Russia Growth Fund широкой общественности известен только благодаря одному из своих учредителей – экс-чемпиону мира по шахматам Гарри Каспарову
"Сила притяжения магниевого завода
5 мая на Соликамском магниевом заводе (Пермская область) состоится внеочередное собрание акционеров. Судя по всему, контроль над крупнейшим российским производством магния окончательно перейдет к группе Марка Лиснянски – управляющего пакетами акций Russia Growth Fund (30% от уставного капитала СМЗ) и украинской компании «Созидание» (20%). Таким образом, закончился акционерный конфликт, в котором группе Лиснянски противостояли топ-менеджмент магниевого завода и швейцарская Minmet Financing Company (28,88%).
Напомним, что в начале апреля гендиректор СМЗ Павел Детков в знак протеста против экономической стратегии, навязываемой заводу группой Лиснянски, сложил с себя полномочия, а совет директоров утвердил его отставку. И.о. гендиректора был назначен представитель «Созидания» Вадим Швец. Однако можно предположить, что «конфигурация власти» на заводе изменится еще раз. Потому что в игру могут вступить еще два сильных участника: известный израильский предприниматель – алмазный король Лев Леваев (5%), а также монопольный поставщик сырья на СМЗ – компания «Сильвинит» (16%).
Что представляют собой акционеры СМЗ?
Вот что известно об участниках группы Лиснянски. Russia Growth Fund широкой общественности известен только благодаря одному из своих учредителей – экс-чемпиону мира по шахматам Гарри Каспарову. По данным прессы, фонд помимо СМЗ владеет еще и деревообрабатывающим предприятием «Сосна» в Ленинградской области.
О «Созидании» пермские журналисты писали, что эта компания специализируется на металлургии и энергетическом машиностроении. «Созидание» контролирует Сумское НПО им. Фрунзе, Запорожский ферросплавный завод и «Днепроспецсталь».
В Пермской области обе компании в свое время владели пакетами акций заводов – производителей калийных удобрений: 5% «Уралкалия», 18% уставного капитала «Сильвинита» (это предприятие одновременно производит и удобрения, и сырье для магниевых сплавов). Теперь через Соликамский магниевый завод группа Лиснянски контролирует 10% акций титаново-магниевого комбината «Ависма». Входящая в группу Деткова швейцарская Minmet Financing, несмотря на союз с отставным гендиректором, вовсе не является его аффилированной трейдинговой компанией. Minmet Financing владеет в Швейцарии заводом по производству магниевых порошков, а также контролирует 50% акций турецкой магниевой компании Almamet.
Несколько лет назад у Соликамского завода был еще один «профильный» акционер – американская Metallurg, специализирующаяся на редкоземельных металлах. Но в прошлом году американцы продали свои 14% акций украинскому «Созиданию». По некоторым данным, Metallurg продал акции СМЗ себе в убыток – всего за $3 млн. По всей видимости, уйти из российского магниевого бизнеса компании пришлось из-за крутого пике, которое совершили цены на магний. После того как были изобретены инженерные технологии, позволяющие использовать больше магния при изготовлении сплавов и литье готовых изделий для автомобильной и авиакосмической промышленности, цены на металл резко выросли, а затем не менее резко упали.
По словам Павла Деткова, прошлый год был самым неблагоприятным по ценовой конъюнктуре за последние 10 лет. Сменившие американцев представители RGF и «Созидания» собрали контрольный пакет акций предприятия и получили большинство в совете директоров. А затем начали через совет директоров контролировать деятельность Деткова.
В интервью газете «Компаньон» Детков сказал, что группа Лиснянски рекомендовала ему заключать контракты с фирмами, которых он не знает и которым не доверяет. По мнению Деткова, неизвестные фирмы на таком узком рынке, как производство магния (во всем мире производится всего 380 тыс. тонн магния в год), – явление очень подозрительное. Кроме того, Лиснянски настаивал на том, чтобы контракты по продаже магния заключались не на долгосрочной основе с постоянными потребителями, а на спотовом рынке электронной биржи Magnesium.com. Договор нужно было заключать сроком на три года. А местная пресса писала, что одним из учредителей этой Интернет-биржи является сам Лиснянски.
Когда в ноябре прошлого года Детков отказался подписывать договор с электронной биржей, между ним и группой Лиснянски начались судебные разбирательства. В итоге менеджерам СМЗ удалось ознакомиться с учредительными документами Magnesium.com. Оказалось, что юридический адрес биржи зарегистрирован по месту проживания Беллы Лиснянски.
Кстати, когда корреспондент «Ко» попытался посетить в Интернете электронный адрес биржи, оказалось, что сайт до сих пор находится «в стадии разработки». Предложение перейти на спотовые контракты – иными словами, зависеть от колебаний текущей конъюнктуры рынка – Деткова доконало. Он сказал: «Ни за что!»
