Самая опасная, самая масштабная, самая резонансная и самая неудачная пиар-кампания
"От ред. FLB: 14 апреля в агентстве РИА-Новости состоялась пресс-конференция с интригующим названием - «Возрождение практики информационных войн и трансформация методов их ведения. Причины и следствия». Главными докладчиками были политологи - генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов и президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Их главный вывод не утешителен: «В России начался новый этап информационных войн, сегодня они трансформировались в корпоративные конфликты». Корни этих медийных сражений уходят в «лихие 90-е»:
«Д.Орлов считает, что информационные войны, которые велись порой самыми грязными методами во времена активного передела собственности, сегодня трансформировались в корпоративные конфликты. Они ведутся как с прицелом на государственную власть, так и в интересах частных собственников.
Самая масштабная информвойна, направленная против России, была связана, по словам Д.Орлова, с прошлогодним конфликтом в Южной Осетии. Если бы эти события имели продолжение, сейчас «мы наблюдали бы совсем другое информационное поле и в мире, и в России», уверен политолог.
Д.Орлов называет сегодняшние информационные войны «реальным фактором медийного процесса». Однако инструменты PR-кампаний сейчас иные: по мнению Валерия Хомякова, уменьшилась роль телевидения, которое теперь контролируется государством, зато появились новые информационные возможности, включая Интернет.
В.Хомяков разделил информвойны на внешние, в которых участвует государство, и внутренние - региональные. «В условиях, когда ресурсов становится меньше, а желающих их получить больше, информационные войны будут обостряться», - уверен эксперт. В.Хомяков утверждает, что не потеряли актуальность и выборные информационные войны.
Однако самая опасная информвойна, которая может представлять угрозу для всего государства, связана с попытками разбить тандем президента и премьер-министра. Фактов, свидетельствующих о том, что такая кампания ведется, В.Хомяков не назвал, но сказал, что определенные силы в стране «крайне заинтересованы в этом». С ним согласен Д.Орлов, который причисляет к «опасным» информвойнам войны «по делегитимизации выборов, особенно президентских».
4 степени эффективности
Михаил Виноградов представил «Рейтинг резонансности информационных конфликтов», подготовленный его фондом совместно с Агентством политических и экономических коммуникаций, и пообещал, что теперь подобные материалы будут готовиться раз в месяц. В нынешний рейтинг вошли самые заметные информационные войны за прошлый год, разделенные на четыре группы в зависимости от их эффективности: высокой, средней, низкой и отрицательной резонансности.
В качестве примеров информвойн высокой резонансности М.Виноградов привел критику губернатора Мурманской области Михаила Евдокимова, результатом которой явилась его отставка, борьбу за контроль над компанией «Аэрофлот», итогом которой стала смена собственника, события в Республике Алтай, связанные с отстрелом редких животных. Внимание СМИ к этому вопросу вызвало изменение общественных настроений и даже привело к кадровым выводам - перестановкам в администрации Алтайского края.
К средне резонансным компаниям можно отнести пиарвойну, связанную с продажей Удоканского месторождения. В прошлом году несколько игроков вели информационные войны за право его покупки, в результате месторождение было продано, но мало кто помнит, кто его купил.
Низкой резонансностью отличилась борьба за контроль над Министерством финансов: обилие критики в адрес Кудрина так и не привело к ослаблению власти.
Среди конфликтов с участием СМИ, которые, несмотря на все усилия, так и не привели к желаемым результатам, политолог назвал так называемое дело «Мечела», акции протеста против повышения пошлин на ввоз иномарок, а также кампанию в СМИ против сенатора от Тывы Сергея Пугачева, которую М.Виноградов отнес к войнам с «низкой резонансностью».
Пугачев: тема закрыта
Как выяснилось, и сами политологи были вовлечены в информвойну, которая велась в отношении С.Пугачева. 11 февраля 2009 г. на пресс-конференции «Совет Федерации - новые вызовы» с их участием получили огласку компрометирующие сенатора материалы. Но сегодня, политологи объяснили, что не имеют никакого отношения к розданной журналистам папке с ксерокопиями документов. «Сейчас становится очевидным, что материалы, обнародованные на пресс-конференции 11 февраля, недостоверны в значительной их части. Все представленные материалы были ксерокопиями, причем не самого хорошего качества. Теперь выяснилось, что эти материалы (или их часть) сфабрикованы для дискредитации С.Пугачева», - сказал В.Хомяков.
Эксперт провел собственное расследование и получил достаточно подлинных документов, которые опровергают факты, подброшенные в процессе подготовки февральской пресс-конференции: якобы отсутствие у сенатора высшего образования, ученых степеней кандидата технических наук и доктора технических наук, а также наличие судимостей. Валерий Хомяков продемонстрировал журналистам подтверждающие его слова подлинные документы, полученные по его запросу из правоохранительных органов. Политолог признал, что теперь отпала необходимость и в запросах в государственные и правоохранительные органы: «Мы их отзываем, для нас тема закрыта. Компрометирующих документов С.Пугачева нет».
Дмитрий Орлов также отметил, что его слова, сказанные на февральской конференции, были перевраны многими СМИ:
- То, что приписывают мне в связи с Пугачевым, - это ложь, причем довольно грубая. После конференции сразу несколько СМИ написали о том, что я обвинил сенатора мошенничестве, но это не так! Комментируя те вопросы, которые тогда Хомяков поставил перед Пугачевым, я лишь отметил, что Сергей Пугачев должен либо опровергнуть все, что говорят против него, либо, если это правда, сдаться в руки правосудия. Сегодня у нас складывается уверенность, что 11 февраля нам демонстрировали недостоверные документы, а значит, Пугачеву нечего доказывать.
В течение двух месяцев эксперты так и «не выяснили, кто мог бы стоять за информационной войной против С.Пугачева, кто был заказчиком», однако предположили, что целью кампании против сенатора могла быть дискредитация государственной власти.
М.Виноградов расценивает информвойну против сенатора, как «элемент политической или экономической войны». «Раскалывая элиту и развязывая информационные войны в отношении представителей власти, в стране пытаются создать политический кризис», - заявил Д.Орлов.» (14 апреля 2009 г.)
Прим. FLB: Таким образом закончилась двухмесячная информационная война против сенатора Сергея Пугачева. Теперь воспоминания о ней можно смело включать в институтские учебники по пиару."