На всякий случай уточняю Борис Абрамович – это не имя с отчеством. Это имя-фамилия. То есть это не Борис Абрамович Березовский, а его полутезка – Борис Михайлович Абрамович. И более того Роман Абрамович ни по какой линии не является родственником Борису Абрамовичу. В общем, различить всех троих легко. Борис Абрамович (Березовский) скрывается в Лондоне. (Роман) Абрамович в Лондоне только футбол смотрит, а так числится депутатом Чукотского парламента и пока прячется только от Березовского. А Борис (Михайлович) Абрамович сейчас пока еще не живет ни в Лондоне, ни в Тель-Авиве, но уже скрывается в подполье то ли от разъяренных авиапассажиров, то ли от следователей и кредиторов.
И вот этот последний Абрамович, именем которого весь август матери пугали детей в аэропортах, недавно на секундочку вылез из глубоко законспирированного подполья и дал телефонное интервью газете «Ведомости», в котором попытался оправдаться почему из-за его авиакомпаний пассажиры сутками морочились в аэропортах и каким образом он задолжал всем своим партнерам по кругу более 1 млрд. долларов. Оправдание получилось слезным. «Я до сих пор сильно переживаю по поводу того, что не смогли должным образом выполнить свои обязательства перед пассажирами. … Но я и сейчас много чем на самом деле занимаюсь. Решаю вопросы, касающиеся персонала, долгов… Мне важно сейчас максимально сгладить последствия произошедшего. Чтобы не осталось людей, выброшенных на улицу. Чтобы с кредиторами удалось рассчитаться».
Наверное, пассажиры и кредиторы, прочитав это покаяние, тоже прослезились.
И видимо, думает Борис Михайлович о народе покаянно давно, уже года два, с тех самых пор, когда в 2006 году подконтрольные ему авиакомпании перестали платить по своим обязательствам.
Кто виноват в фактическом банкротстве авиальянса «ЭйрЮнион»?
По версии Абрамовича – жадные банкиры, рост цен на авиатопливо и завистливые конкуренты (вроде «Аэрофлота») Не дали злопыхатели построить ему за чужие деньги на базе полугосударственных авиакомпаний нового гипер-авиаперевозчика. А ведь как все хорошо начиналось. В чистых и работящих руках Бориса Михайловича Абрамовича оказались 40% красноярского аэропорта «Емельяново», 40% акций авиакомпании «Красэйр», 100% авиакомпании «Сибавиатранс», 40% авиакомпании «Самары», 48,6% «Домодедовских авиалиний», 70% «Омскавиа».
И пока самолеты летали, жгли керосин, Борис Михайлович, по долгам не расплачиваясь, каким-то чудом прикупил крупный пакет авиакомпании «Sky Express» и 49% акций венгерского перевозчика «Malev» за 170 млн. долларов. Откула такие деньги? В телефонном интервью он все искренне рассказывает: «Я взял деньги на другие активы не в «Красэйр», ДАЛ или «Самаре». Я не из тех людей, которые перекладывают средства из одного бизнеса в другой. Все компании, где я участвую, самофинансируемые… Все, что требовалось с моей стороны, я взял из личных средств. Я 20 лет в бизнесе и, поверьте мне, мог получить какие-то собственные активы, кредиты, для того чтобы вкладывать их в новый бизнес»
Как известно все «самофинансируемые авиакомпании» Абрамовича в итоге по факту разорились и лишены лицензий. Зато Борис Михайлович, видимо, удачно перепродал кому-то свой массив акций «Sky Express» и греет себе самолюбие и банковский счет венгерской компанией «Malev». А специально для подозрительных следователей и въедливых кредиторов он с негодованием отметает в телефонном интервью все намеки о выводе активов: «Мы из тех сумасшедших владельцев, которые активы не выводили. Как говорил классик: мелочь по карманам не тырим. Для нас всегда была важна общая капитализация тех активов, в которых мы участвуем. И ни одного актива никогда из компаний не выводилось!»
