"Несмотря на то что в МПС сменился министр, компании продолжают получать индивидуальные скидки на перевозку экспортных грузов по железной дороге. Скидки по-прежнему достигают в некоторых случаях 70% от тарифа. В МПС это объясняют необходимостью разгрузить морские порты, которые страдают от затоваривания после проведения первого этапа унификации. Независимые эксперты оценивают масштаб ныне действующих в отрасли скидок в $1 млрд.
В прошлом году Минэкономразвития провело исследование, показавшее, что различные компании получали от МПС скидки в 30 - 80% от предельных ставок импортных тарифов. Бывший министр путей сообщения Николай Аксененко в интервью "Ведомостям" назвал результаты исследования "махровой ложью". Но реальная ситуация от этого не изменилась. Еще до увольнения Аксененко тарифная комиссия под руководством вице-премьера Виктора Христенко утвердила ныне действующую систему экспортных скидок. В распоряжении "Ведомостей" имеется копия телеграммы N 1022, описывающей эту систему и разосланной МПС на все дороги 29 декабря прошлого года. Скидки потеряют актуальность, только если правительство сдержит свое обещание и проведет в марте второй этап тарифной унификации.
Первый этап прошел в августе прошлого года, когда плата за экспортные перевозки до морских портов была приравнена к низким внутренним тарифам. Ставки, значительно превышающие внутренний тариф, пока продолжают действовать при перевозках до сухопутных погранпереходов. Это неравенство и предполагается устранить в марте.
А пока с начала года самыми значительными преференциями на железной дороге пользуются металлургические и угольные компании "Евразхолдинга". Для входящих в холдинг Кузнецкого и Западно-Сибирского меткомбинатов экспортные тарифы в два с лишним раза ниже предельных (например, до погранпереходов "Соловей" и "Суземка" - всего за $27 за тонну при максимальной ставке $67). Уголь с месторождений "Евразхолдинга" перевозится за $10,8 (предел - $34). Причины известны: как не раз признавался глава "Евразхолдинга" Александр Абрамов, один из главных его козырей на переговорах с МПС - тот факт, что предприятия "Евраза" монопольно поставляют министерству рельсы и колесные пары.
По сведениям "Ведомостей", "Запсиб" и КМК вместе экспортируют через погранпереходы 150 000 т проката в месяц. Скидки дают среднюю экономию порядка $30 с тонны, то есть ежемесячная выгода металлургов "Евразхолдинга" достигает $4,5 млн.
Другие меткомбинаты в 2002 г. не получили скидок на экспорт проката. Только входящий в группу "МДМ" Ковдорский ГОК сможет возить до границы руду за $8,4 вместо максимальных $17,3, а входящий в "Северсталь" "Карельский окатыш" - за $6,1 вместо $14,9.
"По сути, НЛМК и "Северсталь" не нуждаются в льготах при экспорте проката - они находятся недалеко от границы, - объясняет сложившуюся ситуацию источник в комиссии Христенко. - А сибирские меткомбинаты не смогут ничего экспортировать, если не дать им скидки. Мы просто уравниваем конкурентов".
Той же логики придерживалась комиссия, когда разрешила МПС предоставить "Сибнефти" 50% -ную скидку при экспорте мазута с Омского НПЗ. Согласно соглашению между МПС и "Сибнефтью" нефтяники обязуются экспортировать не меньше 50 000 т в месяц, т. е. чистая экономия "Сибнефти" от скидки составит не меньше $1,7 млн в месяц. Впрочем, аналитики лишь частично согласны с логикой чиновников. "Омский завод - действительно один из самых удаленных от границы, - говорит Стивен Дашевский из "АТОНа". - И если брать с них полный экспортный тариф, $68,3 за тонну, то экспорт станет нерентабельным - средняя цена мазута на границе составляет $100 за тонну". Но, удивляется аналитик, почему тогда аналогичных скидок не получил еще более удаленный от границы Ачинский НПЗ, входящий в "ЮКОС"?
Аналитики также не понимают, почему "Русский алюминий" получил возможность экспортировать продукцию через погранпереходы за 58,5% предельной стоимости. Впрочем, директор транспортного департамента компании Вадим Гераскин утверждает, что не будет пользоваться этой скидкой, поскольку сегодня весь экспорт "Русала" идет через морские порты - это выгоднее. При этом Гераскин отказался сообщить, сколько компания выигрывает, пользуясь 26% -ной скидкой при импорте кокса из стран СНГ, а также глинозема с принадлежащего "Русалу" украинского Николаевского глиноземного завода. В "СУАЛе", предприятия которого не получили аналогичных скидок, ситуацию не комментируют.
В МПС утверждают, что нынешняя система скидок носит "воспитательный" характер. "После проведения первого этапа унификации экспорт через порты резко подешевел, все бросились в порты, а погранпереходы пустуют. Поэтому мы попытались скидками заманить какую-то часть экспортеров на погранпереходы - до второго этапа унификации, который все эти спецставки автоматически отменит", - говорит замминистра путей сообщения Анна Белова.
Это если отменит. А если нет - по оценке директора по стратегическому анализу ФБК Игоря Николаева, работавшего раньше в экономическом департаменте МПС, годовые потери министерства от такого "маркетингового хода" составят около $1 млрд."