Контрабандные российские сигареты «Джин Линг» с изображением горного козла наводнили Европу
" Съемка скрытой камерой: под портретом президента Медведева руководители «Балтийской табачной фабрики» обсуждают продажу сигарет «Джин Линг»
Калининград. «Балтийская табачная фабрика»
Всего несколько лет назад Россия была потребителем контрабандных сигарет. Но уже довольно давно этот товар в России стоит намного дешевле, чем в Европе и США, и ввозить его контрабандой просто невыгодно. Теперь мы сами производим сигареты, которые пользуются большим спросом в Европе, то есть решительно «встали с колен». Но только на черном рынке. Старый Свет наводнен российской табачной контрабандой, которая приносит по меньшей мере миллиард долларов в год.
Дело в том, что благодаря политическому и общественному давлению табачные налоги в Европе и США в последнее время резко возросли. Под тем же давлением крупнейшие табачные компании были вынуждены усилить контроль над нелегальной циркуляцией своей продукции. На черном рынке образовалась очень прибыльная ниша, которую тут же заполнили новые игроки.
Хитом контрабандного сезона стали сигареты марки «Джин Линг» (Jin Ling), всего три года назад совершенно незнакомые таможенным властям Евросоюза. Эти сигареты мощным потоком хлынули не только в европейские страны, но достигли даже центральной Британии. Правоохранительные органы заявляют, что среди задержанной в Европе контрабанды «Джин Линг» входит в тройку лидеров и конкурирует с «Мальборо». Одним из крупнейших производителей «Джин Линга» является расположенная в Калининграде «Балтийская табачная фабрика» (БТФ). Расследование выявило сеть российских и восточноевропейских компаний, включая 5 фабрик, возможно, участвующих в производстве сигарет, которые затем контрабандой идут на Запад. Российская сеть фабрик способна производить более 24 миллиардов сигарет в год, что эквивалентно 7 процентам от легального европейского импорта.
Изначально импортированный из Китая, «Джин Линг» дизайном сильно напоминает «Кэмел». Но вместо верблюда на пачке красуется горный козел. Как уверяют таможенники Евросоюза, сигареты «Джин Линг» не имеют легального рынка ни в одной европейской стране. Продать эти сигареты в Европе можно только «в черную», получив их контрабандой от преступников.
Как отметил эксперт Всемирной организации здравоохранения Люк Жуссен, специализирующийся на противодействии табачной контрабанде, «Джин Линг» буквально наводняет Европу, лидирует среди новых брендов в нелегальной табачной торговле и вызывает наибольшее беспокойство. Эксперт отмечает, что сигареты «Джин Линг» легально производятся на российских фабриках, но поступают на нелегальный европейский рынок, что создает уникальную проблему.
«Балтийская табачная фабрика»
В Калининграде, где расположена «Балтийская табачная фабрика», найти сигареты «Джин Линг» в магазинах или киосках не удалось. Но для вывоза из страны они доступны в больших количествах. Летом 2008 года репортеры ICIJ со скрытой камерой посетили фабрику под видом румынских контрабандистов, желающих проложить новый путь для «Джин Линга» в Европу (видеозаписи доступны на сайте ICIJ, а также на сайте «Новой»).
Фабрика расположена в Калининграде по адресу: Правая набережная, 10 (гендиректор и владелец Владимир Казаков, исполнительный директор Вячеслав Грумистый). Это целый комплекс зданий и складов, раскинувшихся по соседству с железной дорогой. Каких-либо опознавательных знаков или вывесок на стенах замечено не было. На входе — охрана, наблюдающая за мониторами камер слежения.
Производители «Джин Линга» приветствовали гостей. Один из менеджеров отметил, что раньше они с румынами не работали, но будут рады сотрудничеству, и сразу перешел к делу. По его словам, дальнейшая судьба сигарет его не заботит. По российским законам это не важно. А организация транспортировки полностью зависит от клиента. С предоплатой контейнер будет готов за две недели. Цена всего 20 с половиной центов за пачку (или 0,16 евро). Контейнер обойдется в 102 500 долларов.