Тогда в конце декабря группа Лиснянски попыталась прогнать Деткова. Тот принял решение уйти в отставку. Вместе с ним завод покинули еще несколько топ-менеджеров. Многие собеседники «Ко» полагают, что «шахматисты» не смогут долго продержаться на предприятии, потому что не знакомы с достаточно сложным отраслевым рынком. Однако
Павел Детков сказал «Ко», что в нынешнем году финансовый кризис на предприятии вряд ли случится, так как 80% продукции предприятия управляющие группы Лиснянски продолжают отгружать по старым контрактам. Наполнение нового контрактного портфеля начнется только в сентябре.
Однако кое-какие финансовые проблемы у новых владельцев СМЗ могут возникнуть и раньше. Дело в том, что завод должен инжиниринговой компании, входящей в Leviev Group (холдинг Льва Леваева) $1 млн за разработку ТЭО строительства мощностей для производства магния по новой технологии (в результате реализации проекта объемы выпуска металла увеличились бы с 18 тыс. тонн в год до 36 тыс. тонн). Стоимость реализации проекта – $95 млн. Группа Леваева уже работает в Пермской области. Его компания «Руиз-Даймонд» участвует в капитале алмазодобывающего предприятия «Урал-Алмаз» и ограночного предприятия «Кама-кристалл».
По словам представителя «Руиз-Даймонд» в Перми Романа Голикова, его компания не отказывается от участия в проекте и даже планировала привлечь на СМЗ большую часть средств, необходимых для его реализации. Однако, как утверждает Голиков, «от новых управляющих СМЗ нет ответа на вопрос о том, будут ли они реализовывать проект и оплачивать нашей инжиниринговой компании проделанную работу. Поэтому сейчас мы находимся в раздумьях по поводу наших дальнейших действий». Между тем известно, что, когда в прошлом году совет директоров СМЗ утверждал проект увеличения объема производства, Лиснянски выступал против.
Если группа Лиснянски решится на открытую конфронтацию с группой Леваева, то не исключено, что против «шахматистов» может выступить и «Сильвинит», имеющий одного представителя в совете директоров магниевого завода. «Сильвинит» может очень сильно влиять на СМЗ через поставки карналлитовой руды, которая вместе в электроэнергией составляет 70% себестоимости магниевых слитков.
Разносторонний талант
Появление израильского диамантера Льва Леваева на Соликамском магниевом заводе(СМЗ) не столь уж и странно, как это может показаться на первый взгляд. Интересы Леваева отнюдь не ограничиваются добычей и огранкой алмазов, хотя именно в этой отрасли он и делает основные деньги. Пока. Тем не менее Леваев весьма активен, например, в нефтянке. Патронируемая им израильская топливная компания Alon в прошлом году приобрела американскую сбытовую сеть транснационального гиганта TotalFinaElf, а также ряд газозаправочных станций.
Почти одновременно с экспансией на топливном рынке Леваев принял участие в ряде проектов, связанных с телекоммуникациями. В частности, прошлой осенью его компания Africa-Israel занялась телефонизацией Новосибирской области. А чуть позже Леваев получил контроль над крупнейшим болгарским сотовым оператором MobilTel. Израильская пресса пишет о том, что все та же Africa-Israel проявляет интерес к проекту по строительству иерусалимского метро. А входящая в Leviev Group казахстанская «Казсабтон» занимается перепрофилированием принадлежащего ей Целинного химико-металлургического завода (ЦХМЗ). Крупнейший в Средней Азией урановый комбинат предполагается превратить в производителя золотых слитков. В принципе от драгкамней до драгметаллов путь не такой уж и долгий.
По крайней мере губернаторство дружественного Леваеву Романа Абрамовича в золотоносной Чукотке и активность ряда израильских фирм на приисках Еврейской автономной области заставляют предположить, что амбициозный диамантер рассматривает возможность подобного дрейфа. Тем более что драгоценные металлы в отличие от других металлов в России по большей части пока бесхозны (в том смысле, что не принадлежат конкретному олигарху).
В связи с этим, кстати, нельзя исключать, что Леваев не ограничится аффинажными мощностями обновленного ЦХМЗ – тем более что завод этот далек и от Чукотки, и от ЕАО. И попытается взять под свою опеку, скажем, Красноярский и Екатеринбургский заводы по обработке цветных металлов. Благо первый находится под крылом дружественного «Русского алюминия». Да и с главой Свердловской области Эдуардом Росселем у Леваева налажен контакт.
Магний, конечно, не драгметалл. Но может весьма пригодиться некоторым партнерам Леваева, занявшимся сейчас автопромом. Как известно, магниевые диски используются в автомобилях. Так что из того факта, что Леваев до сих пор ничем особо не обозначил своего присутствия на СМЗ, вовсе не следует, что его совсем не интересует магний. Просто Лев готовится к прыжку."