Братьям Абрамовичам, приведшим к краху одного из крупнейших авиаперевозчиков России - «AiRUnion», до сих пор не предъявлены обвинения
"Затяжной кризис в крупнейшей авиакомпании «KrasAir» еще не миновал. Никто так и не получил ответа на вопрос - кто стал виновником случившегося: высокие цены на авиационное топливо, экономически не выгодные отечественные суда, или обычный вывод денег менеджментом со счетов авиакомпании.
Косвенно это подтверждается в разосланном на прошлой неделе открытом обращении трудового коллектива «KrasAir» к премьер-министру Владимиру Путину обсуждается нынешнее состояние дел в авиакомпании. «Ту-154 арестованы, но могут выполнять рейсы, если свидетельство эксплуатанта отозвано не будет, работает Boeing-737, Boeing-757 и Boeing-767 не могут выполнять полеты, так как эти типы не заявлены в свидетельстве эксплуатнта авиакомпании «Атлант-Союз», Ил-96 «пропали». При этом, как отмечается в обращении, только на октябрь на рейсы авиакомпании «KrasAir» приобрели билеты более 10 тысяч человек, хотя при этом сейчас «планируется к выполнению в октябре 2008 только рейс Красноярск-Москва». «В действительности, мы получим тяжелые социально-экономические последствия, - пишет в своем письме премьер-министру коллектив «KrasAir», - Конкретно, это потеря маршрутной сети, потеря рабочих мест более чем для трех тысяч человек».
Работников «Красноярских авиалиний» можно понять, во-первых, на глазах рушится предприятие, которое они отстраивали годами, а, во-вторых, по вине своего руководства они в один момент могут остаться безработными без всяких социальных выплат и с невыплаченной зарплатой за три-четыре месяца. На дворе 2008 год, а братья Абрамовичи поступили с коллективом авиакомпании в привычном стиле «братковских» 90-х : всем кому мы должны – прощаем…
Но что интересно - в это же самое время другие бизнесы «братьев авиаторов» продолжают работать и получать от российского государства деньги. Так Банк развития и внешнеэкономической деятельности в начале сентября выдал кредит на сумму 30 млн евро другому активу Абрамовичей национальному венгерскому перевозчику – «Malev». Президент фонда «Партнер гражданской авиации» (аффилированная структура торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов», крупнейшего кредитора «AiRUnion») Олег Смирнов расценил это решение как «предельно циничное». «Решение ВЭБ о поддержании иностранной авиакомпании, значительной частью которой владеет главный виновник кризиса — гендиректор «AiRUnion», иначе как насмешкой над пострадавшими людьми не назовешь», — отмечает г-н Смирнов. - «Менеджмент «AiRUnion», имея в своих руках все необходимые инструменты — авиатехнику, персонал, авиалинии и, главное, поддержку государства, не смог организовать работу и довел альянс практически до банкротства».
Рейдеры из ООО «ЭйрЮнион»
На такие резкие высказывания Олега Смирнова подтолкнули данные о махинациях менеджмента по выводу денег авиакомпании. Дело в том, что идея создания альянса «AiRUnion», является фактически прикрытием рейдерской попытки перевести под частный контроль и расхитить имущество и финансовые средства двух крупнейших участников авиатранспортного рынка, принадлежащих государству – «KrasAir» и «Авиакомпания «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ). С первого дня создания общества Борис Абрамович позиционировал ООО «ЭйрЮнион» как управляющую компанию альянса перевозчиков, не смотря на категорические возражения Росимущества, которое не устраивало, что контроль за деятельностью двух государственных перевозчиков (51% KrasAir и 51% ДАЛ принадлежат государству) будет передан в стороннее частное общество.
Вопреки этому в 2005 году управление всеми пятью авиакомпаниями «альянса» осуществлялось генеральными директорами только номинально, фактически же все управление деятельностью предприятий, в том числе и финансовой, было сосредоточено в ООО «ЭйрЮнион». Более того вся выручка от продажи билетов пяти авиакомпаний так называемого «альянса» шла от ТКП (Транспортная Клиринговая палата) в ООО «ЭйрЮнион», которое затем по указаниям Бориса Абрамовича распределяет их между кредиторами авиакомпаний. Такая схема организации платежей позволила Борису Абрамовичу свободно и бесконтрольно распоряжаться финансовыми средствами государственных авиакомпаний. Кроме того государственные авиакомпании были обязаны оплачивать эту «услугу» ООО «ЭйрЮнион» в соответствии с условиями договоров, заключенных без проведения тендеров.