Конечно же Борису Абрамовичу, давшему телефонное интервью из подполья, все поверили так же, как верят каждому слову другого, лондонского Бориса Абрамовича. Искренность – это их обоюдная черта. Только вокруг Березовского люди мрут как мухи (Литвиненко, Патаркацишвили), а вокруг Абрамовича – авиакампании.
На всякий случай, хочется напомнить Борису Михайловичу Абрамовичу, что на самом деле о нем думают люди, которым не посчастливилось иметь с ним дело:
Евгений Романюк, бывший гендиректор авиакомпании «Омскавиа» с 1994-го по 2004 год:
«Меня поразило, что во всей информационной шумихе, устроенной вокруг AirUnion , практически ни разу не упоминались братья Абрамовичи. Нужно найти ее хозяев и спросить: сколько, кому и почему должны, куда делись деньги от авиаперевозок и где самолеты? Мне непонятно, почему областная власть с полным безразличием наблюдает за крахом местной авиакомпании и не пытается ее спасти»
Из обращения трудового коллектива ОАО "Авиакомпания "Самара" к президенту РФ Д.А. Медведеву:
«Отдельные ответственные государственные лица, поставленные контролировать ход работ в Альянсе, не смогли, а скорее не захотели увидеть не прикрытые махинации (воровство) братьев Абрамовичей»
Альянс ''ЭйрЮнион'' создавался с целью укрупнения компании, увеличения объема перевозок, расширения маршрутной сети, обновления парка воздушных судов и другой авиатехники. Однако для авиакомпании ''Самара'' это вылилось в неэффективную работу руководства и топ-менеджеров компании, в сокращение высококвалифицированных кадров, в уменьшение парка воздушных судов (их продажа и сдача в аренду в другие авиакомпании), в уменьшение маршрутной сети на внутренних международных линиях, хотя на авиационном рынке Самарской области успешно работают авиакомпании из других регионов России. Задержки оплаты труда и оплаты за авиатопливо и другие услуги стали нормой. … Возглавлявшие Альянс ''ЭйрЮнион'' братья Абрамовичи бросили своих работников,прихватив их заработную плату. »
(Прим. FLB – забыли уточнить. У Бориса Абрамовича есть брат близнец – Александр. Он тоже серийный поглотитель авиакомпаний)
Из обращения трудового коллектива ОАО «Авиакомпания «Домодедовские Авиалинии»:
«Окончательную точку в «спланированном развале» авиакомпании поставили пришедшие в 2004 году к управлению авиакомпанией частные акционеры братья Абрамовичи (руководители ОАО Авиакомпания «Красноярские авиалинии») и ООО «ЭйрЮнион», самовольно провозгласившее себя управляющей компанией. (Указом Президента России В.В. Путина от 02.05.2007 года предусматривалось создание ОАО 'ЭйрЮнион' которое к настоящему времени не сформировано, не зарегистрировано и не утверждёно).
Начиная с 2004 года денежные потоки авиакомпании аккумулировались в Красноярске «КrasAir» и в Москве ООО «ЭйрЮнион». Авиакомпании выделялась мизерная часть, которой порой не хватало для своевременной выплаты заработной платы трудовому коллективу (для информации, трудовому коллективу авиакомпании не выплачена заработная плата начиная с июля 2008 года по настоящее время), не говоря уже о погашении текущей и просроченной задолженности перед кредиторами, а братья Абрамовичи в это время приобрели венгерскую авиакомпанию «MALEV» и недвижимость за границей.
Все активы авиакомпании на бумагах перешли в собственность «сомнительных» организаций. …Просим поручить правоохранительным органам, провести расследование деятельности господ Абрамовичей и топ менеджеров ООО «ЭйрЮнион», приведшей к фактическому уничтожению авиакомпании «Домодедовские авиалинии»
Олег Смирнов, президент фонда «Партнер гражданской авиации»:
«Куда же делись средства, заработанные авиакомпаниями альянса: «Это огромные деньги. Они за полгода перевезли 1,3 млн пассажиров. Помножьте в среднем на 30 тыс. рублей за билет. Получается 39 млрд рублей». Одновременно, в «Домодедовских авиалиниях» и в «КрасЭйр» были выведены все государственные активы, а именно четыре Ил-96, полтора десятка Ил-62, несколько Ту-154, остались только лизинговые зарубежные самолеты»
Евгений Островский, гендиректор ООО «Торговый дом «Топливное обеспечение аэропортов»:
«Единственным основанием для того, чтобы пять нормальных, в общем, действующих авиакомпаний вот так посыпались, как это произошло в августе этого года, может быть только вывод активов, вывод денег из оборота в течение двух лет. Я другого объяснения найти не могу.
