О чем написали президенту России бойцы батальона чеченского спецназа ГРУ
"Полкам и батальонам собственные имена не дают, единственное исключение — чеченский спецназ. Что такое батальоны «Восток» и «Запад», знает практически любой гражданский, но теперь они канули в историю. В конце прошлой недели об этом объявил замглавкома сухопутными войсками Владимир Молтенской.
Официальная версия реорганизации: «преобразования в рамках формирования нового облика сухопутных войск», — речь идет о военной реформе, которую не так давно начал министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Однако поверить в реформу как причину превращения в пехотные роты батальонов спецназа, которые к тому же состояли в двойном подчинении: структурно они являлись подразделениями 42-й дивизии и одновременно подчинялись ГРУ, — очень сложно.
Прежде всего потому, что реформа подразумевает перекройку армии на американский манер. То есть создание бригад более мобильных, нежели дивизии, и более мощных, нежели полки. Однако пока никто не собирается превращать 42-ю дивизию в бригады, а два батальона, съежившиеся до размера рот, должны в декабре стать частью полков, тех самых, которых, согласно реформе, вообще быть не должно. К тому же Минобороны официально объявило, что новый формат Вооруженных сил России сначала будет обкатан на реорганизации элитной Таманской дивизии. Если следовать этой логике, до 42-й дивизии, дислоцирующейся в Чеченской Республике, реформа должна была бы докатиться лишь через год-другой.
Иными словами, даже если исходить сугубо из надобностей реформы сухопутных войск, речь идет не о реорганизации, а о сокращении.
Зато показательна ситуация, в которой Владимир Молтенской сообщил о ликвидации батальонов чеченского спецназа. Пресс-служба президента Чеченской Республики распространила заявление о том, что замглавкома сухопутными войсками специально прилетал на встречу с Кадыровым обсуждать судьбу батальонов. Однако сам приказ о «реорганизации» датирован 1 ноября, о чем свидетельствуют те немногие бойцы, которым удалось его увидеть.
И все же, исказив факты по форме, пресс-служба точно отразила их содержание — Рамзан Кадыров долго боролся за ликвидацию единственных неподконтрольных ему подразделений на территории Чечни, которые к тому же возглавляют люди, ему, мягко говоря, неприятные. Например, командир батальона «Восток» Сулим Ямадаев, на которого чуть ли не молились в военном ведомстве во время российско-грузинской войны, — пожалуй, единственный чеченский комбат, до сих пор считающий себя человеком федеральных силовиков. Все остальные федеральные силовые структуры из Чечни были выжиты давно.
Если «Запад» стали «щипать» сразу после возвращения из Грузии — именно тогда начались массовые увольнения бойцов по разным причинам, то аналогичные «проблемы» у «Востока» начались еще весной, когда численность батальона составляла 580 человек. В апреле парламент Чеченской Республики даже официально обращался к Анатолию Сердюкову с просьбой расформировать батальон «Восток» или заменить командование этого подразделения, однако из центра тогда реакции так и не последовало.
Ситуация начала выходить из-под контроля: последовали вооруженные стычки с чеченской милицией — батальон фактически перешел на осадное положение после вооруженного инцидента с младшим братом Ямадаевых Бадиком, находившимся официально в местах лишения свободы. Против самого командира батальона «Восток» было возбуждено уголовное дело, и он даже якобы был объявлен в розыск, что не помешало ему возглавить подразделение во время войны с Грузией.
В начале лета этого года «востоковцы» вынуждены были начать действовать. В моем распоряжении оказался доклад, подготовленный для командующего СКВО Сергея Макарова, о состоянии, в котором находится личный состав батальона, с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. (Полностью доклад вы можете прочитать на сайте «Новой»).
Из этого доклада:
«Дениев Ризван Бециевич, просит принять меры по отношению к сотрудникам МВД ЧР, которые оскорбляли его родственников, осуществляли погром. Сотрудники МВД ЧР сломали двери, дети были напуганы, жена плакала, просила, чтобы он покинул боевой пост и вернулся домой.
С 15.04.2008 года по сегодняшний день сотрудники МВД ЧР следят за его домом, родственники звонят по нескольку раз, переживают. По местному телевидению руководство Чеченской Республики военнослужащих называет террористами. Угрожают, что подбросят наркотики, оружие и Дениева Р. объявят в розыск, что он будет отсиживать свои последние дни в тюрьме. Забрали незаконно со двора автомобиль марки «Нива», принадлежащий ему».
Люди просто пропадали, когда уезжали по служебным делам:
«Рядовой Закараев Беслан Имранович, военнослужащий батальона СпН «Восток», 20 апреля 2008 года вместе с сослуживцем Тайсумовым Ю.К. зашли в квартиру, чтобы забрать зарядочное устройство для радиостанции. В этот момент, сломав дверь в квартиру, зашли сотрудники республиканского ОМОНа, наставили на них автоматы, положили их на пол и начали избивать. Предлагали перейти на сторону Р. Кадырова. В противном случае угрожали посадить в тюрьму как участников НВФ».
