«Российские технологии» и мэрия Москвы попросили отобрать у «Аэрофлота» роялти. Без них госкомпания рискует стать убыточной и оказаться легкой добычей для «Авиалиний России» — совместного проекта мэрии и «Ростехнологий»
"Гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов и мэр Москвы Юрий Лужков направили письмо руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву с просьбой инициировать проверку «Аэрофлота». Об этом сообщил «Ведомостям» близкий к «Ростехнологиям» источник. Зам Лужкова Владимир Силкин подтвердил, что письмо подготовлено. Ушло оно Артемьеву или нет, он не знает. «Ведомостям» удалось ознакомиться с текстом письма. «Аэрофлот» получает роялти за пролет самолетов иностранных авиакомпаний над территорией России, что существенно сказывается на финансовом состоянии перевозчика и ставит его в неравные конкурентные условия по отношению к другим [российским] авиакомпаниям«, — говорится в документе. Представитель ФАС сообщил, что письмо еще не получено. От дальнейших комментариев он отказался. Министр транспорта Игорь Левитин заявил «Ведомостям», что ничего не знает о таких предложениях.
В письме Чемезов и Лужков не называют суммы получаемых «Аэрофлотом» роялти. Также они не дают рекомендаций о том, что делать с этими деньгами. Но Силкин сказал «Ведомостям», что «Аэрофлот» следует лишить этих преференций. Платежи от иностранных перевозчиков должны идти в бюджет не отдельно взятой компании, а на нужды всей отрасли, например, на создание центров для обучения пилотов, ремонт инфраструктуры и проч., уверен чиновник. Иначе другие авиакомпании не смогут на равных конкурировать с «Аэрофлотом», резюмирует Силкин.
«Ростехнологии» и мэрия Москвы неспроста заинтересовались деньгами «Аэрофлота». Ведь недавно они учредили авиакомпанию «Авиалинии России», куда должны войти «Атлант-союз», активы «Эйрюнион» и проч. Лужков и Чемезов вошли в совет директоров перевозчика и заявили об амбициозных планах создать конкуренцию «Аэрофлоту».
«Аэрофлот» никогда не раскрывал, сколько он получает в виде роялти. В феврале гендиректор госкомпании Валерий Окулов говорил в интервью «Ведомостям», что эта сумма составляет около $300 млн. Но он указывал, что соглашение между «Аэрофлотом» и европейскими авиакомпаниями было заключено еще в 1970-х гг. по инициативе зарубежных перевозчиков как плата за более частые перелеты через Сибирь.
Представитель «Аэрофлота» комментировать инициативу Чемезова и Лужкова отказался. Но топ-менеджер авиакомпании возражает, что «Аэрофлот» и так направляет получаемые средства туда, куда решит правительство: на нужды Росавиации, Росаэронавигации и даже убыточным авиакомпаниям, подконтрольным государству. По его словам, часть суммы «Аэрофлот» все же оставляет себе. Ее размер он не назвал. Аналитик ВТБ Елена Сахнова считает, что у «Аэрофлота» осталось в 2007 г. около $100 млн при консолидированной чистой прибыли $313 млн. А вот прогноз по чистой прибыли за 2008 г. «ниже роялти», грустно шутит она: всего $85 млн.
Вскоре роялти будут «обнулены», но сейчас момент для лишения «Аэрофлота» «пролетных денег» совсем неудачный — с 2009 г. ожидается спад пассажиропотока, продолжает Сахнова. А тандем Чемезов — Лужков с имеющимся у него административным ресурсом действительно может отобрать у «Аэрофлота» надежный финансовый источник, опасается она.
Впрочем, «Аэрофлот» может и обойтись без роялти, если вовремя оптимизирует расходы, считает Сахнова. Главное — чтобы сейчас компания не сорила деньгами, в частности не начинала процесс консолидации с «Сибирью», так как это очень дорого, отмечает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Ведь недавно Окулов попросил Левитина передать «Аэрофлоту» госпакет конкурента. Он указывал, что за этим может последовать поглощение «Сибири». Но это может пробить серьезную брешь в бюджете «Аэрофлота», предупреждает Рыбак. Тогда-то на помощь национальному перевозчику могут прийти Чемезов и Лужков. Но платой за спасение компании будет ее поглощение «Авиалиниями России», не исключает Рыбак."