Инициаторы преследования «Сибирь Авиа Сервиса» пытаются отвлечь внимание людей от суперскандального дела «ЭйрЮнион»
"Скандальное дело «КрасЭйр» получило неожиданное продолжение. 19 ноября управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Красноярскому краю вынесло постановление об административном правонарушении в отношении компании «Сибирь Авиа Сервис» (САС) - крупнейшего кредитора обанкротившегося авиаперевозчика. Теперь топливозаправочная компания, которой недобросовестные авиакомпании задолжали 210 млн рублей, должна будет заплатить еще и штраф государству – 26,2 млн руб. За что?
Начнем с того, что в течение 2007 года у «КрасЭйр» сформировалась задолженность перед «Сибирь Авиа Сервисом» за поставленный авиакеросин в размере 100 млн рублей. К сентябрю она была оформлена в виде соглашения между компаниями о том, что долг будет погашен перевозчиком к 1 декабря того же года. Но ни тогда, ни позже никто его гасить не спешил. Руководство «КрасЭйр» снова и снова просило отсрочку платежей, а топливозаправщик - САС, понимая высокую социально-экономическую значимость деятельности своего воздушного контрагента для Сибири и всей России, вновь и вновь шел ему на уступки.
К июню 2008 года, когда долг «КрасЭйр» достиг 150 млн рублей, топливозаправщики поняли: их банально водят за нос. К тому времени вышел в свет указ президента РФ о создании объединенной компании «ЭйрЮнион», после которого воздушные дебиторы вообще закусили удила и стали действовать по принципу "лучшая оборона - нападение".
Вероятно, не без их участия летом нынешнего года на САС обрушились многочисленные проверки со стороны контролирующих органов - налоговиков, экологов, Ростехнадзора, прокуратуры, органов по обеспечению авиационной безопасности, милиции... Даже компьютеры терпеливого и вполне законопослушного САС были проверены на наличие лицензионного программного обеспечения. И что же?
А ничего. В прямом смысле. Ни одна из надзорных структур не выявила ни единого существенного нарушения со стороны «Сибирь Авиа Сервиса».
В июне нынешнего года, понимая, что их усилия тщетны, авиаперевозчики решили обжаловать договор, согласно которому САС имел право приостанавливать заправку воздушных судов в случае неплатежей. Вероятно, уже тогда «КрасЭйр» предчувствовал свою неизбежную кончину, но всеми силами пытался ее оттянуть. А может быть, менеджмент компании рассчитывал на скорые решения федеральных властей, связанные с передачей госпакета акций «Ростехнологиям», узакониванием деятельности «ЭйрЮнион» и дополнительными финансовыми вливаниями? Возможно. Но лимит времени уже был исчерпан. К августу нынешнего года у топливозаправщика практически не осталось оборотных средств для приобретения авиакеросина. Долг «КрасЭйр» перед ним вырос до 220 млн рублей. Начались перебои с заправкой воздушных судов.
То, что августовский «керосиновый» кризис произошел не по вине "Сибирь Авиа Сервиса", признали даже в УФАС по Красноярскому краю. В сущности, компания на протяжении многих месяцев кредитовала своего авиапартнера, не получая от него ни рубля. Жила в основном за счет банковских кредитов. Но ведь и объемы привлеченных заемных средств вкупе с высокими процентными ставками имеют свой предел.
Это понятно всем. Но антимонопольный орган, вопреки логике, 19 сентября признает ЗАО «Сибирь Авиа Сервис» нарушителем антимонопольного законодательства и запрещает компании изменять стоимость услуг по топливозаправке в одностороннем порядке, а также стоимость топлива даже при изменении ценовой политики его производителей.
Более того, своим постановлением УФАС, по сути, запретило «Сибирь Авиа Сервису» отказывать перевозчикам в заправке воздушных судов даже «...в случае неоднократного нарушения сроков оплаты, наличия задолженности и убытков, причиненных неисполнением обязательств по оплате товара (авиационного топлива, спецжидкостей), услуг по заправке воздушных судов, признаваемых заказчиком...».
Это решение тем более странно, что деятельность хозяйствующих субъектов регулируется не только нормативными актами, но и законом прямого действия, коим является Гражданский кодекс РФ. Статья 328 ГК РФ гласит: «В случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков». По меньшей мере странно, что антимонопольщики не приняли во внимание букву закона.