Кабальный посредник
Не ограничиваясь доходами от так называемой «услуги» по перераспределению финансовых средств государственных авиакомпаний, Борис Абрамович в начале 2005 года принудил их подписать еще один договор. В соответствии с этим договором ООО «ЭйрЮнион» стало посредником государственных авиакомпаний при продаже авиаперевозок. То есть основная часть дохода от продажи пассажирских перевозок государственных авиакомпаний стала оседать на счетах ООО «ЭйрЮнион», которое просто вклинилось в финансовую схему взаимодействия между авиакомпаниями и агентствами по продаже билетов.
Доход ООО «ЭйрЮнион» от этой «деятельности» в 2007 году составил 450 миллионов рублей. Соответственно столько же недополучили государственные авиакомпании. Аналогичные договоры о посредничестве при продаже грузовых авиаперевозок были заключены между «KrasAiR», ДАЛ и ООО «Евразия Транс Карго». Эту компанию также контролирует Борис Абрамович. В результате такой «посреднической» и «агентской» деятельности обе государственные авиакомпании сегодня находятся на грани банкротства.
«Боря 30%»
Не ограничиваясь махинациями с финансовыми результатами от авиационной деятельности государственных авиакомпаний, Борис Абрамович выстроил специальную схему присвоения бюджетных средств и в аэропорту «Емельяново». Деньги (около 1 млрд руб.), выделенные из федерального бюджета в течение трех лет на капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта, проходили через цепочку компаний, созданных и контролируемых Борисом Абрамовичем, а тендер на право проведения работ выиграли дружественные ему структуры. В итоге не менее 30% бюджетных средств осело на счетах компаний, подконтрольных или дружественных Бориса Абрамовичу.
Прачечные ООО
Аналогичным образом была организована вся деятельность KrasAir, связанная с выполнением капитального строительства различных объектов или ремонтом зданий и сооружений, находящихся на балансе авиакомпании. Авиакомпания выступает заказчиком строительных или ремонтных работ, но между ней и строительными организациями, выполняющими все работы, также существует посредник - ООО «Стройкомпани», контролируемая Борисом Абрамовичем и не обладающая никакими строительными лицензиями. Весь персонал компании состоит из нескольких человек и по сути никаких работ не осуществляет. По договору 000 «Стройкомпани» так же как и ООО «ЭйрЮнион» или ООО «Евразия Транс Карго» оказывает услуги авиакомпании по поиску строительных компаний, в действительности это очередной механизм по откачиванию денег из государственной авиакомпании.
Нереальный лизинг
Еще одним «источником» финансового благополучия генерального директора «KrasAir» была схема лизинга авиационной техники. На протяжении нескольких лет авиакомпания приобретала самолеты через лизинговую компанию, подконтрольную Борису Абрамовичу. Речь идет о компании ООО «Авиационный лизинговый центр» (АЛЦ). Компания якобы «оптимизировала» налогообложение лизинговых операций, но на самом деле лизинговые платежи в 2 раза превышали реальную стоимость самолетов.
В соответствии с контрактом сумма договора составляла 882,5 млн. руб. Из них базовая стоимость самолета составляла 366 млн. руб., остальное приходилось на общую сумму лизинговых платежей и выкупную стоимость судна. Финансирование этих сделок осуществлялось также под поручительством авиакомпании «KrasAir». И если по договору лизинга платежи составляли 509,5 млн. руб., то сама лизинговая компания должна была отдать банку-кредитору только 417,4 млн. руб. Разница - почти 100 млн. руб. - оставалась в распоряжении АЛЦ.
Эти действия собственников и менеджмента компании привели к тому, что сейчас в «KrasAir» рейсы сократились в математической прогрессии. Компания уже прекратила выполнение четырех рейсов из Красноярска и не исключает того, что может сократить другие. Это были социальные рейсы, которые не приносили коммерческой выгоды. Компания совершала их, неся ответственность перед жителями края. Кроме того, сотрудники «KrasAir» ждут выдачи зарплаты за три месяца.
Председатель совета директоров международного аэропорта «Внуково», руководитель антикризисного штаба по ситуации с «AiRUnion» Виталий Ванцев отмечает, что ежемесячная задолженность по зарплате перед 3,5 тыс. сотрудников составляет примерно 120-130 млн руб. Вся ситуация с альянсом «AiRUnion», повлияла на всю отрасль. Росавиация заявила о возможной приостановке деятельности низкобюджетного перевозчика «Sky Express», который, как и «AiRUnion», является проектом совладельцев «KrasAir». Еще более критическая ситуация складывается у «Дальавиа». Однако до сих пор не одного уголовного дела на менеджмент авиакомпании не заведено. Максимально, что сейчас грозит Абрамовичам, штраф за административное правонарушение. "