Внутренние цены на цемент почти вдвое превышают расценки турецких и тем более китайских цементных заводов
"Цемент по низким ценам, навалом и в таре. Доставка по всей России» — в прошлом году такие объявления воспринимались участниками строительного рынка не иначе как происки мошенников. Однако этим летом все кардинально изменилось. На цементном рынке — в самый разгар строительного сезона — возникла острейшая ценовая конкуренция, вызванная ростом импорта и спадом в строительном секторе. В августе цемент на Московской фондовой бирже продавался примерно на 20% дешевле, чем годом раньше.
По данным девелоперской компании Mirax Group, с января цемзаводы уронили цены примерно на 7%: сегодня они составляют в среднем около 4,8 тыс. рублей за тонну. В «Евроцементе» заявляют, что за последние четыре месяца холдинг снизил цены на 25%. Падение может продолжиться и осенью: по экспертным оценкам, дно рынка находится в ценовом диапазоне 3,4–3,6 тыс. рублей за тонну. При таком раскладе уже к концу года многие производители рискуют оказаться на грани банкротства: рост издержек и инфляции в первую очередь подкосит энергозатратные и изношенные производства.
Этими трудностями могут воспользоваться новые игроки цементного рынка — российские и западные компании, имеющие за спиной мощные материнские структуры, финансовые и административные рычаги. Возможно, некоторым из них удастся сформировать и региональные цементные монополии.
Тут вам не Китай
Напомним, что в последний раз масштабные структурные изменения на российском рынке цемента произошли три года назад — в 2005 году, когда в отрасли громко заявила о себе компания «Евроцемент груп» Филарета Гальчева. Сначала новый игрок выкупил четыре цемзавода мощностью 8–9 млн тонн в год, принадлежавшие «Штерн Цементу», затем приобрел цементный дивизион компании «Интеко» (шесть заводов) и два предприятия, принадлежавшие московскому строительному холдингу «СУ-155».
Двукратное увеличение мощностей позволило «Евроцементу» устранить конкуренцию между разрозненными производителями, обеспечив тем самым взрывной рост цен на цемент. Антимонопольная служба сначала обвинила компанию в необоснованном повышении цен, монополизме и предъявила претензии на 1,9 млрд рублей, но позже заключила с холдингом мировую.
Стоит заметить, что цены взвинчивал не только «Евроцем», получивший львиную долю рынка в Центральном федеральном округе, но вслед за ним и другие цемзаводы. При этом ценовая гонка никак не повлияла на динамику развития строительного рынка.
Застройщики с лихвой компенсировали затраты на закупку материалов повышением цен на объекты недвижимости как до, так и после разогрева цементного рынка. В то же время конъюнктурная волна позволила многим цементным предприятиям запустить программы модернизации мощностей. В отрасли появились десятки инвестиционных проектов по строительству новых цемзаводов. Новые производства пообещала построить и «Евроцемент груп»: до 2015 года компания намерена вложить в них 190 млрд рублей.
Впрочем, пока строительство новых заводов ведется ни шатко ни валко: лишь немногие заявленные проекты прошли точку невозврата.
Во-первых, мешали административные барьеры, изнуряющие процедуры согласований и коррупция. «Посмотрите, китайцам удалось за пять-шесть лет вдвое увеличить объемы производства цемента! А все потому, что они выстроили эффективный процесс согласования проектов и сертификации оборудования. Если одинаковое оборудование применяется на разных заводах, то достаточно пройти административные процедуры один раз. А в России мы с проектом завода мощностью несколько тонн уже не один год возимся. Причем если мы захотим построить такое же предприятие где-либо еще, то придется все начинать с начала», — негодует один из инвесторов.
Во-вторых, возникли технологические сложности, связанные с необходимостью закупки современного оборудования за рубежом. По словам собеседника «Эксперта» из крупного западного цементного концерна, в последнее время заметно выросла стоимость оборудования для цемзаводов. «Всего в мире четыре-пять западных производителей качественного оборудования и один крупный китайский. Они загружены заказами. Ведь у одного только Lafarge в планах строительство заводов в разных странах мира мощностью около 29 миллионов тонн», — говорит он.
В-третьих, многие инвесторы решили не рисковать из-за невнятных планов федерального правительства и региональных властей в области инфраструктурного и жилищного строительства. Так, пока не обрела конкретных очертаний широко разрекламированная программа «Доступное жилье».
Импорт опередил строительство
Вместо того чтобы отладить административные процедуры, развеять сомнения инвесторов, тем самым гарантировав спрос на стройматериалы в целом, правительство решило пойти самым простым путем, отменив пошлину на импортный цемент под предлогом насыщения внутреннего рынка. Если в прошлом году в страну было ввезено около 2 млн тонн при внутреннем производстве порядка 60 млн, то уже к августу этого года было импортировано около 5,5 млн тонн цемента. И это неудивительно, поскольку к началу года внутренние цены на цемент почти вдвое превышали расценки турецких и тем более китайских цемзаводов.