Менеджер отметил, что этот контейнер (10 миллионов сигарет) можно сделать всего за 8 часов, линия действует 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Потенциальным покупателям устроили экскурсию по фабрике, показав большие ярко освещенные залы с современным оборудованием, где «Джин Линг» просто стекал по линиям, каждая из которых пропускала примерно 400 пачек в минуту. «Экскурсовод» заявил, что они производят 120 контейнеров в месяц, или 1,2 миллиарда сигарет.
Удалось встретиться и с начальством. Сидя под портретом президента Медведева, один из руководителей порекомендовал наиболее скорый и лучший путь для доставки товара. Сигареты могут быть поставлены либо с калининградской фабрики, либо с фабрики во Львове (Украина). Предприниматель также отметил, что они хорошо работают через калининградский порт, где можно произвести растаможку.
По официальным данным, «Балтийская табачная фабрика» производит целый ряд российских брендов (сигареты «Ростовские», «Сталинградские», «Волжанин», «E 95», Bayron (именно так и названы), Joe Black и так далее). Но (по крайней мере во время экскурсии по фабрике) оборудование было занято производством «Джин Линга». Других брендов заметить не удалось.
Дорога в Европу
В 30 километрах к югу от Калининграда, близ российско-польской границы, в городе Багратионовск есть одноименный пограничный переход. Сигареты «Джин Линг» широко доступны сразу же за городом, а контрабанда здесь — это большой бизнес. Так же как и на другом пограничном переходе между Россией и Литвой, сигареты дробятся на малые партии целой армией мелких контрабандистов.
Палатки торговцев расположены вдоль дороги. Российские таможенники безучастно взирают на очередь из польских машин, между тем как их водители втискивают и прячут в свои авто сигареты, которые невозможно легально продать на Западе. Другие посреди бела дня запихивают дюжины пачек «Джин Линга» в рукава и брючины перед тем, как пересечь границу. Их просторная одежда так напичкана сигаретами, что они напоминают полностью экипированных игроков в американский футбол.
Опустошенные коробки из-под «Джин Линга» валяются вдоль дороги. Каждая пустая коробка — 10 000 сигарет. Их стоимость от производителя примерно 102 доллара 50 центов, но в случае успешной контрабанды на западный черный рынок они принесут в десять раз больше. Каждая коробка отчетливо помечена — «Балтийская табачная фабрика».
Операция «Джин Линг»
Из Калининграда сигареты «Джин Линг» перетекают в Польшу или движутся окольными путями через Литву, Латвию или Беларусь. Морской путь возможен через Калининградский порт или через порт Одессы на Черном море. По суше или по морю сигареты поступают в криминальные сети как минимум 12 стран. Они замечены в Германии, Великобритании, Польше, Латвии, Румынии, Греции, Турции, Италии, Болгарии, Нидерландах, Бельгии и Франции.
Масштабы контрабанды сигарет «Джин Линг» таковы, что в 2008 году Европейское таможенное агентство провело операцию «Джин Линг». А в Европейском агентстве по борьбе с мошенничеством (EU Anti-Fraud Office, OLAF) создали международную группу по проблеме «Джин Линг».
Экономика этой проблемы проста. Фабричная цена за контейнер сигарет 102 500 долларов (59 тыс. фунтов, или 73 тыс. евро), то есть около 1 цента за сигарету. Если содержимое контейнера достигнет Швеции или Германии и будет продано по полной легальной цене, они принесут 3,2 миллиона долларов (2,3 миллиона евро). В Британии и Норвегии, где сигаретные пошлины еще выше, та же продукция будет стоить 6 миллионов долларов (4 миллиона евро). Даже если продавать за полцены, как это обычно и происходит на черном рынке, прибыли колоссальны. Они могут конкурировать с прибылью от продажи наркотиков и окупают и сложные окольные пути, и значительные взятки коррумпированным полицейским и таможенникам, и дорогостоящие тайные убежища.
