Кризис с Красэйро или необыкновенные приключения немцев в Томске. Отчего люди не летают как птицы?
"Два дня из Томска не могли вылететь пассажиры злополучной авиакомпании "KrasAir". Особый невеселый колорит этой истории придавало то, что среди застрявших в нашем городе были граждане Германии, которые вообще кажется плохо понимали где они находятся и что с ними происходит. Как разрешился в Томске этот почти международный инцидент и к каким переменам на российском авиационном рынке приведет нынешний кризис вокруг KrasAir?
«Мы заплатили деньги и наше требование - мы хотим быть в Москве,» - Людмила Москаленко летела в Москву из Барнаула. Во вторник в Богашево их посадили якобы для объединения с томским рейсом «KrasAir». Но была еще одна причина: у барнаульского самолета не было топлива долететь до Москвы. Отказались заправлять самолет и в Томске. «KrasAir» томской топливно-заправочной компании должен около 7 миллионов рублей. А возвращать не собирался. К этому времени общие долги альянса «AiRUnion» составили 800 миллионов долларов. Путин выделил альянсу 24 тысячи тонн топлива из Госрезерва для отправки текущих рейсов. Сто тридцать тонн пообещали Томску, но пока они были только на бумаге.
Роман Фроленко - представитель компании «KrasAir» в Томске: «Они могли бы заправить топливом в счет резервного, но пока такая договоренность не достигнута».
Резервное топливо на тот момент находилось в Красноярске. ТТЗК - компания частная и даже в счет путинских гарантий заправлять «KrasAir» собственным топливом не собиралась. К уговорам ТТЗК пришлось присоединится областной администрации. Самолет заправили, долг еще больше вырос.
Авиаальянс «AiRUnion» создан в 2005 году на базе «KrasAir», «Домодедовских авиалиний», «Самары», «Омскавиа» и «Сибавиатранса». В 2007 году они перевезли больше 3 миллионов пассажиров, заняв пятое место в России. Контрольные пакеты «KrasAir» и Домодедовских авиалиний, а также 46,5% «Самары» принадлежали государству, остальные акции авиакомпаний альянса принадлежали группе частных акционеров, во главе с Борисом и Александром Абрамовичами.
Что именно произошло с альянсом? Среди причин чаще называют: первое: неконтролируемый рост цен на авиационное топливо, в Томске с 20 тысяч рублей до 35 тысяч за тонну. И возможно передел рынка. Но если первое это статистика, о другом можно только предполагать.
Роман Фроленко, представитель компании «KrasAir» в Томске: «В ближайшие годы нас ждет консолидация рынка, крупные перевозчики подберут под себя мелких перевозчиков, путем банкротства или путем покупки, выживут только сильнейшие». Во вторник не смог улететь из Томска уже в Сочи и рейс «Дальавиа». Из-за тех же топливно-финансовых проблем два сочинских рейса были перенесены на несколько дней позже. Но даже тогда ситуация у нас по сравнению, например, с соседним Новосибирском, где своих рейсов ожидало 420 человек, была вполне спокойной.
Скандал разразился в четверг, когда по уже отработанному сценарию в Богашово приземлился транзитный рейс Баранул-Москва-Ганновер. А в нем иностранцы, в основном граждане Германии.
Рейс задержали на неопределенное время, пассажиры опоздали на свой трансферный рейс до Ганновера, у многих на следующий день должна была закончиться виза. Пассажир: «Я, допустим, тоже лечу в Германию. У меня будут проблемы с визой, с регистрацией. Это не нормально».
Пассажир: «Нас быстренько из Барнаула отправили в Томск, якобы на дозаправку. Никто ничего не говорит. Нас до сих пор не покормили, мы все хотим кушать».
Пассажиры связались с посольством Германии, чтобы посольство вмешалось в ситуацию. В Томском аэропорту им не давали никакой информации и сначала даже отказались покормить. «KrasAir» задолжал в том числе и аэропорту. Но к вечеру все-таки разместили на 25 свободных койках в гостинице и накормили ужином.
Евгений Янкилевич, директор Томского аэропорта: «Мы без всяких гарантий и писем со стороны «KrasAir» их размещаем в гостиницу и хоть как-то кормим, а ведь у «KrasAir» долг перед нами больше чем перед ТТЗ и мы ни разу не задерживали рейс. Больше 7 миллионов».
Сдать билеты пассажиры не могли, кассам разрешили принимать их только за счет прибыли. Но с момента кризиса (за три недели) в Томске билетов на красэйровские рейсы было продано не более десятка. То есть денег в кассах не было. Томский аэропорт пытался договорится с другими авиа-перевозчиками о бесплатной отправке. Но те отказались, предполагая, что этот долг уже никто не вернет.
В четверг из Томска в Москву летел рейс Газпромавиа, на него с утра еще были свободные места, но у многих пассажиров, на покупку нового билета просто уже не было денег. Купила второй билет только Арина Баранова. Арина к тому моменту уже опоздала на рейс до Канады, где она живет и работает.
Арина Баранова, гражданка Канады: «Все остальные рейсы я уже пропустила... Люфтганза... Мне заново придется покупать билеты, я уже купила новый билет на Москву. Я уже решил взять потому что я в отчаянии».
Оксана Козловская, первый заместитель губернатора Томской области: «Заставить сегодня ТТЗК заправлять самолеты бесплатно, а завтра сложится ситуация, когда у нас не останется ни одной заправочной компании на территории ТО, потому что она обанкротиться. УТТЗК на сегодня накопилось долгов на 60 миллионов рублей, они же поставляли керосин не только в томскую область, но и на другие регионы».
Но на следующий день областной администрации все-таки пришлось опять на ТТЗК надавить. Пассажиры узнали о немецких корнях нашего губернатора, решили написать ему письмо и лично доставить в областную администрацию. Приехали на обычном рейсовом автобусе. Проводниками по незнакомому городу вызвались быть томичи - товарищи по несчастью.
Пассажир: «Где эти надзирающие органы, куча органов, которые должны были следить за этой ситуацией, они проели миллаирады наверняка, где они эти люди?». Пассажир: «Мы надеемся, что нам помогут, чтобы нас заправили и отправили домой за границу».
Пассажир: «Говорит по немецки, я Хуерт Хикельман - адвокат, я связался сейчас с немецким консулом, он мне говорит, что даже если вы отсюда выберетесь, в Москве обстановка еще хуже».
К моменту когда немецкие пассажиры передавали письмо, 1 заместителю губернатора Оксане Козловской в Томской топливно-заправочной компании пообещали заправить этот рейс и все-таки отправить его в Москву.
Владислав Халин, пресс-секретарь губернатора Томской области: «По моей информации ваш рейс улетит через полтора часа и сейчас нужно узнать сколько вас человек, чтобы вас отправить, чтобы вы не ждали рейсовый автобус».
Многие до последнего не верили в то, что их самолет вылетит в Москву. И представителям губернатора в Белом доме пообещали: если в аэропорту вновь объявят о задержке - немцы вернутся в Белый дом. Ночевать в случае чего планировали прямо в холле администрации.
Точного времени вылета назначено не было. Самолет полетит как только все пассажиры займут свои места. Два десятка граждан Германии прошли регистрацию за считанные минуты. Остальные пассажиры московского рейса разъехались по соседним сибирским городам. Посчитали, что от туда добраться до столицы будет проще. Через два дня самолет «KrasAir» все-таки взлетел. И это был последний томский рейс данной авиакомпании."