Наступаешь на одни и те же грабли, а русские уже ни при чем
"И вы еще спрашиваете, почему на Украине завалилась «оранжевая» революция? Да тут что угодно завалится... [видео] Галина САПОЖНИКОВА, Фото автора и РЕЙТЕР. — 24.10.2008 Вернувшись на прошлой неделе из командировки в Киев, я написала текст, который устарел еще до публикации, о том, что сегодняшняя Украина удивительным образом напоминает Грузию, только год назад: президент, рейтинг которого стремится к нулю, нарушает Конституцию и бодается с оппозицией, осталось только вывести на улицы народ, пустить, как Саакашвили, газ и начать терять территории. И тут пустили газ... Причем с той стороны, с которой не ждали. В минувшую субботу украинские националисты решили пройти маршем по центру города, дабы восславить бойцов Украинской повстанческой армии. Милиция этому воспротивилась, и тогда участники марша... потравили милицию газом!
В общем, без ста грамм не разобраться... В Грузии - в той было как-то проще: вот президент, вот оппозиция, все кричат, что, с одной стороны, Россия их оккупировала, а с другой, наоборот, разлюбила и бросила. Но все это волшебным образом выстраивалось в стройное хоровое многоголосие и головной боли не вызывало.
На Украине же вместо хора - какофония: в одно ухо тебе поют «День Победы», в другое кричат: «Героям УПА - слава!» Рассказывать о тамошней политической ситуации можно только на радио, причем скороговоркой, потому что к концу второго абзаца выяснится, что первый уже неактуален...
Поэтому о нашей самой любимой и самой шебутной соседке лучше говорить языком букваря.
«Ющенко, не так!»
Итак, что мы сегодня доподлинно знаем об Украине? Что она - Украина и что она независима, в чем россияне уверены, пожалуй, даже больше, чем сами украинцы (иначе зачем они постоянно повторяют это, как мантры? - Г. С.). Что президентом страны является Виктор Ющенко, а премьер-министром - Юлия Тимошенко и что 14 декабря там (может быть) пройдут очередные, ставшие ежегодными, парламентские выборы. Которые абсолютно ничего не изменят. Об этом свидетельствуют телеопросы - как ситуацию ни поворачивай, а, по мнению народа, выходит, что следующим премьер-министром опять будет Юля... Что еще? Некоторая часть украинцев хочет в НАТО - рекламные плакаты развешаны в спальных районах Киева, но все же не так навязчиво, как в Грузии, не на каждом столбе. Больше всего в НАТО хочет сам президент Виктор Ющенко. Вернее, хотел - устроив собственными руками политический кризис в стране и разогнав Раду, дверь в НАТО для Украины он пока закрыл. Это еще не самое нелогичное, что он сделал. Понять, зачем он объявил новые выборы, если его рейтинг с 67 процентов в «оранжевом» 2004 году упал всего до 5 в 2008-м, невозможно вообще. На любом уровне - от продавца сала на Бессарабском рынке до таксиста на Крещатике - я записывала в блокнот сплошное ворчание, которое можно перевести фразой: «Ющенко, не так!»
- Послушайте, но не дурак же ваш президент, чтобы идти на заведомо проигрышные выборы, - обращалась я к самым разным людям - политологам, депутатам, журналистам.
И (вот вам доказательство того, что на Украине все же подлинная демократия! - Г. С.) каждый первый мне отвечал:
- Как это не дурак?
Есть два варианта: либо от украинского президента утаивают реальное положение дел и он не представляет, как к нему на Украине в действительности относятся, либо он, наоборот, знает нечто такое, чего не знаем мы, и по пунктам выполняет надиктованный в США план, недаром же дважды летал туда за одну неделю.