Европейские таможенные органы проводили мониторинг торговли у восточных границ Евросоюза и с 2005 года засекли быстро увеличивающийся поток «Джин Линга», спрятанного в грузах всех видов. Конфискация сигарет марки «Джин Линг» стала настолько распространенным явлением, что европейские таможенники отчитываются о нем как о наиболее часто конфискуемом бренде. Полученный ICIJ доклад на эту тему показывает, что в 2007 году было конфисковано 258 миллионов сигарет (эквивалент 25 контейнеров). А в нынешнем, 2008 году, все новые пути распространения и местонахождения сигарет «Джин Линг» обнаруживались каждую неделю. Учитывая, что таможенные органы обычно ловят 5—10 процентов контрабанды, можно представить, сколько поступает на черный рынок.
Первая масштабная партия была обнаружена польскими пограничниками, патрулирующими литовскую границу 10 августа 2006 года. 8 миллионов сигарет стоимостью около 3 миллионов долларов (около 2 миллионов евро по ценам западноевропейского черного рынка) были найдены в грузовике для перевозки горючего. Двумя месяцами позже британские таможенники впервые доложили о задержании ранее неизвестного бренда в центральной части страны.
Полученные ICIJ документы польской таможни показывают, что после вступления в Евросоюз роль страны как транзитного пункта для контрабанды стала центральной. Число сигарет, ежегодно задерживаемых на восточной польской границе, увеличилось с 243 миллионов в 2003 до 750 миллионов в 2007-м.
С августа контрабандисты, переправляющие «Джин Линг», проложили серию новых маршрутов через южную Европу. Некоторые сигареты доставляли из литовского порта в Клайпеде через Кипр. Другие — морем в Турцию, а затем через Грецию — в центральную Европу. В сентябре румынские таможенники засекли два контейнера «Джин Линга» которые следовали из Греции. Международный размах бизнеса стал очевиден 29 сентября, когда были задержаны 5 миллионов сигарет «Джин Линг» на двух грузовиках, которые следовали из венецианского порта (Италия). По данным итальянских правоохранительных органов, грузовики имели болгарские номера, арестованные водители были греками, а продукция пришла с калининградской табачной фабрики.
Отгружая «козлят»
Немецкая группа по борьбе с контрабандой активно практиковала прослушивание телефонных переговоров. Между собой контрабандисты называют партии «Джин Линга» «козлятами», очевидно, из-за горного козла изображенного на пачке. Когда приходит товар, контрабандисты сообщают друг другу, что «козлята доставлены».
Их целью являются Кельн, Мюнхен и Берлин. В Берлине есть 300 точек черной торговли, в большинстве из которых, по уверению чиновников, предлагают «Джин Линг». Один из путей, который использовали контрабандисты, это большие регулярные поставки продуктов для сети дешевых немецких супермаркетов. Партии сигарет прятали в этих продуктах. Потребители найдутся всегда. Согласно федеральной статистике, один из троих жителей бывшей Восточной Германии курит контрабандные сигареты.
Немецкие таможенники и полицейские следователи убеждены, что «Джин Линг» распространяется и продается через сети организованной преступности, в том числе вьетнамскую и литовскую оргпреступные группировки, которые контролируются местными правоохранительными органами. Вьетнамские торговцы получили приказ продавать пачки по фиксированной цене за 2 евро либо 20 евро за блок. Сигареты обычно продаются уличными разносчиками, которые действуют возле станций метро. У продавцов есть тайники для товара на ближайших парках, на улицах или в придорожных кустах. Некоторые нелегальные торговцы в Германии носят предлагаемую продукцию в широких одеждах.
«Мы не можем удовлетворить спрос»
«Балтийская табачная фабрика» в России — это история бизнес-успеха. С 2006 года она увеличила свои возможности по производству с 6 до 13 миллиардов сигарет в год. В 2005-м приобрела фабрику в Армавире. А к апрелю 2007-го установила две новые линии и запустила производство сигарет на «Львовской табачной фабрике» (Украина).
