Обращение родителей Олега Лурье: «В случае, когда реальных доказательств вымогательства нет, как это видно в деле нашего сына, наказание по ст.163 п. 3 «б» просто бесчеловечно»
"От ред. FLB: В редакцию Агентства федеральных расследований FLB.ru поступила копия письма родителей журналиста Олега Лурье, осужденного недавно по статье вымогательство на 8 лет. Письмо адресовано бывшему министру юстиции РФ, а сейчас депутату Госдумы Павлу Крашенинникову. Тема письма одна – жестокость и несоразмерность наказания журналисту. Насколько нам известно, эта тема тревожит сейчас и Союз журналистов России, в аппарате которого в настоящее время готовится письмо в Верховный суд с просьбой пересмотреть дела таких журналистов как Олег Лурье с точки зрения не только законности, но и гуманности. Кроме того, Союз журналистов РФ беспокоит вопрос – а проверяли ли следственные органы и суд информацию, изложенную в публикациях Олега Лурье на предмет ее соответствия действительности? И не получится ли так, что при доказанном «с натяжками» в суде факте вымогательства, Олега Лурье осудили за достоверное журналистское расследование:
Председателю комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Крашенинникову Павлу Владимировичу
«За последние годы значительно увеличилось количество судебных разбирательств по обвинениям, связанным с вымогательством (ст.163 Уголовного Кодекса РФ). В категорию «вымогателей» попадают и журналисты, которые занимаются определенными расследованиями. В каждом конкретном случае разбирается суд, однако, доказательства, нередко, опираются только на информацию, которую предоставляет заявитель. Таких доказательств бывает недостаточно, но судят по всей строгости закона.
В настоящее время закончился процесс над нашим сыном - журналистом О.А.Лурье, который имел неосторожность затронуть интересы сенатора В.И.Слуцкера. Журналиста осудили в основном по статье 163 п.3 «б». Мы присутствовали на заседании суда, где обсуждался эпизод «вымогательства» Лурье крупной суммы денег, то есть речь шла о проступке, за который согласно УК положен тюремный срок от 7 до 15 лет. На встрече, где происходило «вымогательство» крупной суммы, пострадавшего не было, а была его помощница. На суде она, путаясь в показаниях, утверждала, что со стороны обвиняемого были денежные требования.
Другой, присутствовавший на встрече независимый свидетель, на суде и следствие отрицал даже возможность таких разговоров. Однако, прокурор и судья посчитали что вымогательство в данном эпизоде доказано. Глядя на эту ситуацию напрашивается аналогия со сталинским режимом, когда по заявлению одного человека расстреливали десятки других. В современных условиях, пользуясь статьей 163 п.3 «б» УК, можно посадить надолго в тюрьму любого человека, который тебе мешает или чем-то неугоден, организовав с ним встречу, а затем обвинив его в вымогательстве.
Ну а теперь о самой статье 163 п. 3 «б» УК РФ. Предположим, что факт вымогательства доказан и названная, но не полученная вымогателем сумма будет квалифицироваться как крупный размер. В этом случае, срок, на который может быть осужден подозреваемый, составит не менее 7-8 лет строгого режима, то есть в этом случае наказание соответствует наказанию, которое нередко назначают за разбой, изнасилование, грабеж, убийство.
Напрашивается вопрос, разве важна сумма, которая вымогается, будь это 100 рублей или миллион. Важно как это происходит. В статье 163 п.3 на равных записано «вымогательство в целях получения имущества в крупном размере» и «вымогательство с причинением тяжкого вреда здоровью пострадавшего». Разве это равноценно?
В большинстве Европейских стран в уголовном законодательстве в статье «вымогательство» нет указания на размер требуемого имущества и если факт вымогательства доказан, но не связан с насилием, то чаще всего наказывают штрафом. В ряде стран бывшего СССР также построено законодательство. Приведем пример из Уголовного Кодекса Украины, более адаптированного к европейскому, где аналогичная статья 189 п.4 трактуется не как требование имущества в крупном размере, а как причинившее (реально) имущественный ущерб в особо крупных размерах.
Следует отметить, что Россия еще 10 лет назад ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека и признала юрисдикцию Евросуда на всей территории страны. Так почему же Уголовное законодательство России не соответствует европейскому? Это подтверждает множество обращений россиян в Европейский суд.
Сейчас в России активно обсуждается проблема альтернативных наказаний. Об этом говорил президент Д.А.Медведев. Статистика свидетельствует, что 40% лиц, отсидевших в тюрьме, возвращаются туда, а только 8% лиц, получивших альтернативное или условное наказание, привлекаются к суду повторно.
Просим Вас сделать все возможное, чтобы, в принципе, наказание за преступление по ст.163 п.3 «б», даже если оно доказано, не было столь жестоким. Это преступление не может быть в категории особо тяжких, а люди, привлеченные по этой статье, чаще всего, не являются опасными для общества, чтобы их надо было держать в тюрьме столь длительный срок вместе с бандитами и насильниками. Но, а в случае, когда реальных доказательств вымогательства нет, как это видно в деле 45-летнего О.А.Лурье, наказание по ст.163 п. 3 «б» просто бесчеловечно. Наш сын больше года, в процессе следствия провел в Бутырской тюрьме, где у него обострилась бронхиальная астма, грыжа пищевода и он находится на грани нервного срыва. На его иждивении находится семилетняя дочь, которую он не может содержать.
Просим Вас помочь восстановить справедливость в деле обвинения известного журналиста Олега Лурье. (11.03.2009)
Родители: Отец - Лурье А.И., доктор наук, профессор, Мать - Ширинская А.И., пенсионерка"