Президентская интрига
С просьбой разгадать коварство ющенковских помыслов я обратилась к шести украинским персонам: одному диссиденту, двум политикам и трем политологам. Вот что получилось. Директор центра социальных исследований «София» Андрей ЕРМОЛАЕВ:
- Президент оказался в критическом положении, весь его курс понес целый ряд крупных поражений, которые стали очевидны не только политклассу, но и избирателям. Это вопрос быстрой и радикальной смены игры, при которой он смог бы сохранить свой пост, потому что иначе его перспективы - копить на пенсионный фонд в качестве банкрота.
Олег ТЯГНИБОК, главный украинский националист и лидер партии «Свобода»:
- А у него другого выбора нет. Иначе в парламенте была бы начата процедура импичмента. Может, ему и дали бы досидеть до конца срока, но все полномочия урезали и сделали бы из него английскую королеву - так, что он смог только ходить на фуршеты и медали вручать.
Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии:
- У него Тимошенко - как кость в горле, ему надо от нее избавиться, потому что сегодня ее президентский рейтинг - 25 процентов, а его - 5. Для него важнее остаться на второй срок, чем получить приглашение в НАТО. Для себя он объясняет это так: я единственный, кто может спасти Украину. Он думает, что его выбрал Бог. Владимир МАЛИНКОВИЧ, диссидент:
- Он не диктатор. Он хуже. Он - пасечник в роли мессии.
Александр ГОЛУБ, главный редактор газеты «Коммунист»:
- Его поступки объясняются личными особенностями. Это человек, который крайне болезненно реагирует на негативную информацию о себе. Если люди хотят удержаться в его окружении, они должны ему льстить. Я уверен, что он до сих пор не знает своих реальных рейтингов.
Владимир КОРНИЛОВ, директор украинского филиала Института стран СНГ:
- Ющенко явно что-то планирует, чтобы проявить себя спасителем нации. Дабы поднять свой рейтинг, ему нужно предпринять нечто экстраординарное. Это может быть, например, провокацией против Черноморского флота. Местная милиция в Севастополе эти рекомендации выполнять, конечно, не будет, но можно ведь завезти туда милиционеров из Львова...
О самом вероятном сценарии никто из них не говорит, потому что он очевиден: Ющенко руками Януковича будет пытаться расправиться со своей главной конкуренткой Юлией Тимошенко.
Если резюмировать, ситуация выглядит так: король ценой интриг спасает собственную корону... Потомки-то его поймут, а предки простят, но вот что делать с современниками?
Кто первым встал - того и тапки
- Нам бы вашего Путина, мы бы за него проголосовали! - тоскливо позавидовал мне таксист, когда я добросовестно изложила ему то, что мне рассказали политологи.
Отдавать Украине Путина не хотелось.
- Зато у вас телевидение интересное, - утешила его я. - У нас, например, никто, как ваша Юля, не клянется в прямом эфире: «Я служу стране и буду служить!»
- Из них троих Юля - единственный мужик! - обиделся таксист. - А что касается телевизора... Вы завтра утром в окошко гляньте - и никакой телевизор будет не нужен.
«Завтра» было днем образования Украинской повстанческой армии. Майдан, на который выходили окна моей гостиницы, с раннего утра по-первомайски алел знаменами и звенел от дружного: «Не ваш Крещатик, палачи, бандеры и шухевичи!»
Это встали в свой ежегодный караул коммунисты и сторонники блока Натальи Витренко. Есть на Украине такая национальная игра: кто первым 14 октября на майдан Незалежности заехал - того в городе и власть. Так как националисты много лет безуспешно мечтают пройти маршем по Крещатику с флагами, под которыми УПА во время второй мировой расстреливала евреев и партизан, их политические противники заняли позиции еще с вечера.
- А что случится, если ваши «патриоты» однажды по нему все-таки пройдут? - спросила я коммуниста Александра Голуба.
Он удивился самому вопросу:
- Люди, которые воевали на стороне захватчиков, разбомбили Киев и уничтожили Крещатик, теперь победным маршем пройдут по улице, восстановленной их оппонентами? Это символ реванша тех сил, которые проиграли в 1945 году. Это будет иметь очень большие негативные последствия для исторической перспективы. Здесь важна символика: в любой другой день многие из этих людей по Крещатику свободно ходят. Но промаршировать со своими знаменами в день рождения УПА будет означать кое-что другое.