Генеральный директор и владелец «Балтийской табачной фабрики» — россиянин Владимир Казаков. В октябре 2006-го он заявил («Коммерсантъ-Деньги»), что БТФ переживает бум продаж: «<…> Мы не можем удовлетворить спрос, у нас уже нет производственных площадей». Казаков также отметил, что фабрика производит одиннадцать различных брендов для внутреннего рынка России и экспортирует 5 процентов в США, Канаду, Арабские Эмираты и что компания содержит собственную сеть из 28 региональных представителей, чтобы продавать сигареты в России.
После изучения ситуации у ICIJ возникли серьезные вопросы относительно того, что «Балтийская табачная фабрика» производит продукцию в основном для российского рынка. По оценкам «Бизнес Аналитики», объем продаж «Балтийской табачной фабрики» в России очень мал и составлял всего 0,1 процента от общероссийского объема. Учитывая, что весь российский рынок — это примерно 400 миллиардов сигарет в год, 0,1 процента — это не больше 400 миллионов сигарет.
Что же касается заявления, что фабрика экспортировала 5 процентов своей продукции, в том числе и в США, то, к примеру, в базе данных PIERS (Port Import Export Reporting Service — это наиболее полный источник сведений о торговых операциях через порты США) не удалось обнаружить ни одного случая упоминания товара «Балтийской табачной фабрики».
Представитель ICIJ несколько раз пытался связаться с Владимиром Казаковым. Мы направили письмо на «Балтийскую табачную фабрику» и сделали несколько телефонных звонков, но руководство фабрики не ответило на вопросы.
Связи с большими табачниками
Тем не менее у «Балтийской табачной фабрики» есть определенные связи с транснациональными табачными компаниями: «Дж Ти Ай» (Japan Tobacco International — JTI) и «Бритиш Американ Тобако» (British American Tobacco — BAT).
В 2007 году глава БАТ Жан дю Плесси (Jan du Plessis) уверял, что все их операции направлены только на поддержку легальной табачной торговли. И что прекращены поставки всем клиентам, которые осознанно или по неосторожности связаны с незаконной торговлей.
Как выяснилось, БАТ поставляла «Балтийской табачной фабрике» высококачественный табак. В апреле 2008-го бразильское подразделение БАТ — Souza Cruz отгрузило 21 тонну табачного листа непосредственно для «Балтийской табачной фабрики» в Калининграде (согласно базе данных PIERS). В БАТ же уверяют, что поставка была одной из четырех, осуществленных Souza Cruz в адрес калининградской фабрики с 2003 года.
В своем письме в адрес ICIJ представитель БАТ Кэтрин Армстронг заявила, что экспорт осуществлялся через бразильского агента и был «недосмотром», который «был немедленно исправлен»… Группа по противодействию незаконной торговле осведомлена о заявлениях относительно бренда «Джин Линг», производимого «Балтийской табачной компанией». К сожалению, подразделение Souza Cruz не было в курсе до настоящего времени. Армстронг заверила, что больше табак поставляться не будет.
20 октября около 160 чиновников со всего мира встретились в Женеве на конференции Всемирной организации здравоохранения по договору о контроле над табаком. На встрече обсуждались новые шаги по обузданию нелегальной табачной торговли. Из-за растущего европейского беспокойства относительно роста объемов сигарет «Джин Линг» они были одним из основных пунктов обсуждения на конференции. Российскому правительству могут поступить неудобные вопросы. Оно ратифицировало договор о контроле над табаком. «Договор предусматривает принятие мер против незаконной торговли, — подчеркивает профессор Мартин Роу из Королевского колледжа (Лондон). — Российское правительство должно действовать».
Но экстраординарный рост масштабов распространения «Джин Линга» также заставляет подумать о будущем табачной контрабанды. Всего несколько лет назад в ней лидировали транснациональные западные компании, искавшие, как бы заполучить долю рынка. Появление новых игроков показывает, как просто новые участники могут использовать старые каналы, приемы и стиль «больших табачников».