Даже с учетом транспортных и логистических расходов поставки цемента из-за рубежа стали доходным бизнесом. Около 50% импортного цемента доставляется из Турции: этому способствуют не только благоприятная конъюнктура на российском рынке и развитые логистические каналы, но и сокращение потребления цемента внутри данной страны, а также снижение объемов поставок в ряд стран Западной Европы, измотанных ипотечным кризисом. Россия в этом смысле представлялась туркам одним из основных рынков сбыта.
Увеличение предложения импортного цемента по времени совпало со спадом в строительной отрасли (темпы роста жилищного строительства в первом полугодии снизились в шесть раз). Провал отчасти объясняется финансовыми трудностями, возникшими при кредитовании строительных проектов. Затормозилось строительство объектов коммерческой недвижимости, складов. Не оправдались надежды на увеличение объемов федерального финансирования строительных программ. Из-за снижения спроса в начале года некоторые российские цемзаводы были вынуждены сократить объемы отгрузки.
А с приходом лета кризис продаж приобрел еще более конкретные очертания Появились и первые пострадавшие отечественные производители. Одним из них оказался холдинг «Евроцемент груп». В январе-июле предприятие произвело 9,3 млн тонн цемента — на 32% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Турецкий гамбит
Одним из крупнейших импортеров турецкого цемента в Россию стала компания «Базэлцемент» (входит в корпорацию «Базэл» Олега Дерипаски), которая громко заявила о себе в прошлом году, анонсировав планы по строительству нескольких новых цементных производств. Компания заключила соглашение с турецким концерном Turkish Cimentas о поставке в Россию в 2008 году около 1 млн тонн цемента (всего планировалось ввести около 2 млн тонн).
Казалось бы, зачем структуре, активно инвестирующей в строительство цемзаводов в России (на разных стадиях реализации несколько проектов совокупной мощностью более 7 млн тонн) и управляющей действующим цемзаводом, вдруг понадобился импорт, да еще в таких колоссальных объемах?
Можно, конечно, предположить, что маркетологи «Базэлцемента» ошибочно рассчитали возможный дефицит цемента на внутреннем рынке, а также потребность в нем собственных строительных подразделений «Базэла»: все ждали ажиотажного спроса.
В начале года генеральный директор компании Дмитрий Савенков в интервью «Коммерсанту» предполагал, что летом 2008 года цены на цемент могут катастрофически вырасти — до 10–12 тыс. рублей за тонну, однако этот и прочие подобные прогнозы не оправдались.
Впрочем, есть и другая версия. Возможно, «Базэлцемент» — как новый и весьма амбициозный игрок в цементном бизнесе — решил собственными действиями дать сигнал другим импортерам. И, придавив рынок импортом, сыграть на понижение, получив несколько стратегических преимуществ. Во-первых, сбить закупочные цены для строительных подрядчиков, контролируемых «Базэлом». Во-вторых, избежать преждевременного перегрева рынка (который мог бы случиться аккурат к запуску новых производств). В-третьих, сформировать клиентскую базу, наладить схемы поставок, приобрести опыт, необходимый для экспансии на рынок цемента. В-четвертых, ослабить позиции конкурентов. И прежде всего холдинга «Евроцемент груп».
В результате цементный колосс был вынужден сокращать цены, маржу и объемы выпуска под давлением альтернативных поставщиков с более низкими ценами из Мордовии, Молдавии, Китая, Турции и Украины. Лишь временное отступление импортеров, вызванное низким спросом на цемент в высокий сезон, позволило отечественному производителю временно восстановить утраченные позиции: в июле объемы производства заводов «Евроцемент груп» выросли на 24% по сравнению с предыдущим месяцем.
Официальные представители «Базэлцемента» утверждают, что компания приняла решение импортировать турецкий цемент исключительно с целью извлечения прибыли и налаживания поставок в Сочи, не преследуя долгосрочных стратегических целей. «С начала года мы импортировали менее 400 тысяч тонн. А первые наши суда пошли, когда на рынке уже работали несколько крупных импортеров», — заявляют в компании.
Цементные амбиции
Похвальная скромность. Тем не менее анализ инвестиционных программ, намеченных к реализации в цементной отрасли, показывает, что у «Базэлцемента» при мизерном объеме производства сегодня (компания произвела около 480 тыс. тонн цемента в 2007−м) весьма масштабные амбиции. Пока компания не претендует на роль лидера всего российского цементного рынка (хотя уже к 2009 году планирует увеличить объем производства в четыре раза, до 2 млн тонн). А вот занять доминирующие позиции как минимум на двух региональных рынках — Северо-Запада и Юга — ей вполне по силам.
