Драматическая кампания в Нижнем Тагиле стала самым захватывающим эпизодом нынешней волны региональных выборов, которые пройдут по стране 12 октября
"Анатолий Козлов, владеющий в Нижнем Тагиле сетью быстрого питания «Мир вкуса», три раза в неделю играет в хоккей в местном Ледовом дворце. «Я - сторонник командной игры, - объясняет он. - Но когда партия не посоветовалась с нами и выдвинула кандидата, за которого никто не голосовал, я решил, что пора». И выдвинулся пятым кандидатом в мэры от «Единой России». Теперь Козлова вместе с еще тремя единороссами не пускают агитировать на заводы, а его рейтинг колеблется в пределах статистической погрешности. «Наверное, числа пятого я снимусь с выборов, - вздыхает Козлов. - Так хоть избирательный залог вернут».
Драматическая кампания в Нижнем Тагиле уже стала, видимо, самым захватывающим эпизодом нынешней волны региональных выборов, которые пройдут по стране 12 октября. После того как в выборах не смог принять участия действующий мэр Тагила Николай Диденко, в борьбе за власть во втором по значению городе промышленного Урала сошлись крупные игроки региона, и все - под флагом «Единой России». В партию Путина вступили все, и она стала слишком большой: принадлежность к ней и даже ее официальная поддержка уже не гарантируют политического успеха. В нынешней России такое бывает редко: за неделю до дня голосования эксперты не берутся предсказать, кто станет мэром большого города.
ВАКАНТНОЕ МЕСТО
Диденко правит Тагилом 17 лет. Отношения с градообразующим Нижнетагильским металлургическим комбинатом (НТМК) у него не задались с 2006 г., когда владеющая комбинатом Evraz Group перешла под контроль структур Романа Абрамовича. Неприятности же у Диденко начались 12 апреля, рассказывают в Тагиле, когда в одну из местных оппозиционных газет позвонил бывший вице-губернатор Чукотки депутат Сергей Капков.
Общественная организация «Город без коррупции» стала собирать подписи за отставку мэра. Организацию создали специально для борьбы с Диденко, признает ее лидер Андрей Шумаков. Он тоже идет в мэры - уже от «Справедливой России», - но, по разным признакам, поддерживает кандидата-единоросса Валентину Исаеву. Параллельно со сбором подписей один за другим шли митинги против мэра, а ВЦИОМ приводил результаты опросов, из которых следовало, что в Тагиле всё плохо, горожане в депрессии и ненавидят «Единую Россию». Ее в самом деле в Нижнем Тагиле не очень любят, и этим опросам вполне можно верить, говорит Федор Крашенинников, аналитик из Екатеринбурга.
«Приезжали центральные газеты и телеканалы, рассказывали, что за 17 лет мэр совсем проворовался», - то ли хвалится, то ли констатирует кандидат Шумаков. А когда приехала газета «Щит и Меч» и сделала полосный материал, продолжает он, стало ясно, что в мэрах Диденко не усидеть. На стороне Диденко выступал тогда только свердловский губернатор Эдуард Россель. Рациональным аргументам он предпочитал доводы сентиментального порядка: вспоминал, например, что нанимал на работу «Николая Наумовича [Диденко еще] кудрявым, в резиновых сапогах».
На Росселя сильно надеялись в нижнетагильской мэрии: «Мы не предпринимали никаких действий, думали, губернатор не даст “своего” в обиду», - рассказывает один из бывших сотрудников мэра. Но тут Диденко исключили из «Единой России» - под предлогом «нанесения вреда имиджу партии», говорит тот же бывший сотрудник, а в доказательство привели соцопрос, зафиксировавший внезапное - за три месяца - снижение партийного рейтинга на 15%. Без партбилета у Диденко уже шансов не было: исключение из партии означало, что он остался без покровителей. Началась борьба за право стать кандидатом от «Единой России», и пятеро преуспели.
ТРУДНОСТИ С ДИСЦИПЛИНОЙ
Официально «Единая Россия» поддерживает только главу Тагилбанка Алексея Чеканова. Ему противостоят тоже партийные вице-спикер гордумы Валентина Исаева, бизнесмен и любитель игры в хоккей Анатолий Козлов и еще два заместителя Диденко Вячеслав Погудин и Анатолий Гессе. У Погудина предвыборный лозунг «Люди проверили - люди доверили», у его коллеги - «Голосуй за Гессе - двигатель прогресса». В Свердловской области с партийной дисциплиной вообще не очень хорошо, говорит аналитик Крашенинников: в Алапаевске три кандидата в мэры от «Единой России», по два в Дегтярске и Среднеуральске.
В партии не ожидали, что в Нижнем Тагиле случится такой ажиотаж, и к решению проблемы пришлось подключить начальство - главу уральского межрегионального координационного совета «Единой России» депутата Игоря Баринова. Баринов рассказал Newsweek, что уговаривал сняться с выборов самых популярных кандидатов Исаеву и Погудина: объяснял им, что нельзя быть одновременно плохим мэром и членом партии, потому что на партию ляжет ответственность за развитие города. «Я приезжал в город, - говорит Баринов, - проводил профилактические беседы, просил их подумать не о личных амбициях, а о Нижнем Тагиле, о горожанах».
Исаева с Погудиным не прислушались. «Я человек системный, в партии с 2003 года и выходить не хочу, - возмущается кандидат Исаева. - Я из КПСС тоже не выходила, просто партии не стало. А тут меня лидер привлекает». На Владимира Путина Валентина Исаева так надеется, что даже пожаловалась ему в открытом письме на политическую ситуацию в Тагиле. С тем подтекстом, что ни с кем из местных не посоветовались и поставили на Чеканова. «Они [в областном политсовете партии] меня часами уговаривали, чтобы я сняла свою кандидатуру, возили на партийные комиссии, прямо как в Советском Союзе», - смеется Исаева.