Материал является частью серии публикаций ICIJ о контрабанде табачных изделий. В подготовке статьи участвовали: Те-Пинг Чен (США), Марина Уокер Гевара (США), Гонг Джин (Китай), Алан Лаллеман (Бельгия), Пол Кристиан Раду (Румыния), Лео Систи (Италия), Эндрю Салливан (Босния-Герцеговина), Кейт Вилсон (США).
Справка «Новой»
О гендиректоре фабрики Владимире Казакове в российской прессе («Коммер-сантъ-Деньги» за 21.10.2006) сказано, что он купил фабрику в 1999 году у неудавшихся торговцев сигаретами, а до этого был эксклюзивным дистрибьютором марки «Петр I» компании RJR (впоследствии JTI). Отметим, что фабрики во Львове и Армавире, которые затем приобрела «Балтийская табачная фабрика», ранее принадлежали RJR.
В 2004 году «Балтийская табачная фабрика» имела опосредованную связь с другой транснациональной компанией — британской «Галлахер». Согласно базе данных SKRIN, в 2004 году владельцем «Балтийской табачной фабрики» было расположенное в Польше ООО «ПРТ» (адрес: Поддембице, Таргова, 7).
5 марта 2003 года «Галлахер» стал владельцем «Компании Титониова Меркури» (Company Tytoniowa Merkury) — приватизированной польской государственной сигаретной фабрики. Представитель JTI (которая теперь владеет «Галлахер») сообщил ICIJ, что «Балтийская табачная фабрика» и ПРТ «могли быть третьими подрядчиками до 2003 года» и так пересекались с «Галлахер».
Согласно базе данных «Дан энд Бредстрит» (Dun and Bradstreet Worldbase) PRT (ПРТ) продолжает числиться по адресу польского офиса «Галлахер» в Поддембице, по крайней мере по состоянию на август 2008 года.
По данным SKRIN, 16 сентября 2005 года 100-процентным владельцем «Балтийской табачной фабрики» числился уже российский гражданин. В настоящее время, по данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Владимир Казаков является единственным учредителем компании.
RJR, эксклюзивным дистрибьютором сигарет которой когда-то был Казаков, и «Галлахер», который делил офис с «ПРТ, к настоящему времени влились в JTI. В 2004 году «Балтийская табачная фабрика» вместе с JTI и «Филип Моррис» стали членами российской ассоциации «Совет по вопросам развития табачной промышленности».
О бренде
Сигареты «Джин Линг» в конце восьмидесятых были поставлены Китаем в СССР среди прочего товара по бартерному контракту в обмен на оборудование для электростанций. Торговля «Джин Лингом» постепенно умирала, пока не была возобновлена первыми владельцами «Балтийской табачной фабрики» в 1997 году. В России права на бренд были зарегистрированы на «Балтийскую табачную фабрику», и хотя Китай не давал на это разрешения, его и не требовалось, в те годы российское законодательство это позволяло. Производство «Джин Линга» в Китае прекратилось много лет назад.
Об авторах
Стефан Кандеа — один из основателей Румынского центра расследовательской журналистики, корреспондент «Репортеров без границ» в Румынии. Дункан Кэмпбел — британский журналист, 15 лет проработал в The New Statesmen. Влад Лавров — бизнес-редактор украинского еженедельного журнала «Корреспондент». Роман Шлейнов — редактор отдела расследований «Новой».
Международный консорциум журналистов-расследователей является проектом некоммерческого, неправительственного The Center for Public Integrity (Вашингтон, США). Центр создан для проведения журналистских расследований по важным для общества темам. Известен, в частности, тем, что разместил на своем сайте секретный американский законопроект 2003 года (USA Patriot Act II), который облегчил доступ спецслужб к личной информации граждан. Центр также расследовал обстоятельства получения крупнейших государственных подрядов в Ираке и Афганистане американской компанией «Хэллибертон» (Halliburton), которую ранее возглавлял вице-президент США."
27.10.2008
Стефан Кандеа, Дункан Кэмпбел, Влад Лавров, Роман Шлейнов Новая газета