И было так: сначала майдан разглядывал красные флаги. Потом - желто-голубые. Потом наблюдал музыкальный бой и слушал канонаду из стократно повторенного «И вновь продолжается бой!» и шрапнель из украинских песен про москалей. Между двумя группами явно не любящих друг друга людей толпились милиционеры с уставшими лицами, потому что этот бесплатный политический цирк их граждане устраивают им несколько раз в году. А потом красным был отдан приказ пост сдать - и они ушли, а желто-голубые построили сцену с портретом главного героя УПА Романа Шухевича, которого украинский президент в прошлом году официально объявил национальным героем. И весь оставшийся вечер ведущий молодежного концерта иронизировал над «ворогами», которые «скрежещут зубами от злости, потому что распался их Советский Союз», и толпа обидно гоготала, а киевляне, идущие с работы, от этого смеха болезненно ежились - как, может быть, утром вздрагивали от советских песен другие - те, чьи деды после войны отправились в Сибирь... И вот когда ты видишь ЭТОТ реальный всеукраинский раскол, все остальные политические кризисы кажутся кукольными. Потому что никакие новые выборы не решат главной украинской проблемы: КАК объединить два совершенно разных народа с разной памятью и разными ценностями, каждый из которых называется украинским? «У нас тут все - шпионы»
Независимость - это когда двадцатый раз наступаешь на одни и те же грабли, а русские уже ни при чем...
Точно подмечено! Судя по тому, что этот анекдот я обнаружила сразу в нескольких украинских газетах, люди понимают, над чем смеются. С точки зрения этого анекдота Украина независима не до конца, потому что русские здесь до сих пор «при чем». В марше ли сторонников УПА, досрочных ли парламентских выборах или их отмене - везде находится кремлевский заговор. «У нас тут все - кремлевские шпионы», - равнодушно махнул рукой главный украинский националист Олег Тягнибок, когда я, подловив его на прекрасном знании «великого и могучего», посоветовала ему пойти работать на Лубянку.
- Все, что связано с коммунистами, связано у нас с Москвой, - объяснил он. - В Западной Украине практически у каждого в повстанческой армии были родственники. Мой дедушка, например, был врачом в УПА. Его убили в мае 1945 года войска НКВД. Другого моего деда - он был священником - отправили в ссылку в Сибирь, а с ним и мою матушку, которой было всего пять лет.
- Про то, какими замечательными коммунистами были сами украинцы, пожалуйста, не забудьте, - ласково напомнила ему я.
- Не забудем, - пугающе серьезно пообещал он. И подытожил: - Это трагедия, если нация располагается между империями, которые начинают ее делить.
«Мы не будем бояться умирать... чтобы в будущем выросла на нашей земле новая генерация, которая завершит то, что нам было не суждено» - эти слова командир УПА Роман Шухевич написал в июле 1944-го. Он, вероятно, и предположить не мог, что генераций вырастет не одна, а две. И теперь они, понимая его слова по-своему, выстраиваются друг напротив друга с флагами наперевес, как с копьями.
Кому-кому, а русским это противостояние знакомо лучше других. Но представить себе, что за право пройтись по Красной площади будут насмерть биться правнуки белых офицеров и красных командиров, почти невозможно. После окончания второй мировой лет прошло тоже достаточно. То есть дело не во времени, которое должно было залечить раны. Тогда в чем?
Боливар не выдержит троих
- Украина как нация не сложилась. Государство объявили, а нации нет, - объяснил мне диссидент советских еще времен Владимир Малинкович.
Эмигрировав из СССР в Германию в 1980-м, Малинкович в 1992-м вернулся строить новую Украину. А теперь, разочаровавшись, опять уезжает. Надо думать, уже насовсем.
