Судебные приставы в Йошкар-Оле заперли в незаконно опечатанном помещении охранного агентства несколько кошек и попугаев
"Несколько месяцев сотрудники частного охранного предприятия «ФАРБ» пытаются доказать свою правоту. Секьюрити в буквальном смысле засыпали письмами региональные и федеральные службы и ведомства: обращались в прокуратуру, в ФСБ, в Госдуму, в администрацию президента России. Параллельно «фарбовцы» инициировали судебное разбирательство, требуя привлечь к ответу представителей службы судебных приставов.
В своих письмах и в исковом заявлении чоповцы просят помощи и объясняют суть проблемы. По их словам, 7 июня этого года в арендуемый ООО ЧОП «ФАРБ» офис, расположенный в подвале общеобразовательной школы, пришли судебный пристав-исполнитель Йошкар-Олинского городского отдела службы судебных приставов г-жа Габдуллина Е.А. с дознавателем, двумя автоматчиками и видео оператором. Как выяснилось, «гости» явились для производства исполнительных действий в отношении охранного агентства «Федерал». Юрист ООО ЧОП «ФАРБ» объяснил, что с 16 января помещение арендует общество с ограниченной ответственностью «ФАРБ». Что же касается «Федерала», то он давно освободил помещение.
В доказательство своих слов сотрудник охранного предприятия предъявил Габдуллиной Е.А. документы. Кроме того, у судебного пристава при себе оказалось письмо руководителя «ОА «Федерал», в котором черным по белому было написано, что предприятие покинуло арендуемое помещение еще в январе 2008 года. Но, несмотря на это, события стали разворачиваться по весьма странному сценарию. Главное действующее лицо – г-жа Габдуллина – распорядилась немедленно покинуть помещение под угрозой применения физической силы и оружия. После того, как из офиса вышел последний человек, приставы опечатали дверь. На словах было сказано: вход в помещение запрещен. А вместе с тем и доступ ко всей документации и оргтехнике, принадлежащей охранному предприятию. «Внутри остались трудовые книжки, бухгалтерская отчетность и другая важная документация, без которых невозможно нормальное функционирование фирмы, - сокрушаются сотрудники «ФАРБ». - Запертыми оказались даже домашние животные и попугаи». Если бы не чоповцы, которые все же открыли дверь, погибли бы эти животные и птицы голодной и мучительной смертью.
Надо сказать, что в первый раз приставы не смогли сослаться на судебное решение – главное основание для столь решительных действий. 10 июля все та же г-жа Габдуллина в сопровождении группы поддержки предъявила вынесенное постановление об отмене другого постановления. Дело в том, что в 2005 году Арбитражным судом было принято решение об обязании ООО ЧОП «ФАРБ» освободить помещение по улице Эшпая. Но исполнительное производство по этому делу было окончено в связи с фактическим исполнением решения суда, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя, вынесенного еще в далёком 2006г. «Не было никаких оснований для отмены постановления, - убеждены чоповцы. - Так как с января 2008 года между ООО «ФАРБ» и арендодателем – Комитетом по управлению имуществом Йошкар-Олы возникли новые договорные отношения. Поэтому решение арбитражного суда трехлетней давности не распространяется на новые договорные отношения».
И все же, три года спустя, появляется постановление об отмене старого постановления об окончании исполнительного производства. С какой целью и кому это нужно, остается только догадываться… Недоумение вызывает не только сам факт появления этой бумаги, но и ее внешний вид. Во-первых, оформлено последнее постановление не по правилам, с нарушением закона. Во-вторых, документ мог быть подписан и задним числом. А почему бы и нет?! По закону такие постановления выносит старший судебный пристав. Причем, его подпись должна завершать текст. В нашем случае все наоборот: под текстом красуется подпись судебного пристава-исполнителя Габдуллиной, а сверху – небольшой штампик с «автографом» начальника Йошкар-Олинского городского отдела ССП г-на Траскунова.
Бороться с беззаконием чоповцы решили в судебно-правовом порядке. Так, в прокуратуру марийской столицы было подано заявление для проверки действий пристава Габдуллиной. Что интересно, в ее работе прокуратура действительно усмотрела признаки составов преступлений, предусмотренных целым рядом статей УК РФ, и даже направили материалы в городской следственный отдел следственного комитета.
