Поставки топлива авиакомпаниям могут стать госмонопольными. Станислав Август, эксперт ИК «Финам»: «Если речь пойдет о передаче прав на реализацию авиакеросина «Транснефтепродукту», то можно говорить, что государство сменит монополизм местных ТЗК монополией госкомпании»
"С августа прошлого года авиакеросин подорожал на 89%.
Вице-премьер Игорь Сечин предложил президенту Дмитрию Медведеву запретить частным ТЗК продавать авиакеросин, передав это право государственному "Транснефтепродукту". Власти считают, что только таким радикальным способом можно стабилизировать положение дел на рынке авиаперевозок. В этом им поможет Генпрокуратура.
Российские внутренние проблемы с поставками авиатоплива могут привести к серьезному переделу этого рынка. В пятницу вице-премьер Игорь Сечин предложил президенту Дмитрию Медведеву принять ряд мер для стабилизации положения с авиаперевозками, которые срываются из-за невозможности некоторых авиакомпаний рассчитаться за топливо.
Сечин считает, что «перевод топливозаправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах не на продажу топлива, а на услуги по хранению с определенной комиссией может улучшить положение дел». «ТЗК в российских аэропортах должны не продавать авиакеросин, влияя тем самым на ценовую конъюнктуру, а оказывать услуги по его хранению», – заявил вице-премьер. Далее вице-премьер сделал предложение, которое можно считать сенсационным. Продажу авиатоплива Сечин предлагает отдать альтернативным ТЗК.
«Пока такая возможность есть на базе «Транснефтепродукта», – уточнил вице-премьер. Напомним, что «Транснефтепродукт» является государственной монополией, занимающейся транспортировкой нефтепродуктов через магистральные трубопроводы. По предложению Сечина, создание альтернативных ТЗК станет одним из пунктов программы поддержки рынка авиаперевозок.
Сейчас одной из наиболее существенных проблем авиакомпаний является нехватка средств на поддержку оперативной деятельности. В связи с отсутствием гарантий по кредитным обязательствам поставщики услуг отказываются работать с авиакомпаниями без 100-процентной предоплаты.
Это подчеркнул в пятницу и вице-премьер Сергей Иванов, выступая на форуме крупного бизнеса: «Сейчас без стопроцентной предоплаты топливо не дают даже крупным компаниям». В то же время банки из-за финансового кризиса ужесточают условия кредитования.
По мнению специалистов, дополнительные расходы приведут к новой череде задержек и отмене рейсов в самое ближайшее время.
Власти уже несколько месяцев не могут решить проблему с авиаперевозками, хотя уже неоднократно делали заявления, что задержек рейсов больше не будет. Судя по всему, на самом высоком уровне решено покончить с проблемой радикально.
Как стало известно «Газете.Ru», власти недавно предпринимали попытки заставить топливозаправочные компании предоставлять перевозчикам авиакеросин в долг, несмотря на их возражения и последующие убытки. Как рассказал «Газете.Ru» один из участников рынка, за отказ поставщикам топлива угрожали судебными разбирательствами. Судя по всему, угрозы не подействовали, и с 17 октября Генпрокуратура официально начала проверять процесс ценообразования производителей и поставщиков авиатоплива.
«В связи с имеющейся информацией об искусственном завышении цен на авиатопливо прокурорам субъектов РФ и транспортным прокурорам с привлечением специалистов территориальных управлений ФАС России поручено организовать проверки исполнения антимонопольного законодательства топливозаправщиками, поставщиками и производителями авиатоплива», – цитирует «Интерфакс» официального представителя Генпрокуратуры Марину Гридневу.
По мнению участников рынка, все это может привести к тому, что рынок авиатоплива в России будет монополизирован государством.
«Если речь пойдет о передаче прав на реализацию авиакеросина «Транснефтепродукту», то можно говорить, что государство сменит монополизм местных ТЗК монополией госкомпании», – считает эксперт ИК «Финам» Станислав Август.
Однако, по прогнозам аналитика, не исключен и другой сценарий развития событий. «Думаю, возможен вариант, когда за действующими ТЗК сохранят определенную квоту, а оставшуюся часть будут заправлять с помощью «Транснефтепродукта». Это создаст конкуренцию на рынке», – считает Август. «ТЗК аффилированы либо с аэропортами, либо с нефтяными компаниями, и в любом случае они действуют нерыночными методами в установке цены», – говорит эксперт.
По подсчетам эксперта, с августа прошлого года авиакеросин подорожал на 89%.
Поэтому быстро снизить цену не получится. К тому же создание альтернативной системы ТЗК потребует огромных вложений и времени, оценить которые эксперты не берутся.
Цены снижаются только в Москве
Cредняя торговая наценка на авиакеросин равна примерно 40%, а средняя цена по стране за авиакеросин составляет 28 130 рублей. «Снижение цены на авиатопливо наблюдается лишь в Московском авиаузле, на аэропорты которого приходится 70% всего пассажиропотока страны. В регионах цены на керосин не изменились. Так, если в США наблюдалось падение с 918 дол/тон до 835,37 дол/тон (9,1%) с 1 августа по 30 сентября 2008, то у нас удешевление практически не наблюдалось», – указывает эксперт ИК «Финам» Станислав Август.
«Газпромнефть» перестроилась
«Газпромнефть» снизила оптовые цены на авиакеросин на 12% за тонну. В сообщении компании отмечается, что это приведет к снижению цен в аэропортах. Совокупно отпускные цены на авиакеросин с нефтеперерабатывающих заводов компании снизились с августа 2008 года в среднем на 30%. Это стало реакцией на обращение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в четверг к крупнейшим нефтяным компаниям с предложением снизить оптовые и розничные цены на нефтепродукты."