Благодаря участию в финансировании предвыборной президентской кампании 1996 г. Михаил Фридман получил влиятельную поддержку при приватизации Тюменской нефтяной компании - ТНК
"Недавний конфликт российских и британских акционеров нефтяной компании ТНК-ВР сделал его одним из главных героев новостных выпусков как в Лондоне, так и в Москве. Очередной материал нашей рубрики посвящен одному из долгожителей российского капитализма – Михаилу Фридману. Он занимает в «большом списке» журнала Forbes почетное место с капиталом более 20 млрд. долларов.
Семейное «сокровище»
В 1964 г. в городе Львове в семье инженера Марата Фридмана родился сын Миша. Он рос классическим еврейским мальчиком в классической еврейской советской семье. Избалованный, изнеженный ребенок был окружен постоянной неусыпной заботой мамы, бабушки, тетей, дядей и других родных и близких. До традиционной скрипки дело не дошло - Миша учился в музыкальной школе по классу фортепиано.
Ему нельзя было дружить с дворовыми мальчишками, играть в футбол, одному переходить дорогу, гладить кошку, пить холодную воду, высовываться из окна, кататься на велосипеде, бегать... Потому что он мог разбиться, порезаться, поцарапаться, заболеть, наконец, умереть. Его воспитанием занялась бабушка, которая жила вместе с детьми и внуком. Он рос нежным, чувствительным и впечатлительным, словно, и правда, спустился на эту землю с небес по прозрачному звездному лучу.
Билетная мафия
...Когда первый раз в жизни Миша проехался в московском метро, он испытал такие ужас и отвращение, будто бы его заставили надеть на себя чужое несвежее белье. Поэтому, провалившись на экзаменах в московский физтех, он, возможно, вздохнул с облегчением и отправился обратно к родным берегам. в теплый, зеленый, домашний и ароматный, как каравай свежего хлеба, Львов.
До армии оставался год, но мама не хотела, чтобы любимый сын туда попал. Проще снова поступать в институт. Для этого надо было готовиться, и Миша, работая в лаборатории, сосредоточил свое внимание на учебе. Ломать себя через коленку не пришлось. Времени было достаточно. А возможностей как-¬то его расходовать не было практически никаких. Поэтому в вуз Миша со второй попытки все-таки поступил. Правда, не в физтех, а в Институт стали и сплавов.
Здесь у Михаила Фридмана началась совершенно новая жизнь.
«Меня заинтересовал театр, - вспоминает он сейчас, - я занимался билетами на лучшие спектакли. Помните, как это было? Студенты с вечера занимают очередь у касс, к утру подходит толпа из того же вуза и становится к своим в начало очереди. Я координировал это. По средам проводил совещания, определял и ставил задачи. Смешно, но я и сейчас заседания провожу по средам - с тех пор вошло в привычку».
Одну пару билетов забирал себе тот, кто стоял в очереди. Вторая доставалась Фридману. Естественно, все эти хлопоты предназначались не для того, чтобы приглашать девушек на спектакли. Это было бы полным сумасбродством. Продавать билеты Миша тоже не собирался. По крайней мере, в первое время.
«Как можно! Нет, конечно. Деньги я зарабатывал иначе - работая грузчиком в магазине, там кроме денег еще и продукты всегда под рукой... А билеты менялись - на подписки, на талоны, которые, в свою очередь, менялись на грузинское вино из дегустационного зала ВДНХ... и так далее». С такими талантами Михаил Фридман мог неплохо устроиться и в советском обществе. Но грянули «лихие 90¬е»!
Первая буква алфавита
Фридман с энтузиазмом взялся воплощать свое представление о счастье. В 1989 г. на свет появился кооператив, из которого выросла империя под названием «Альфа-¬групп». Государственная экономика рухнула: теперь в магазинах вообще ничего нельзя было купить, зато вне стен магазинов стало можно продавать все. Те, у кого были соответствующие связи и возможности, едва успевали обеспечивать потребности населения в товарах первой необходимости и роскоши. Образованное совместное предприятие продавало все: начиная от чая, макарон и ковров и заканчивая шинами для грузовиков.