Предполагалось, что будет решен вопрос о возбуждении в отношении пристава уголовного дела. Однако, следователь не нашел в действиях Габдуллиной составов преступлений. «Как результат, в возбуждении уголовного дела было отказано, - объяснил юрист «ФАРБ». – Мы полагаем, что проверка фактов просто была неполной. Более того, следователь так и не дал юридической оценки действиям пристава». Тогда постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было обжаловано руководителю республиканского следственного комитета. Далее эта жалоба оказалось в следственном отделе по Йошкар-Оле... Излюбленная уловка бюрократии: на кого жалуются, тот и получает жалобу для рассмотрения – и круг замыкается.
Прокуратура настаивает на своем. Так, старший советник юстиции Скворцов установил, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было вынесено коллегами из СК преждевременно без всестороннего исследования всех обстоятельств. То есть, не был опрошен начальник Йошкар-Олинского городского отдела судебных приставов Траскунов и не выяснена причина, почему исполнительные действия были возобновлены без обращения в суд Комитета по имуществу. Также не были опрошены председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом и руководитель ООО «ФАРБ» с выяснением, а был ли причинен ущерб, и как отразились исполнительные действия на результатах работы частного охранного предприятия.
Трудности подстерегали фарбовцев и на другом «фланге». Долгое время суд не принимал заявление и материалы к производству по формальным причинам. Сначала один судья не принял правильно по закону составленное заявление к производству, указав, что необходимо заявление составить по другой форме и ушла в отпуск. Второй вариант заявления не приняла к производству вторая судья, сославшись на то, что заявление составлено не по той форме. В следующий раз направили первоначальный вариант заявления. Судья приняла заявление и материалы к производству. Сложилось мнение, что судьи не хотели рассматривать заявление в отношении судебных приставов.
И только благодаря настойчивости чоповцев предприятия, заявление ООО «ФАРБ» о признании действий судебного пристава-исполнителя Габдуллиной было принято к производству. Судья без согласия заявителя поменяла ответчика – Габдуллину на другого пристава, которая понятия не имела о произведенных действиях Габдуллиной. 22 октября Арбитражный суд первой инстанции вынес решение. Как и предполагалось, в удовлетворении требований о признании незаконными действий судебных приставов суд отказал. Получается, что пристав действовал в рамках закона – хотя и не имея решения суда произвел исполнительные действия в отношении арендатора, который исправно оплачивал счета и, к которому городской Комитет по имуществу не предъявлял претензий. Выходит, что пристав может нагрянуть к любому добропорядочному арендатору и выгнать его на улицу, опечатав при этом всю рабочую документацию и имущество. Пока судьи будут принимать решения по своему внутреннему убеждению и не основываясь на законе защита прав граждан будет находиться под большим вопросом.
«Все, кто знает нашу проблему, говорят, что это чистый «заказ», связанный с переделом рынка», - говорят чоповцы. Понятно, что заказчика лучше искать среди монстров – успешных частных охранных предприятий, которые обслуживают значительную, если не большую, часть объектов. В Йошкар-Оле таких фирм единицы. Понятно, что здоровая конкуренция для них – слишком долгий процесс, гораздо проще устранить конкурента чужими руками. Известная для России практика, когда для зачистки рынка прибегают к «помощи» силовых и надзорных органов…
Несмотря на громкие заявления президента России о борьбе с коррупцией все обращения, направленные во все инстанции федерального уровня, в том числе и в администрацию президента России, возвратились на рассмотрение тем же лицам, на кого жаловались, как у многоуважаемого А.Райкина – жалуйся на меня и мне.
Для справки:.
После проведения незаконных действий Габдуллина Е.А. получила повышение – переведена на должность в Управление ССП по РМЭ. Муж Габдуллиной работает в прокуратуре РМЭ на руководящей должности, отец мужа Габдуллиной работает на руководящей должности в Министерстве юстиции.
Может быть Генеральной Прокуратуре РФ хоть раз стоит задуматься о сложившейся ситуации в республике Марий Эл."
01.12.2008
Марк Арон, специально для Агентства федеральных расследований FLB.ru FLB