А для чего эти деньги выводились, ну, версий может быть много. И я думаю, что они сразу на ум приходят. И Указ надо подписать. А потом, когда вдруг видно, что под влиянием Указа кредиторы терпят и заправляют, почему бы не начать изымать в свою сторону.
«Malev» в 2007 году увеличил уставный капитал. Причем я еще раз хочу повторить, что все это происходило при серьезной поддержке государства, при явно выраженной поддержке государства. «Malev» в 2007 году увеличил уставный капитал на 90 миллионов евро. И на сайте «Malev» так и написано, что это заслуга вновь пришедшего инвестора. «Sky Express» прекрасно развивался ровно до весны вот этого года: наращивал объемы перевозок, увеличивал количество воздушных судов. И тот долг в миллиард рублей перед аэропортом «Внуково», который у них вдруг возник, он возник за три последних месяца.
А сейчас благая цель преодолеть результаты финансовых авантюр братьев Абрамовичей, на которые еще недавно государственные чиновники смотрели крайне благосклонно, достигается путем ограбления смежников и ломки судеб работников авиакомпаний бывшего Альянса»
Из депутатского запроса заместителя председателя Комитета Государственной Думы по транспорту С.А.Гаврилова:
«Действия частных владельцев «КрасЭйр» Б.и А.Абрамовичей и топ- менеджеров авиакомпаний альянса «Эйр Юнион» привели (как сообщает издание «Ведомости» от 1.09.08г.) к сокрытию крупной суммы налоговых отчислений – порядка 1,5 млрд.руб. - с использованием многоходовых лизинговых схем, в т.ч. через фирмы-однодневки, зарегистрированные в том числе по поддельным документам. Подтверждение данного факта будет означать, что государству нанесен ущерб в особо крупных размерах, что в свою очередь требует привлечения организаторов данных схем к уголовной ответственности. Одновременно целесообразно выяснить, куда выводились столь крупные финансовые средства, на чьи счета и в какие страны, и почему они не были использованы для расчетов с кредиторами.
Также можно предполагать, что имеет место вывод денежных средств из «Крас Эйр» и прочих авиакомпаний альянса «Эйр Юнион», сокрытие доходов, имущества и информации о его нахождении.
Деятельность руководителей «КрасЭйр» (Б. и А.Абрамовичей) в 2006 – 2008 гг. по принятию заведомо неисполнимых обязательств, увеличению кредиторской задолженности, организации системы реализации услуг и взаиморасчетов затрудняющей принудительное исполнение судебных решений, которая привела к несостоятельности авиакомпании и массовым нарушениям прав граждан-потребителей, кредиторов и государства, подпадают под статью 201 УК РФ.
В связи со сложившейся ситуацией в ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии», более 50% акций которого принадлежат Российской Федерации, представляется необходимым проведение проверки деятельности руководства ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» с оценкой их соответствия действующему законодательству и наличия признаков, предусмотренных статьями 177, 195, 196, 201 и 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также применение установленных законом мер прокурорского воздействия к должностным лицам, включая причастных государственных служащих.»
Со времени этого депутатского запроса прошел месяц. По существу депутату до сих пор так и не ответили. Как, насколько нам известно, толком не ответили и на письма трудовых коллективов разоренных авиакомпаний. Ограничились отписками. Как и нет ясности – что получит в итоге Борис Абрамович за все свои финансовые художества? Судя по вялой реакции властей – почетный проездной билет от новообразованной компании «Авиалинии России» ему гарантирован. А может быть и крупный пакет акций впридачу?"
14.10.2008
Сергей Соколов, Агентство федеральных расследований FLB.ru FLB