Причины кризиса «ЭйрЮнион» по-прежнему неясны, а перспективы туманны
Александр Усс: «Кто будет гасить долги конкретно?»
"Прошел Час администрации Красноярского края, посвященный ситуации с компанией «ЭйрЮнион». Министр транспорта Красноярского края Александр Ядов рассказал о том, что предшествовало кризису и что происходит сейчас с компанией «ЭйрЮнион».
Он, в частности, напомнил, что альянс «ЭйрЮнион» был создан Указом Президента на базе пяти авиакомпаний. Контрольный пакет акций, 51 процент, был передан в компанию «Ростехнологии». Представители краевой власти, как исполнительной, так и законодательной, в управлении компанией не участвовали и, по словам министра, что происходит внутри компании, не знали. Проблемы начались с потерей текущей ликвидности. Регулярные неплатежи привели к многочисленным задержкам рейсов, которые сперва носили некритичный характер — два, три, четыре часа. Затем все улаживалось. Так продолжалось до 17 августа этого года.
«Правительство края участвовало в этих коллизиях в разных формах, — пояснил министр, — выступало организатором подписания совместных соглашений между ТЗК и авиакомпанией. Когда мы поняли, что это не помогает, стали выходить на новых собственников компании. В частности, Александр Геннадиевич выходил на контакт с господином Чемезовым, нам приходилось общаться с господами Алешиным и Завьяловым, для того, чтобы осуществлялись текущие платежи, и компания могла осуществлять деятельность.
Почувствовав, что ситуация выходит из-под контроля, мы обратились в правительство России с просьбой принять какие-то управленческие решения для стабилизации работы компании. В правительстве был создан чрезвычайный штаб, который заседал в течение четырех дней. Мы туда летали вместе с Новаком. Штаб заседал в Домодедово, где происходили самые сложные коллизии.
20 августа сидело 22 борта. Из них два борта — в Турции. Двести детей не могли вылететь на родину. Мы предложили правительству Москвы выделить количество топлива, достаточное для того, чтобы разрешить эту ситуацию. С третьего захода правительство Москвы приняло соответствующее решение. Но этого количества топлива хватило лишь до 14 сентября. Кризис нарастал в связи с непринятием управленческих решений. „Ростехнологии“, которым были переданы акции альянса „ЭйрЮнион“, не имели еще финансово-хозяйственных полномочий и работали в основном с теми платежами, которые получали от господина Ильичева (это Клиринговая плата). Этих средств было явно недостаточно, и они потратили 76 млн долларов собственных средств, по их же заявкам».
Работники «ЭйрЮнион» оценивали долги компании в 14 млрд рублей, работники «Ростехнологий» — в 28 млрд. Каждый день работы «ЭйрЮнион», опять же по утверждению «Ростехнологий», приносил убытки в 3 млн долларов. После короткого исследования рынка выяснилось, что из всей маршрутной сети прибыль может принести лишь 27,6 процента рейсов.
На сегодняшний день антикризисный штаб возглавляет Виталий Анатольевич Ванцев — председатель совета директоров аэропорта «Внуково» и генеральный директор новой компании, которая будет называться «Авиалинии России».
Маршрутная сеть к маю 2009 года должна быть восстановлена и должна работать на новом парке воздушных судов. Это тридцать маршрутов. Почему необходимы новые воздушные суда? Потому что ТУ-154 на рейс Красноярск-Владивосток тратит 30—31 тонну керосина. Самолет «Airbus» тратит 18 тонн. ИЛ-62 — в два раза больше ТУ. Также важно сохранить коллектив «ЭйрЮнион» — один из лучших в стране, подтверждением чему — отсутствие серьезных аварий.
До 31 октября право эксплуатанта сохранено за «КрасЭйр». Создана рабочая группа, которая до 1 ноября должна перевести людей из штата «ЭйрЮнион» в филиал «Атлант-Союза», зарегистрированный в Красноярском крае. В апреле 2009 года должна появиться дочерняя компания «Атлант-Союза», которая будет платить налоги в краевой бюджет.
Объяснения министра совершенно не удовлетворили депутатов. Александр Усс:
— Я не понял ни-че-го. Разговоров кого-то с кем-то было много, и я их тоже слышал, но это политические разговоры: мы будем вас поддерживать, вперед, ура, наверх…
Но вот простые вещи: сегодня край имеет финансовые отношения с конкретным юридическим лицом, которому мы давали льготы. Это конкретное юридическое лицо имеет какую-то очевидно немаленькую задолженность перед банками, лизинговыми компаниями, перед финансовыми структурами и институтами, в том числе — находящимися на территории Красноярского края. они задают резонный вопрос: а что такое «Атлант-Союз» вошел…? В каком качестве? Что такое правительство Москвы и кем оно будет в новой компании — акционером? А мы — кем мы будем? Переговорщиками или акционерами с пакетом акций? На каком основании? Правопреемники мы прежнего юридического лица или нет? Кто будет гасить долги конкретно? Разговоры «вошел», «повезет» — это не правовые разговоры.
Если мы будем гасить долги, являясь собственниками какого-то пакета акций, то что будет с частными акционерами, которых мы все хорошо знаем? В какой пропорции они там останутся? То есть будьте добры, с самого начала — что за огород мы городим с участием Красноярского края, и на какой правовой базе. А потом будем рассуждать, кто куда будет летать и с кем договариваться.
А то мы много с кем договариваемся, нам рассказывают о каких-то радужных вещах, а потом самолеты перестают летать. А вовнутрь нас никто никогда не пускает. Доклад закончил. Прошу прощения.
Председателя поддержали и другие депутаты. Юрий Абакумов выступил с предложением подготовить список вопросов, ответы на которые особенно интересуют депутатов, и вернуться к теме через пять-шесть дней. Так и решили сделать."
02.10.2008
Пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края Пресс-релиз № 624 (3704), 02.10.2008