Нефтяным компаниям навязывают непрофильный бизнес – топливные хозяйства аэропортов. Профессионалов ТЗК убирают с рынка
"20 октября президент Дмитрий Медведев заявил, что Генпрокуратура и Федеральная антимонопольная служба «эффективно борются» со сверхвысокими ценами на российский авиакеросин. Во время вчерашней встречи с генпрокурором Юрием Чайкой было, в частности, решено, что авиакомпании должны заключать долгосрочные договоры напрямую с поставщиками керосина, минуя посредников - аэропортовые топливно-заправочные комплексы (ТЗК). Для Генпрокуратуры – это самое простое решение по поиску и «обезвреживанию» виновников авиационного кризиса. Ведь с таким же успехом можно обвинить в «посредничестве» не только топливозаправщиков, но и другие службы, обеспечивающие бесперебойную работу аэропортов – диспетчеров, грузчиков, кассиров…
На деле похвалу президента Медведева стоит отнести не к Генпрокуратуре, а к Федеральной антимонопольной службе. Именно в ФАС сумели разобраться в истинных причинах летне-осеннего кризиса авиаперевозок. Для всех специалистов очевидно, что рост цен на топливо лишь в последнюю очередь зависел от ТЗК. На 90% повышение цены на керосин диктовали нефтяные компании. Поэтому 16 октября ФАС абсолютно справедливо предложила семи крупнейшим нефтяным компаниям – "ЛУКОЙЛу", "Газпром нефти", "Роснефти", "ТНК-BP", "Сургутнефтегазу", "Татнефти" и "Альянсу" – снизить оптовые и розничные цены на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями.
Математика такого решения проста и для нефтяных монополистов не является секретом. Сегодня баррель нефти стоит 70 долларов. Такая же цена на нефть была ровно год назад. Только тогда тонна керосина стоила 15 тысяч рублей, а «лукойлы» с «альянсами»до последненго времени продавали ее за 25 тысяч рублей. Интересно, как у них в голове формируется такая «справедливая» цена? В соответствии с жадностью и аппетитами?
Сейчас после мягких намеков президента и требования антимонопольной службы гиганты нефтедобычи и переработки неохотно объявили о снижении цен. «Лукойл» расщедрился на снижение цены на 9%. «Газпромнефть» упала на 12% и теперь ее керосин будет стоить на 6 тысяч дешевле - 21 500 рублей. Щедро?
На самом деле это хитрая уловка нефтяников. Специалисты ФАС подсчитали, что «справедливой ценой на авиатопливо является европейская цена за вычетом экспортной пошлины и транспортных издержек», то есть все те же прошлогодние 15 тысяч рублей за тонну. В Европе, кстати, авиатопливо сейчас стоит $730-750 за тонну или 19 140-19 480 рублей. Но не стоит забывать, что они импортируют нефть, а мы ее в России – добываем. Нюанс существенный.
Лучше бы генпрокурор три дня спал
Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка после встречи с президентом похвастался, то «три дня без выходных» разбирался в проблемах топливного кризиса. В итоге, генпрокурор, видимо, не доразобрался в ситуации. Вопреки выводам ФАС он смешал всех участников рынка в одну большую кучу – нефтяников-производителей с топливозаправщиками-поставщиками. Об этом свидетельствует следующая фраза Чайки:«Одной из основных причин подорожания авиатоплива является злоупотребление должностными лицами, компаниями-производителями доминирующим положением, прежде всего это навязывание невыгодных условий авиакомпаниям. Заключая договор с поставщиками топлива только на месяц, авиакомпания продает билеты за два-три месяца... Кроме того, поставщики топлива требуют стопроцентную предоплату за топливо. Резкое повышение цен на авиакеросин - одна из причин задержек авиарейсов. Нарушение прав граждан прежде всего связано с этим».
Так что теперь Генеральная прокуратура вместо того, чтобы помочь ФАС в операции «приведение в чувство нефтяных монополистов», собирается показывать свою мощь на бесправных ТЗК аэропортов. Найдя один сомнительный топливо-заправочный комплекс ( о котором генпрокурор поучительно сказал: «в одном из аэропортов на протяжении нескольких лет топливо поступало непосредственно от завода-производителя, сидела фирма-посредник, которая заработала несколько десятков миллиардов рублей за этот период, деньги перечислялись на подставные фирмы»), транспортные прокуратуры теперь начнут использовать этот случай как прецедент для расправы с остальными ТЗК по всей стране. Дело, как известн, не хитрое. Ведь известно, как транспортные прокуратуры пытались погасить августовский топливный кризис – они возбуждали или грозились возбудить уголовные дела против ТЗК за то, что те отказывались заправлять авиакомпании бесплатно. ТЗК это делали согласно законодательству РФ. А прокуратуры? Из желания отчитаться перед губернатором и Москвой. Кстати два дела прокуроры все-таки возбудили – в Красноярске и в Домодедово. Есть чем гордиться генпрокурору?
Полумеры
Кстати, и в крупных российских авиакомпаниях не верят, что принимаемые чиновниками меры кардинально понизят цены на топливо. Невозможно заключать прямые долгосрочные договоры с нефтяными компаниями. В таком случае, по сути, получается, что нужно договориться абсолютно со всеми российскими нефтяными компаниями, так как самолеты летают в самые разные регионы, где работают разные нефтеперерабатывающие заводы. А ведь ТЗК для многих нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих предприятий - это непрофильный бизнес. Не получится ли так, что в результате подобных скоропалительных решений с рынка уйдут профессионалы, компании ТЗК, которые не только занимаются хранением и заправкой, но и отвечают за качество топлива, за безопасность аэропортовых хозяйств, а в итоге – за безопасность полетов.
И хочется напомнить одну важную деталь. В правительстве как нечто оригинальное сейчас предлагают авиакомпаниям заключать долгосрочные договора с нефтяными компаниями и ТЗК для того, чтобы с помощью подобного «фьючерса» замораживать цены на керосин. Но в этом нет ничего нового. ТЗК аэропортов уже много лет предлагают авиакомпаниям заключать с ними договора хранения топлива. Причем авиакомпаниям предлагалось закупать топливо самим, непосредственно у производителей. Самые дальновидные так и делали, а вот, например, руководители типа братьев Абрамовичей, завалившие альянс «ЭйрЮнион» в финансовый штопор, такую возможность игнорировали. Свободную наличность они пускали на покупку других бизнесов. Вот с кем бы по-настоящему стоило разобраться Генпрокуратуре."
21.10.2008
Сергей Мельник, корр. Агентства федеральных расследований FLB.ru FLB