"Все плохое, что я знаю о Соединенных Штатах, я узнал от американцев. От американских репортеров, американских писателей, американских кинематографистов. От американских политиков я, правда, ничего не узнал. Американские политики врут, как наши.
В России нет Оливера Стоуна. В России есть Ольга Жулина. Ее режиссерский дебют называется “Поцелуй не для прессы”. Романтическая история дзюдоиста и стюардессы. Мелодрама с элементами боевика типа “есть такая профессия — родиной управлять”. Посмотрел трейлер — много думал. Создатели фильма сто раз говорили, что фильм не про Путина, а даже если про Путина — судя по трейлеру, сладенькая картина, и тем не менее: “единственная премьера — 11 февраля, а с 14 февраля фильм будет продаваться только на DVD”.
А я бы посмотрел киношку про нашего президента. Безо всякого эзопово-жулинского языка. Хоть про Медведева, хоть про Путина, хоть про Ельцина. И не документальную, не после кончины, а художественную и прямо сейчас. Про Мефистофеля Березовского, про гордеца Ходорковского, про, даже не знаю, какие к ним приставить эпитеты, Сечина да Суркова, про злого и робкого Рамзана Кадырова, про бесхитростного и услужливого Николая Патрушева… Вообще про власть, полученную без борьбы, и про то, как ее удержать, если ты слеплен совсем из другого теста.
Нет такого кино и не предвидится. Наши кинематографисты — не всякие там элитарные Сокуровы да Велединские, а массовые типа Михалкова и Бондарчука — осваивают либо прошлое, либо будущее. И нет российского Френсиса Копполы, который снял бы апокалипсис про капитана Ульмана, нет Майка Николса, который рассказал бы о войне Чарли Уилсона в Южной Осетии. И уж тем более нет Оливера Стоуна, который бы сделал кино про “VVP”, а есть лишь одна сплошная Жулина с аллегорическими стюардессами для домашнего просмотра. Россия — родина великих сюжетов, но массовое кино у нас нынче — так себе.
Последние новости. В день премьеры картина Оливера Стоуна собрала 4 миллиона долларов. Очень неплохо для политического фильма, тем более предварительно обруганного критиками. И я вот думаю, а случись у нас свой Оливер Стоун, сколько бы он собрал? И собрал бы вообще хоть что-нибудь? Или был бы объявлен предателем Родины, опорочившим все святое? Сколько бы он заработал своим искусством в стране, где антивоенные и антипрезидентские митинги собирают в лучшем случае человек двести. Где лизоблюдство интеллигенции называется “конструктивной оппозицией”. Где самые удачливые всегда на стороне власти, а главным критерием успеха блокбастера является то, посмотрел ли его президент и что он об этом думает.
Все самое плохое о России я тоже узнавал от американцев. И если о себе американцы рассказывают правдиво, то о нас, как правило, лгут. И не столько в целях пропаганды, а потому, что в нашем дерьме они ни черта не смыслят. Надо самим учиться говорить о себе правду. О себе и о своих грешных правителях. Чтоб, рассказывая об ужасном Путине, Запад цитировал не Березовского, а Михалкова…
Зачем нам это все надо? Да незачем, в принципе. Просто есть такая закономерность: сильный — не врет."