«Старшим среди сотрудников республиканского ОМОНа был житель села Гельган Курчалойского района ЧР, позывной «разведчик».
«По имеющейся информации, он находится в федеральном розыске, но очень близок к президенту ЧР Р. Кадырову. После избиения в квартире их увезли в РОВД г. Гудермес.
Там опять же их начали избивать и уговаривать, чтобы они перешли к ним на базу «Вега».
Или — когда хотели навестить родных:
«Старший сержант Манагаев Х.Х. 14 апреля 2008 года около 14 часов выехал с детьми покатать их на машине. С ним в машине были дочь Хава 12 лет, племянница Яха 12 лет и племянник Муслим 10 лет. Недалеко от села Новый Беной автомашину остановили вооруженные люди в камуфляжной форме, потребовали документы на автомашину и его личные документы. Он показал удостоверение, военный билет и паспорт. После этого они потребовали предъявить табельное оружие, когда он достал табельный 9-мм ПМ, кто-то его ударил прикладом в затылок и изъяли пистолет ПМ. Тогда он подумал, что на него напали боевики.
Когда Манагаева Х. вытащили из багажника, он понял, что находится на базе «Вега» батальона «Север» ВВ МВД РФ. Там Манагаева поместили в помещение камерного типа, где кроме него уже содержались пятеро военнослужащих батальона «Восток».
Составители доклада подробно описывают обстоятельства, при которых «пропадали» служащие, и по итогам служебного расследования они утверждают, что:
«Большинство из дезертировавших, согласно их объяснениям, подвергались психическому и физическому насилию, а также угрозам насилия в отношении членов семей военнослужащих. Имели место случаи прямого подкупа деньгами и предложениями повышения по службе.
Так, старшине Бекбулатову Казбеку Тайпуровичу, военнослужащему батальона, стало известно, что угрозами насилия над членами семей военнослужащих, которые были доставлены на базу «Вега», заставляли подписывать заведомо ложные письменные показания в отношении командира батальона «Восток» Ямадаева С.Б. Незаконно задержанные военнослужащие батальона подписывали бумаги, опасаясь за жизнь и здоровье своих родственников».
Таким образом, начиная с весны из Ведено, Гудермеса и Курчалоя (места, где дислоцируются базы «Востока») «исчезло» 286 служащих, большинство с табельным оружием. «Находили» же их в основном на базе внутренних войск МВД ЧР «Вега» в Гудермесе.
На основе этого доклада была подготовлена справка для Верховного главнокомандуюшего РФ Дмитрия Медведева. А в октябре должна была состояться коллегия Минобороны, на которой в том числе должна была обсуждаться и эта справка. Представлять ее на коллегии собирался Руслан Ямадаев — старший брат и бывший депутат Госдумы, однако сделать этого не успел — 25 сентября он был застрелен в Москве на Смоленской набережной.
«Большинство, кто переметнулся к Рамзану Кадырову, теперь остались не у дел, — рассказывает один из «востоковцев». — Они прослужили там около двух месяцев, но так и не были оформлены ни в одно из чеченских подразделений. Первый месяц зарплату им собирали по кругу: просто скидывались сотрудники МВД. А к концу второго сказали очень вежливо и дипломатично: «Ребят, оставьте свои контакты, если вы понадобитесь, вам позвонят».
На сегодняшний день в «Востоке» числятся 284 человека, в «Западе» — 150. В создаваемые роты войдут всего 200 человек. «Такими своими действиями Минобороны добьется только одного: в чеченских лесах появится на две сотни людей больше», — говорит один из офицеров «Востока». — И это не будут мальчики, которым надоело выращивать кукурузу и пасти скот, это будут хорошо обученные и опытные бойцы с оружием в руках. Им просто не оставляют выбора. Ребята явятся в штаб 1 декабря после отпусков. Кто-то получит назначения во вновь созданные роты, а кто-то — путевку в леса».
Подобный исход вполне вероятен: люди, получившие в свое время из рук федеральной власти карт-бланш на силовые и незаконные операции не только на территории Чечни, но и за ее пределами (достаточно вспомнить нашумевшее нападение на питерский завод «Самсон»), вряд ли захотят выращивать кукурузу или пасти скот.
Тем временем
Командира батальона «Восток» Сулима Ямадаева обвинили в убийствах и похищениях людей
Во вторник 11 ноября в СМИ со ссылкой на пресс-службу президента Чеченской Республики Кадырова сообщалось, что после отъезда Сулима Ямадаева из Чечни экс-подчиненные обвинили своего бывшего командира в уголовных преступлениях. В частности, в организации похищения и убийства братьев президента Московского индустриального банка Абубакара Арсамакова — Юнуса и Юсупа, а также их водителя. При этом сам Рамзан Кадыров отметил, что к преступлению причастны именно «руководители «Востока» (т.е. Сулим Ямадаев. — Прим. ред.) и что «речь идет о наказании конкретных преступников вне зависимости от их должности, регалий и боевых заслуг»."