Ответ на вопрос, куда ушли деньги, знают, пожалуй, лишь братья Абрамовичи и, может быть, еще кто-то. Почему чиновники, входящие в состав Совета директоров AiRUnion вовремя не озаботились происходящим
"После того, как руководство AiRUnion загнало его в смертельное пике, альянс получит второе рождение. Передача авиакомпаний под управление госкорпорации Ростехнологии – вопрос давно решенный. Даже определено, на базе чего из отдельных кусочков будет собираться авиационный гигант, способный потеснить Аэрофлот. "Атлант-Союз", контролируемый московскими властями, и готовый взять под крыло авиакомпании с их обязательствами, уже начал выполнять рейсы AiRUnion.
Вопрос с долгами альянса почти улажен ("Ростехнологии" выступили поручителем при выдаче кредитов), пассажиры наконец-то улетели в точки назначения, а разбор полетов все еще продолжается. Кто виноват в том, что компания накопила миллиардную задолженность?
Бачурин с Мишариным, входившие в состав Совета директоров AiRUnion, частные акционеры братья Абрамовичи или нефтяники, поднимающие цены на авиатопливо? Все понемногу и никто в отдельности? Абрамовичи вины не признают, даже несмотря на то, что их другой авиационный актив - компания Sky Express – похоже, тоже ждет печальная участь.
Так уж получилось, что схема частно-государственного партнерства не сложилась - у двух нянек "дитя без глазу" оказалось. "Государство при нынешних механизмах управления показало себя полностью недееспособным совладельцем, по сути, оно не принимало сколько-нибудь серьезного участия в управлении. Логично, если бы государство в какой-то момент полностью ушло из бизнеса, тем более, что такая возможность была, тогда бы все риски принимали на себя частные акционеры", - заявил Накануне.RU руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Альянс AiRUnion был создан в 2004 году, все пять авиакомпаний, входящих в альянс, юридически были самостоятельными. Компании связывала лишь маршрутная сеть, а перспектива объединения в единую авиакомпанию маячила где-то очень далеко.
Справка: В AiRUnion входят пять авиакомпаний: "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", "Самара" и "Сибавиатранс". Государству принадлежит 51 % акций "КрасЭйр", 50 % "Домодедовских авиалиний", 46,5 % "Самары". Около 40 % акций "КрасЭйр", 48,6 % "Домодедовских авиалиний", 40 % "Самары", 70 % "Омскавиа" и 100 % акций "Сибавиатранса" контролировали гендиректор "КрасЭйр" Борис Абрамович и связанные с ним структуры. На сегодняшний день общий долг авиакомпаний, входящих в AiRUnion, оценивается в $1 млрд.
Долги копились аж с 2006 года, но это, похоже, до определенного момента никого не волновало. Вместо того, чтобы как-то решать проблему, подключался административный ресурс – самолеты заправляли без оплаты до того времени, пока это было возможно.
"Если государство начинает вести себя как медведь в посудной лавке, ничего хорошего не выходит. Решили проявить заботу о том, чтобы цены снизить, но чисто административным путем. Это привело к тому, что альянс авиакомпаний лишился топлива", - напомнил Накануне.RU исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.
Как знать, не заправляли бы самолеты в долг так долго, может быть, столь масштабных последствий, какие были, удалось бы избежать. Ведь другие авиакомпаний, с намного меньшими финансовыми возможностями и не обладая государственной поддержкой, которым нынешним летом тоже пришлось несладко, не оказались в столь плачевном состоянии. И по большей части, исправно платили по счетам, чего не скажешь о руководстве альянса.
"Несколько раз авиакомпании AiRUnion осуществляли у нас посадки по метеоусловиям. Оплату за наши услуги, наверное, полгода у них выпрашивали. Обычно обслуживаем авиакомпании, все они ведут себя порядочно, а в части "Красноярских авиалиний" был вот такой прецедент. Долг погасили, но пришлось выходить чуть ли не на руководителей авиакомпании", - рассказал Накануне.RU первый заместитель генерального директора аэропорта "Рощино" Валерий Коноплев.
Поэтому специалисты ожидали, что гром грянет вот-вот. "К началу 2007 года весь рынок знал, что авиакомпании альянса не платят. Куда деваются деньги, никто, в общем, не понимал. Объяснение такое: выводятся из оборота. Билеты же продаются, приходы есть, а денег нет. Очевидно, что они куда-то уходят", - заявил "Вестям" генеральный директор торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский.
Ответ на вопрос, куда ушли деньги, знают, пожалуй, лишь братья Абрамовичи и, может быть, еще кто-то. Почему чиновники, входящие в состав Совета директоров AiRUnion вовремя не озаботились происходящим - по умыслу или от незнания - можно лишь гадать. 11/09/08"