана Саввиди просто нет и обязательства по покупке авиабизнеса пришлось исполнять заемными средствами, переводя их с большим опозданием и в основном из России. Из-за грубого нарушения графика финансирования, бизнес-план Ocean Airlines был сорван и компания оказалась на грани банкротства.
Своего апогея «партнерство» достигло, когда в 2007 году на собрании, где присутствовали все акционеры Ocean Airlines, Саввиди выступил с весьма эмоциональной речью, произнесенной на повышенных тонах и в таких выражениях, что менеджеры авиакомпании восприняли это как угрозу физической расправой! Обеспокоенные таким поведением, которое ранее граждане Великобритании и Италии видели лишь в фильмах про американских гангстеров 30-х годов, они были вынуждены обратиться с соответствующими заявлениями в европейские правоохранительные органы. Так что вполне вероятно, что попытка вхождения Саввиди в цивилизованный европейский бизнес теперь будет сопровождаться рядом судебных разбирательств.
В ближайшее время непростое решение предстоит вынести и Международному коммерческому арбитражному суду при Торгово-промышленной палате РФ. Непростое именно потому, что оно может повлечь за собой международный скандал.
Полное недоумение испытали австрийские владельцы инвестиционной компании FINREP, когда «Донской табак» подал иск к FINREP, пытаясь вернуть 2,5 млн. долларов из более чем 42 млн, выплаченных за пакет акций Ocean Airlines. Адвокаты FINREP утверждают, что иск основан на документах, которые фактически прикрывали нелегальный вывод средств компании за границу. На языке юристов это называется «притворная сделка». И теперь истец по этой притворной сделке пытается получить совсем непритворные деньги. О том, насколько реальна эта перспектива, говорят многие обстоятельства, в том числе и те, что обнаружились в ходе слушания дела.
Так, например, запасным арбитром в этом судебном процессе был назначен господин Лисицын-Светланов, являющийся партнером юридической фирмы «ЮСТ». Эта же юридическая фирма представляет в суде интересы ОАО «Донской табак». Так и получилось, что судья и адвокат – коллеги из одной юридической фирмы! Только после того, как FINREP возмутился этим фактом, арбитр Лисицын-Светланов был вынужден взять самоотвод.
Решение хоть международного, но все же московского суда, будет наверняка непростым, так как хоть ситуация и является достаточно прозрачной, но, учитывая привычку Саввиди решать вопросы путем влияния и знакомств, давление на суд оказывается нешуточное.
Кроме того, по имеющимся сведениям, европейцы сейчас готовят ряд миллионных исков к Proper Investments GmbH за срыв бизнес-плана и потерю упущенной выгоды. Однако, зная стиль ведения семейного бизнеса Саввиди, не исключено, что 50% пакет акций в итоге куда-то денется, а единственное, чем сможет ответить Proper – это ее уставным капиталом.
Возможно и то, что и в России миноритарные акционеры «Донского табака» также рано или поздно заинтересуются, куда и зачем были выведены средства компании.
Тогда Кирияки Саввиди опять превратится в простую домохозяйку и уже не сможет в случае чего в разговоре с мужем цитировать знаменитую фразу Папанова из фильма «Берегись автомобиля»: «Запомни, это МОЯ дача, а ты – голодранец!».