В частности, в Северо-Западном федеральном округе компания Олега Дерипаски планирует построить два новых цемзавода (в Ленинградской и Новгородской областях) мощностью 3,8 млн тонн в год. Если эти планы будут реализованы, то «Базэлцемент» имеет шанс занять как минимум около 30% регионального рынка, впоследствии нарастив свою долю за счет возможного приобретения цемзаводов либо проектов их строительства, подкрепленных сырьевой базой, у более мелких производителей (см. таблицу). Вероятные продавцы: питерская группа компаний «Импульс», планирующая вложить 300 млн евро в разработку карьера и строительство цементного завода в Тосненском районе Ленобласти (объем выпуска — 1,8 млн тонн в год), а также (с наименьшей вероятностью) Группа ЛСР, реализующая проект по строительству цемзавода аналогичной мощности в Сланцах.
Наличие производственных мощностей на Северо-Западе отвечает стратегическим интересам не только «Базэлцемента», но и строительного дивизиона «Базэла». В частности, входящая в него корпорация «Главстрой» планирует до 2017 года построить в петербургском микрорайоне Юнтулово около 2,2 млн квадратных метров жилья и 600 тыс. квадратных метров коммерческой недвижимости. Прочие связанные с «Базэлом» структуры намерены принять активное участие в реализации инфраструктурных проектов (один из крупнейших — строительство Западного скоростного диаметра).
Стоит заметить, что «Базэлцемент» уже ведет себя достаточно агрессивно на Северо-Западе. Недавно компания прекратила поставки с принадлежащего ей Пикалевского глиноземного завода белитового шлама на завод «Пикалевский цемент», который входит в «Евроцемент груп» (оба производства расположены в Ленинградской области) и занимает около 65% местного рынка. Представители «Евроцемента» даже пожаловались на «Базэлцемент» в Федеральную антимонопольную службу и заявили, что прекращение поставок этого сырья приведет к полной остановке принадлежащего холдингу «Пикалевского цемента». На реконструкцию завода и перевод на другой способ производства потребуется не менее года и примерно 2,7 млрд рублей.
В сферу непосредственных интересов «Базэлцемента» входит и рынок цемента Южного федерального округа, в котором структуры г-на Дерипаски также имеют весьма амбициозные девелоперские проекты, включая планы по строительству олимпийских объектов в Сочи. Сегодня на цементном рынке этого региона сильна конкуренция, существует риск возникновения профицита. Однако в перспективе близость черноморских портов позволит новым производителям наладить экспорт цемента (сейчас оборудованием для экспорта навального цемента располагает только Новороссийский порт), застраховавшись тем самым от изменчивой конъюнктуры.
В южных регионах «Базэлцементу», который намеревается построить завод на 2 млн тонн в год (с перспективой приобретения дополнительных цементных активов у других компаний, совокупную мощность которых можно оценить примерно в 3 млн тонн в год), придется конкурировать с мощными действующими игроками («Новоросцемент» и «Серебряковцемент»), а также с Lafarge и Уральской горно-металлургической компанией (УГМК).
В планах Lafarge создание двух заводов (каждый по 2 млн тонн). Предприятия аналогичной мощности в Кабардино-Балкарии и Алании планирует запустить к 2010 году УГМК. Кроме того, завод в Карачаево-Черкесии мощностью 2,2 млн тонн хочет построить холдинг «Евроцемент» в довесок к действующему «Кавказцементу». Однако «Евроцем» заведомо находится в более сложном положении по сравнению с другими игроками, поскольку вынужден тратить средства на поддержание в рабочем состоянии изношенных цемзаводов, а также погашать долги (средства брались на формирование холдинга). Рискнем предположить, что по ним компания еще окончательно не расплатилась.
В свою очередь представители «Базэлцемента» утверждают, что компания не стремится к концентрации производства в отдельных областях. «Это не дает конкурентных преимуществ, поскольку эффективное плечо доставки цемента зачастую превышает несколько тысяч километров. Таким образом, региональный рынок открыт для внешних поставщиков», — отмечает директор по маркетингу «Базэлцемента» Денис Усольцев. Впрочем, это утверждение справедливо только в условиях устойчивого роста цен на цемент. На относительно стабильном рынке транспортировка цемента на расстояние, превышающее 500–800 километров, может оказаться экономически нецелесообразной.
Защитные меры
Как бы то ни было, периодические волны слияний и поглощений с последующей концентрацией значительных долей рынка в руках крупных компаний характерны для цементной отрасли во всем мире. И слишком многое указывает на то, что для очередной реструктуризации созрела и российская цементная промышленность. Действия новичков уже подрывают положение тех игроков, чьи рыночные позиции казались непоколебимыми. А выход на рынок цементных заводов, оснащенных современным оборудованием, задает новые ориентиры для конкуренции на технологическом уровне.
Осмелимся предположить, что передел цементного рынка ознаменуется сломом ценового тренда. Очередным «консолидаторам», обладающим доступом к административному ресурсу, не составит труда пролоббировать введение заградительных таможенных пошлин. Такой ход позволит новым игрокам ускорить возврат инвестиций, а старым — не умереть окончательно. Когда это произойдет? Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле намерена вернуться к цементному вопросу в следующем году в разгар строительного сезона."
09.09.2008
Илья Ступин, специальный корреспондент журнала «Эксперт». Эксперт