- Конфликт идет между двумя частями страны, которые условно можно называть польской Украиной и русской. Посмотрите на эту карту - это вовсе не схема того, кто в 2004-м голосовал за «оранжевых». Это карта Украины середины XVII века, которую нарисовал французский инженер Боплан! И в Руане в 1651 году, во времена Богдана Хмельницкого, она была опубликована. И эта старая карта совпадает с тем, как голосовали за Януковича и Ющенко, с точностью до 50 километров! Эта часть Украины, которая была то под Польшей, то под Австро-Венгрией, с остальными украинцами объединилась только в 1939 году, вместе с танками и колхозами. Они являются провинцией Запада исторически, с XII века. А другая часть страны, наоборот, осваивалась под российским скипетром. В восточной части было общинное землепользование, а в западной - подворный налог. Эта граница проявляется абсолютно во всем, поэтому и лидеры у них разные: для одной половины авторитет Янукович - хулиганистый парень из маленького рабочего городка, как в фильме «Весна на Заречн ой улице». А для другой - Ющенко, пасечник с типично куркульской идеологией, что типично для крестьянской Украины. Вот вам психология нашего противостояния.
- А девушке Юлии вы какую роль отводите?
- Девушкин типаж надо искать в фильмах 90-х. У нее, кстати, никаких националистических замашек нет. Ющенко до последней капли крови будет стоять за украинский национализм, а эта дама будет играть по ситуации. Украине следует поменять Конституцию и стать парламентской республикой. Тимошенко готова сделать это хоть сейчас, но они с Януковичем никак не могут договориться, кто из них будет главный...
Теория борща и сала
А главным станет тот, кто предложит украинцам общую идеологию - пусть это будет хоть рецепт варки борща или копчения сала - и создаст некую наднациональную конструкцию, которая сделает украинцев равными в исторической правде. Пока же этого не сделано, Украина обречена быть государством трех не особенно любящих друг друга народов, два из которых будут украинскими, а третий - милицейским, в задачу которого будет входить растаскивание первых двух по разным сторонам улицы в дни знаковых праздников. В США над этим уже задумались, сочинив на прошлой неделе «объединительную» всеукраинскую страшилку в газете «Вашингтон пост»: «Следующая война в Европе - между Россией и Украиной?»
- Неужели они думают, что мы на Москву пойдем? - хохотали, услышав это, самые «щирые» украинцы от 40 лет и выше. А вот дети их, наученные сказкам о «маленьком и злобном угро-финском народце» (речь о русских, если вы не в курсе. Согласно новейшим украинским изысканиям мы больше не братья-славяне. - Г. С.), страшилке, похоже, верили. Потому что русских сказок им больше никто не рассказывает...
ЧТО ДЕЛАТЬ РОССИИ С УКРАИНСКИМИ КРИЗИСАМИ?
Дать украинскому вину добродить. От оранжевого цвета наши соседи явно подустали, но еще не настолько, чтобы разглядеть в дыму другую дверь.
Не путать отношение к Ющенко с отношением к народу. Многие украинцы жаловались мне на то, что россияне свою нелюбовь к «оранжевому» режиму перенесли на личности - в то время как на Украине 80 процентов людей по-прежнему считают Россию родной. Это надо ценить.
Пытаться стать богатой и сильной страной, дружить с которой будет престижно.
Удивительно, но факт: жесткая российская позиция в грузино-югоосетинском конфликте только прибавила нам поклонников.
Лично слышала, как участники украинских телепередач призывали равняться на «Россию и США, способных послать армию для спасения одного-единственного солдата».
Не бояться увязывать экономические требования с политическими. Этот язык на постсоветском пространстве понимают пока лучше всего.
Продолжать культурную экспансию: что бы ни делали политики, а песни Шевчука, Макаревича и Розенбаума на Крещатике слышны чаще песен «Воплей Видоплясова».
И помнить о том, что лучшего времени для того, чтобы скупить всю украинскую промышленность на корню, чем время бесконечных кризисов, выдумать сложно. Лично мне показалось, что украинцы от нас только этого и ждут..."