«Деятельность Б. и А. Абрамовичей привела к несостоятельности авиакомпании и подпадает под статью 201 УК РФ»
Депутатский запрос заместителя председателя Комитета Государственной Думы по транспорту С.А.Гаврилова
" Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я.Чайке
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Юрий Яковлевич!
Произошедшие в августе этого года – в период массовых отпусков российских граждан – многочисленные задержки и отмены рейсов самолетов авиакомпаний, входящих в альянс «Эйр Юнион», вызывают серьезную озабоченность на всех уровнях исполнительной и законодательной власти в Российской Федерации.
Причиной этих событий явились систематические неплатежи авиакомпаний, входящих в альянс, особенно «КрасЭйр», «Домодедовских авиалиний» и «Сибавиатранса» различным кредиторам.
Результатом этого стали обращения кредиторов в судебные органы о признании «КрасЭйр» несостоятельной (банкротом): 22 августа с.г. Арбитражным судом Красноярска принято к производству соответствующее заявление.
Помимо широко известных неплатежей указанных авиакомпаний за приобретенное авиатопливо перед ООО «Торговый дом «ТОАП», ЗАО «Сибирь Авиа Сервис» и др., существует множество иных кредиторских задолженностей, в том числе по лизинговым платежам за самолеты Ил-96-300, эксплуатируемые этими авиакомпаниями.
Суммарная задолженность по лизинговым платежам превышает 20 млн.долл. и продолжает ежемесячно наращиваться поскольку, несмотря на принятые судебные решения о возврате самолетов их владельцу – лизинговой компании ОАО «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), - самолеты продолжают интенсивно эксплуатироваться в «Эйр Юнион». Доходы от этой эксплуатации не идут в погашение задолженностей и, возможно, уводятся из компаний.
Указанные действия наносят существенный ущерб не только контролируемой государством лизинговой компании ИФК, которая недополучает значительные финансовые ресурсы, предназначенные для закупки новых российских самолетов, но и входящим в государственную «Объединенную авиастроительную корпорацию» (ОАК) заводам в Воронеже и Ульяновске, которые запланировали получение этих средств от ИФК на строительство новых самолетов; без должного финансирования остаются более 20 тысяч российских самолетостроителей и их семьи.
Дополнительно вызывает обеспокоенность то, что на самолетах Ил-96-300, находящихся в лизинге у «КрасЭйр», просрочены установленные нормативами сроки проведения регламентных работ и не проведены предусмотренные разработчиком доработки по бюллетеням, что ставит под угрозу безопасность авиапассажиров.
Действия частных владельцев «КрасЭйр» Б.и А.Абрамовичей и топ- менеджеров авиакомпаний альянса «Эйр Юнион» привели (как сообщает издание «Ведомости» от 1.09.08г.) к сокрытию крупной суммы налоговых отчислений – порядка 1,5 млрд.руб. - с использованием многоходовых лизинговых схем, в т.ч. через фирмы-однодневки, зарегистрированные в том числе по поддельным документам. Подтверждение данного факта будет означать, что государству нанесен ущерб в особо крупных размерах, что в свою очередь требует привлечения организаторов данных схем к уголовной ответственности. Одновременно целесообразно выяснить, куда выводились столь крупные финансовые средства, на чьи счета и в какие страны, и почему они не были использованы для расчетов с кредиторами.
Обращает на себя внимание, что не действуют меры по принудительному исполнению вступивших в законную силу судебных актов о взыскании задолженности «Крас Эйр» и обеспечению получения присужденных денежных средств, а также по возврату самолетов лизинговой компании. Причина видится в уклонении руководителей «КрасЭйр» и других авиакомпаний альянса от погашения кредиторской задолженности в крупном размере после вступления в законную силу судебных актов (ст.177 УК РФ).
Также можно предполагать, что имеет место вывод денежных средств из «Крас Эйр» и прочих авиакомпаний альянса «Эйр Юнион», сокрытие доходов, имущества и информации о его нахождении. Основанием этого может служить тот факт, что «КрасЭйр» до последнего времени получала доход от реализации авиабилетов, выполнения регулярных и чартерных авиаперевозок. Однако кредиторская задолженность продолжала расти. Здесь может быть наличие преступлений, предусмотренных ч.1 ст.195 УК РФ.
В подтверждение этого может служить используемая «КрасЭйр» схема предоставления лицу иностранной юрисдикции - компании «Mouzenidis Travel», зарегистрированному по законодательству Греческой Республики, -эксклюзивных прав на реализацию всей коммерческой загрузки на всех рейсах авиакомпании на самых экономически эффективных маршрутах, что исключает обращение взыскания в рамках исполнительного производства на полученные денежные средства. При этом расчеты с отдельными кредиторами, по усмотрению руководства «КрасЭйр», ведутся со счетов третьих лиц.
Следует отметить избирательность таких платежей, осуществляемых руководством «КрасЭйр» по субъективным принципам, что дает основание предполагать наличие признаков неправомерного удовлетворения имущественных требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам, совершенного при наличии признаков банкротства и причинившего крупный ущерб (ч.2 ст.195 УК РФ). Возможно, что данные действия осуществляются небескорыстно и содержат признаки коррупции.
Деятельность руководителей «КрасЭйр» (Б. и А.Абрамовичей) в 2006 – 2008 гг. по принятию заведомо неисполнимых обязательств, увеличению кредиторской задолженности, организации системы реализации услуг и взаиморасчетов затрудняющей принудительное исполнение судебных решений, которая привела к несостоятельности авиакомпании и массовым нарушениям прав граждан-потребителей, кредиторов и государства, подпадают под статью 201 УК РФ.
В связи со сложившейся ситуацией в ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии», более 50% акций которого принадлежат Российской Федерации, представляется необходимым проведение проверки деятельности руководства ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» с оценкой их соответствия действующему законодательству и наличия признаков, предусмотренных статьями 177, 195, 196, 201 и 293 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также применение установленных законом мер прокурорского воздействия к должностным лицам, включая причастных государственных служащих.
В соответствии со ст. 14, 17 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 09.05.1994г. № 3-ФЗ, прошу проинформировать о результатах расследования и принятых мерах.
С уважением,
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту С.А.Гаврилов