Странно и то, что УФАС, признав «Сибирь Авиа Сервис» монополистом в области поставки топлива в Красноярске, не обратило внимание на других монополистов - газовиков, энергетиков, связистов, нефтяников, которые имеют полное право за долги в одностороннем порядке отключать любого из своих потребителей от газо-, энерго- и нефтеснабжения, связи. Выходит, по отношению к авиатопливозаправщикам закон избирателен?
К сожалению, так же избирательно относятся к своим обязательствам и контрагенты компании «Сибирь Авиа Сервис». С компанией до сих пор не рассчитались Государственная корпорация «Ростехнологии», гарантировавшая оплату поставок авиакеросина и аэропорт Красноярск, задолжавший около 30 млн рублей.
Дурной пример заразителен. Новый для Красноярска авиаперевозчик - компания «Атлант Союз» получает сервисное обслуживание в краевом центре вообще... бесплатно. Точнее, за счет САС. Не это ли последствия принятого 19 сентября УФАС постановления?
Удивительна во всей этой истории позиция Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, которая, как и антимонопольщики, определила в действиях САС признаки административного правонарушения. При этом ее сотрудники не посчитали необходимым провести собственное расследование. Свои выводы они сделали на основании... еще не вступившего в силу постановления антимонопольной службы. А жаль. Возможно, изучив все обстоятельства дела собственными силами, они пришли бы к совсем иному выводу.
Как утверждают юристы, с точки зрения права, логики, здравого смысла ситуация сложилась парадоксальная: на основании одного и того же постановления УФАС, которое к тому же еще не вступило в силу, топливозаправочную компанию 19 ноября во второй раз наказали. Рублем - в виде штрафа с годового оборота от ее деятельности.
Обвиняя «Сибирь Авиа Сервис» в монополизме, злоупотреблении доминирующим положением, антимонопольщики так и не смогли конкретно объяснить, что нарушено конкретно. Говорили, будто топливозаправщики понудили несчастную «КрасЭйр» подписать договор на кабальных для нее условиях. Но понуждение подразумевает активные действия по отношению ко второй договаривающейся стороне. Чего, понятно, не было в силу разных весовых (в экономическом смысле) категорий сторон договора.
Более того, «КрасЭйр» долгое время пользовалась рядом существенных преференций. Во-первых, на протяжении последних 4-5 лет она получала авиакеросин по цене намного ниже, чем в среднем по стране. И судя по тому, что в УФАС не обращалась, ее это вполне устраивало. Во-вторых, как базовая авиакомпания имела от САС постоянную скидку в цене отпускаемого топлива. В чем же здесь злоупотребление доминирующим положением со стороны САС?
Мне представляется, что все значительно проще. Пока авиаперевозчику был выгоден договор, он по нему работал. Как только появились долги перед заправщиком, он начал его оспаривать.
Но самое обидное в этой истории то, что при этом Управление федеральной антимонопольной службы почему-то заняло позицию слепого и глухого карающего органа. В течение осени компания «Сибирь Авиа Сервис» направила в УФАС два письма с элементарной просьбой разъяснить, в чем, по мнению антимонопольщиков, заключаются ее «нарушения», как, по их мнению, стоит выстраивать взаимоотношения с авиакомпаниями, какие изменения необходимо внести в договоры. САС всегда была готова к конструктивной работе. Но, к сожалению, вместо разъяснений УФАС ответило штрафами.
Не берусь утверждать, но, похоже, во всем этом авиаконфликте кто-то просто решил найти крайнего и примерно его наказать. Иначе как объяснить тот факт, что ни правоохранительные, ни контролирующие структуры до сих пор не смогли или не захотели заставить платить по долгам «КрасЭйр», аэропорт Красноярск (кстати, тоже монополист), ГК «Ростехнологии», авиакомпанию «Атлант Союз»? Вполне допускаю, что таким образом инициаторы преследования «Сибирь Авиа Сервиса» пытаются отвлечь внимание людей от суперскандального дела «ЭйрЮнион».
Так или иначе, но в нашем случае принцип «власть поддерживает бизнес» сработал с точностью до наоборот. К сожалению для всех авиапассажиров. (27.11.2008)"