Интервью FLB. Заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Сергей Гаврилов: «Государство должно работать над задолженностью AiRUnion»
"Пассажиропоток российских авиакомпаний продолжает снижаться, даже не смотря на заявления первых лиц правительства о его росте. В то время как большинство отраслей кризис накрыл осенью, авиацию начало лихорадить еще в конце лета. Авиакомпании одна за одной, стали отменять рейсы и заявлять о банкротстве. Однако до сих пор не один из собственников или топ менеджеров, закрывшихся авиакомпаний не понес ни какой ответственности. Отечественные банки перестали доверять авиации, и без серьезного государственного вмешательства не обойдется. Но сейчас государство лишь пытается сохранить рейсы перевозчиков и отправить людей домой, системных решений до середины октября никто не принимал.
О ситуации в отрасли корреспонденту FLB рассказывает заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Сергей Гаврилов:
- Сергей Анатольевич, расскажите, что на ваш взгляд происходит в авиационной отрасли?
- Авиация может стать главной причиной, которая фактически обрушит домино развития промышленности. Это очень болезненно ударит и по экономике. Если объем строительства может сокращаться и замораживаться, машиностроительный конвейер может приостановиться, то в авиации этого быть не может, так как все пользуются техникой взятой в лизинг. Сейчас у авиакомпаний нет современных воздушных судов, нет запаса прочности, они не смогли из-за цен на топливо ничего заработать на перевозках в высокий летний сезон. Идет объективное сокращение пассажиропотока, более того на советских самолетах с низкой топливной эффективностью летать просто не возможно. Минтранс и Росавиация будут ужесточать требования к перевозкам и летной годности. Это в совокупности может привести к остановке воздушных перевозок. В стране, где треть населения не может без передвижения на воздушном транспорте, сами понимаете, что чем это грозит.
- Но может быть это к лучшему, так как количество перевозчиков сократится, и выживут сильнейшие…
- Да но если из авиакомпаний начнет разбегаться персонал, как следствие они лишаться свидетельств эксплуатантов, мы потеряем целую отрасль. На внутренние воздушные перевозки зайдут крупные иностранные перевозчики, такие как Lufthansa. Кроме того, важны не только пассажирские перевозки, но и грузовые. В России есть авиакомпании, такие как «Тэсис» и «Аэрофлот-карго», которые консолидировали приличный грузовой оборот, фактически они стали останавливать перевозки. «Волга-Днепр» тоже не хорошо себя чувствует, но компанию «вытаскивают» эксклюзивные контракты. Грузовые перевозки не сильно анализируют и у главы государства нет объективной картины происходящего в этой части отрасли.
- Какие меры вы бы приняли для разрешения ситуации?
- Стране нужны системные финансовые форсмажорные меры по субсидированию лизинговых платежей и процентных ставок по кредитованию авиапрома не только на производство лайнеров, но и на ввоз оборудования, запасных частей. Необходимо страхование кредитов. Серьезно из банков с авиацией работает только ВТБ, который до сих пор пытается реструктуризировать задолженность AiRUnion. Эта авиакомпания стала тем спусковым крючком, после которого все посыпалось. Ведь банки начали закрывать лимиты для российских авиакомпаний еще до финансового кризиса. Еще тогда они ужесточили свои требования к предприятиям отрасли, а сейчас вообще перестали их кредитовать из-за кризиса ликвидности. Как мне кажется надо работать и с авиакомпаниями, ведь технологичные вопросы растянуты на 5-10 лет, а сейчас вопрос стоит в выживании отрасли в ближайшие 2-3 месяца.
- Да но пока вопрос по долгам AiRUnion не решен.
- Всем финансовым структурам необходимо видеть, что государство будет работать над задолженностью AiRUnion. Она составляет более миллиарда долларов и сейчас рынок ждет толчка, если «Ростехнологии» скажут, что эти долги обслуживать не будет то, об авиационных перевозках можно будет забыть. Возможно, останется на какое-то время «Аэрофлот».
- Вы писали в генпрокуратуру открытое письмо по поводу возбуждения уголовного дела против собственников AiRUnion – братьев Абрамовичей, чем все закончилось?
- Дело возбуждено транспортным отделом генпрокуратуры, идет расследование. Надеюсь, что в течение недели мне доложат о его ходе. Они, как вы знаете, не очень хотели его возбуждать, но на встрече с министром транспорта Игорем Левитиным и представителями прокуратуры я заявил, что у меня нет мотивации, мне не надо крови. Я хочу обратить внимание на отрасль. Сейчас постоянно находятся крайние, всех допрашивают, но удивляет то, что, почему никто не спросит братьев Абарамовичей, о том как вы привели к такому состоянию, и как в будущем будете решать все вопросы. Мне не хочется давить на генпрокуратуру. В AiRUnion осталось немало толковых менеджеров, которые способны понять, что перед ними стоит задача развития перевозок, а не переводить самолеты во «Внуково». Для аэропорта это плюс, но для отрасли, создание одного крупного перевозчика на базе всех авиакомпаний - минус. В этой связи процесс создания второго перевозчика становится хаотичным. Наша задача не объединять всех, говоря о том, что мы поднимем капитализацию второго перевозчика под 30 млрд руб.
Сейчас надо объяснить рынку как государство прогарантировало создание нового перевозчика в лице «Ростехнологий» и правительства Москвы, и как оно будет заниматься реструктуризацией задолженности перед кредиторами AiRUnion. Среди кредиторов большое количество аэропортов, которые находятся в тяжелейшем финансовом положении и они могут стать в ближайшее время банкротами. Будет запущен механизм банкротств аэропортов, который остановить будет просто не возможно. Будут нивелированы государственные инвестиции в этих аэропортах реконструкцию ВПП и т.д. Но и отзывом лицензии у трех авиакомпаний дело не решиться. Можно кого угодно снимать с должностей в Росавиации, но кризис налицо. За него должны нести не индивидуальную ответственность…"