Известный красноярский бизнесмен выиграл процесс в Евросуде
"Один из самых известных некогда персонажей в Красноярском крае -- дважды осужденный депутат краевого заксобрания, бывший совладелец Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ) и просто авторитетный бизнесмен Анатолий Быков получил бонус из Страсбурга в размере 26 тыс. евро. Вчера большая палата Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) рассмотрела в апелляционном порядке его жалобу и признала, что российские власти нарушили права г-на Быкова -- на справедливое судебное разбирательство, частную жизнь и личную неприкосновенность.
Г-н Быков в 2002 году по приговору Мещанского райсуда Москвы получил беспрецедентное в своем роде наказание (6,5 года условно) за подготовку покушения на жизнь Вилора Струганова, известного в авторитетных кругах как Паша-Цветомузыка. Этот вердикт положил конец его богатой криминальной одиссее. В 90-е годы Анатолий Быков считался одним из богатейших и влиятельнейших людей в Красноярском крае. При этом недоброжелатели в СМИ иногда именовали его главным авторитетом Сибири, известным в определенных кругах как Толя-Бык. Так или иначе, но в 1999 году после серии конфликтов с тогдашним губернатором региона Александром Лебедем из-за прав на КрАЗ в Красноярский край из Москвы прибыла спецкомиссия МВД для борьбы с криминалом. Итогом ее работы стал ряд уголовных дел, в рамках которых Анатолия Быкова заподозрили в организации целой серии заказных убийств. Полгода бизнесмен числился в международном розыске, был задержан в Венгрии и выдан российским властям, однако вскоре ему удалось «отбить» все обвинения, и он вышел на свободу. Но в 2000 году г-н Быков был вновь арестован -- на этот раз за попытку покушения на своего бывшего партнера по бизнесу Струганова. По версии следствия, киллер, которому было поручено это убийство, явился с повинной в ФСБ, и там решили преступление инсценировать. В результате был разыгран целый спектакль -- с выносом трупов на глазах журналистов и объявлением о совершении громкого преступления в новостях. Материалы же прослушивания и наблюдения за г-ном Быковым -- как он якобы отдавал распоряжения киллеру и благодарил его за "работу" -- легли в основу обвинения.
В СИЗО «Лефортово», где он провел под арестом еще полтора года, г-н Быков зря времени не терял и успешно участвовал в предвыборной кампании, став депутатов заксобрания Красноярского края. А в Красноярске, куда он вернулся после освобождения, его уже ждало новое обвинение -- в убийстве местного предпринимателя Олега Губина. Год спустя, в 2003-м, был оглашен приговор по этому делу. Но прокуратуре в итоге удалось доказать вину г-на Быкова лишь в сокрытии неких улик, за что он получил год лишения свободы и тут же был амнистирован в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Таким образом, Анатолий Быков остался на свободе, но совесть его была при этом не совсем чиста перед государством -- наличие судимости лишило его возможности исполнять депутатские полномочия. В 2005 году по решению суда за примерное поведение осужденного она была погашена. В 2007-м бывший совладелец Красноярского алюминиевого завода подтвердил свою популярность и вновь стал депутатом законодательного собрания края, выиграв выборы по одномандатному округу.
В ЕСПЧ авторитетный деятель пожаловался на нарушение права на справедливое судебное разбирательство, права на частную и семейную жизнь, а также права на личную свободу (ст. 6, 8 и 5 Европейской конвенции о защите прав человека соответственно) в связи с проведением расследования по обвинению его в покушении на Пашу-Цветомузыку. В своей жалобе он указал, что в его доме проводилось незаконное прослушивание, и записи разговоров потом были представлены в качестве доказательств на суде, а также, что содержание его под стражей было слишком долгим и не отвечало требованиям конвенции (под арестом г-н Быков провел почти два года). Эту жалобу ЕСПЧ признал частично приемлемой, но в ноябре 2007 года первая инстанция -- малая палата суда из семи судей -- не стала рассматривать это дело и передала его на рассмотрение большой палаты в составе 17 судей во главе с председателем ЕСПЧ Жан-Полем Коста.
Вчера было принято решение, согласно которому удовлетворены все претензии г-на Быкова. В частности, арест как мера пресечения хоть и был избран правомерно, но основания для его неоднократного продления в течение полутора лет для ЕСПЧ прозвучали как недостаточно мотивированные, поскольку для того, чтобы оставить человека в тюрьме, следователям достаточно было лишь перечислить указанные в УПК основания, ничем их не подкрепляя. Впрочем, ЕСПЧ неоднократно указывал российским властям на этот недостаток по многим другим аналогичным жалобам.
Кроме того, ЕСПЧ не согласился с правомерностью представленных доказательств вины г-на Быкова в покушении на г-на Струганова. Как указал в своем особом мнении г-н Коста, ЕСПЧ ни в коем случае не является судебной инстанцией, уполномоченной решать споры по существу, поскольку это исключительная прерогатива национальных судов. Однако у страсбургских судей возникли сильные сомнения относительно того, не отразился ли этот "розыгрыш" пагубно на презумпции невиновности заявителя Быкова, его праве на защиту и в конечном итоге справедливости вынесенного приговора.
Представители правительства России при Евросуде эти сомнения развеять так и не сумели. И ЕСПЧ присудил Анатолию Быкову тысячу евро за понесенные им моральные страдания, а еще 25 тыс. были отписаны на возмещение судебных издержек. "