Исаевой за один из ее агитационных роликов уже вынес предупреждение местный избирком. Она признается, что ролик и ее саму немного смущал, но в штабе было решено, что он вполне соответствует духу времени и города. В этом запрещенном ролике рабочий нижнетагильского завода жалуется, что начальство заставляет его голосовать за банкира. «А на хрена нам банкир? - вслух размышляет рабочий. - Буду голосовать за Исаеву». Исаева называет себя независимым кандидатом, но чиновник в областной администрации утверждает, что ее поддерживает Evraz. Сами менеджеры и акционеры Evraz Group не говорят, какой из кандидатов им ближе.
ХОРОШО БЫТЬ БАНКИРОМ
Всем понятно, что банкир из ролика Исаевой - это тот самый председатель правления Тагилбанка Чеканов. В разговоре с Newsweek он напирает на то, что «со всеми договорился» еще до выдвижения и что ему «обещали не мешать». А также прямо намекает, что не очень-то хотел в кандидаты, но не смог отказать своему другу-губернатору. В Нижнем Тагиле и так все знают, что выдвижение Чеканова - это идея Росселя. «Нам предложили его из области, но местное отделение партии не стало его выдвигать - две трети проголосовали против, - рассказывает Анатолий Козлов. - А они всё равно его утвердили».
Наверное, поэтому на встречу со студентами Нижнетагильской социально-педагогической академии Чеканов приехал вместе с областным министром образования. «Я ставил условием [своего выдвижения], что не будет разногласий между элитами, и мне обещали!» - с ходу принялся оправдываться Чеканов в связи с возникшей в партии неразберихой. Основной же тезис его выступления перед студентами был в том, что, став мэром, он будет выполнять и пополнять городской бюджет. Студенты спрашивают: а аэропорт в Тагиле будет? «Будет! Вот только бюджет начнем исполнять», - с энтузиазмом реагирует кандидат. «Что-то слишком много про деньги он говорит, - недоверчиво хмурится Дмитрий с третьего курса истфака. - Деньги должны быть не целью, а средством».
Политтехнологи из Екатеринбурга объясняют, что штаб Чеканова в избирательной кампании сделал ставку на его голубые глаза. Для этого на рекламных плакатах портрет Чеканова в каске сверху и снизу обрезали - чтобы привлечь внимание к глазам. А на форуме его сторонников, рассказывают очевидцы, обсуждалось, как хорошо быть банкиром - в ответ на скандальный ролик кандидата Исаевой. Пока поддержка партии и губернатора Чеканову не особенно помогла. Судя по всему, он заметно уступает в популярности и Исаевой, и Погудину. А за две недели до выборов отказался называть себя доверенным лицом главы Тагилбанка директор НТМК Алексей Кушнарев.
Завхоз ОАО «Сервисавтоматика» Валентина Петровна считает, что Алексей Чеканов - «мужик хваткий: чего не добьется хитростью, то кулаком получит». Валентина Петровна слышала, что у Чеканова большие связи, и к тому же его основной соперник Исаева - «все-таки женщина». «Вот мне 63 года, я бодра и вообще по характеру сильная, но поняла, что женщине нужен тыл», - объясняет завхоз, почему кандидат Чеканов ей ближе.
ДЫМ НАД ГОРОДОМ
В центральный офис «Сервисавтоматики» Исаева приехала агитировать, но там не очень хорошо подготовились: в зале человек 50, не больше. «У нас все на объектах, не могу же я их в рабочее время сюда привозить», - вздыхает новый гендиректор Андрей Уткин. «Сервисавтоматика» занимается прокладкой труб, линий электропередачи и называет себя «надежным партнером промышленных гигантов». Те, кто пришел на встречу, воспринимают ее как партийное собрание. «Тихо! - шикает на корреспондента Newsweek сотрудница бухгалтерии. - Это же официальное мероприятие». Исаева тем временем клеймит официального кандидата Чеканова - «все с ним носятся, как с хрустальной вазой», - и рассказывает, как писала открытое письмо Путину.
Достается от нее и бывшему мэру Диденко, и его выдвиженцу Вячеславу Погудину. В рейтинге кандидатов, который составил штаб Исаевой, она первая, Погудин второй, и Чеканов отстает от обоих. К дисквалификации Исаева практически готова - следующий митинг в ее поддержку намечен на 8 октября, и если что, признается она, его можно будет совместить с митингом протеста против ее снятия.
Погудин сейчас, когда Диденко ушел в отпуск, исполняет его обязанности и отказывается от разговоров с журналистами. Но в Тагиле говорят, что именно после его выдвижения облпрокуратура возбудила дело против Диденко за то, что тот не провел конкурс на обслуживание городского сайта. И местные наблюдатели сходятся во мнении, что это такой способ надавить на Диденко, чтобы тот уговорил Погудина сняться с выборов. Уральский политтехнолог Алексей Швайгерт полагает, что, если основные соперники Чеканова не сойдут с дистанции, он не выиграет.
Жители Нижнего Тагила кивают на Кемерово: вот, мол, в Новокузнецке тоже Evraz Group, но там губернатор Тулеев с ними договорился - и те вкладывают в город, а с этой властью в Тагиле разве договоришься? Над Тагилом с утра поднимаются клубы желтого дыма от НТМК. Но в городе соглашаются, что уже и так стало лучше: мартеновские печи поменяли на конвертерные, и зимой теперь не всегда желтый снег."