В 1990 г. Михаил Фридман основал собственный банк. Этот шаг был тоже вполне логичным. Занимаясь торгово-¬посреднической деятельностью, взаиморасчеты было выгодно проводить через свои банковские структуры. Именно этим и начал заниматься «Альфа-¬банк». Но со временем его клиентская сеть расширилась. Произошло это не без участия известного летчика¬-космонавта Алексея Леонова. Михаил Фридман привлек Леонова к деятельности банка и сделал вице¬-президентом. Расчет был прост и полностью оправдался. Государственные структуры с недоверием относились к новым коммерческим банкам. А Алексей Леонов создавал банку позитивный имидж и вызывал доверие у потенциальных клиентов. Кроме того, Леонов обладал обширными связями с оборонными и космическими предприятиями.
Семибанкирщина
К середине 90¬-х Михаил Фридман уже имел в своем активе банк, но его не устраивал статус банкира второго эшелона. Позарез были нужны связи во властных структурах. И он купил эти связи у бывшего высокопоставленного государственного чиновника Петра Авена. Отдав Фридману 50% акций компании «Финансы Петра Авена», Авен стал обладателем 10% акций «Альфы».
Знакомство с Авеном способствовало окончательному внутреннему перерождению провинциального и романтичного Миши Фридмана в «акулу» капитализма. В 1995 г. он стал членом «клуба» самых влиятельных российских банкиров. Со временем все члены «клуба» вошли в так называемую семибанкирщину, которая приватизировала не только половину российской экономики, но и власть в стране.
Благодаря участию в финансировании предвыборной президентской кампании 1996 г. и связям во властных структурах Михаил Фридман получил влиятельную поддержку при приватизации Тюменской нефтяной компании - ТНК.
Одна из крупнейших нефтяных компаний была отдана под обязательство компании Михаила Фридмана инвестировать в нее в течение двух лет около 810 млн. долларов. На тот момент выполнить эти обязательства компания Фридмана не могла: ее уставный капитал составлял всего 86 млрд. руб., или 14,5 млн. долл. по тогдашнему курсу. Но когда в феврале 2003 г. акционеры ТНК заключили сделку по продаже половины своих нефтяных активов нефтяной компании British Petroleum, они получили более 6 млрд. долларов!
Осень олигарха
В рейтинге журнала «Форбс» имя Михаила Фридмана появилось уже в 2001 году. Тогда журнал впервые сумел посчитать состояние представителей крупного российского капитала и представил их в рейтинге богатейших людей планеты. Среди российских богачей Фридман занял тогда 7 е место. Эксперты оценили его состояние в 1,3 млрд. долларов. В 2005 г. Михаила Фридмана опережал в рейтинге «Форбс» только Роман Абрамович. Состояние Фридмана достигло 7 млрд.
За прошедшие годы в рейтинге «Форбс» Михаила Фридмана обогнали многие более молодые предприниматели, но его положение уверенно можно назвать устойчивым. Из всей плеяды могущественных банкиров эпохи Бориса Ельцина свои деньги и влияние умудрились сохранить только два человека: Владимир Потанин и Михаил Фридман. Михаил Фридман всегда избегал активного участия в политике. Поэтому сумел перейти в новую эпоху российского капитализма без потерь.
Его бизнес расширился за счет приобретения несырьевых, в частности телекоммуникационных, активов. Он является основным владельцем компании «Вымпелком», которая управляет брендом мобильной связи «БиЛайн». Большой пакет акций оператора сотовой связи «Мегафон» также принадлежит Фридману. «Альфа-¬групп» владеет блокирующим пакетом акций развлекательного канала СТС.
В отличие от своих соседей по олигархическому списку Фридман не привозит звезд и знаменитостей исключительно для собственных вечеринок, а дает возможность насладиться всем желающим. Концерт Пола Маккартни и даже приезд Мадонны - дело его рук.
Для Фридмана эти концерты - возможность хоть непродолжительное время побыть среди людей, которые забывают о том, что рядом с ними денежный мешок, золотой телец, обязанный помочь, поддержать, облагодетельствовать... В остальное время любимыми хобби Михаила Фридмана остаются книги и коллекция фильмов старой доброй классики, с положительными героями, торжествующим добром, наказанным злом и обязательным хеппи-эндом. Простодушные, немного угловатые и неуклюжие парни с детскими глазами и добрым сердцем смущенно и наивно улыбаются в них веселым и задорным девушкам, они никогда не слышали слова «олигарх»."
12.10.2008
Вадим САМОДУРОВ «Аргументы недели», 41(127) от 9 октября 2008