Увлекшись отраслевым лоббизмом, власти совсем забыли о необходимости защищать простых граждан. Построивший при попустительстве Росавиации своеобразную финансовую пирамиду AirUnion длительное время копил долги
"Громкие скандалы минувшего лета и заявления представителей власти наглядно показали существенный недостаток госмашины. Выясняется, что лоббисты в органах власти есть у всех, кроме простых граждан, которых власть, по идее, призвана защищать в первую очередь.
В последнее время чиновники успели поддержать нефтяников, которые зачастую задирают цены на бензин и авиатопливо выше мирового уровня. Им обещано снижение налога на добычу полезных ископаемых. Не были обойдены вниманием металлурги – после дела «Мечела» под угрозой принудительного визита «доктора» угольщики срочно снизили им цены на кокс и перешли на долгосрочные контракты. Повезло и крупным агрохолдингам, которые Минсельхоз по старинке именует крестьянами. Им обещано снижение конкуренции за счет сокращения квот на импорт мяса и удешевление удобрений. Если запросы агробизнеса не будут удовлетворены, то производителям удобрений пригрозили в 2–3 раза поднять таможенные пошлины на экспорт их продукции за рубеж.
Вот только польза для населения от этих решений сомнительна. От поблажек нефтяникам вырастут доходы предприятий отрасли, а бензин для населения дешевле не станет – этому препятствует процветающий здесь монополизм. Удешевление угля для металлургов в конечном счете пойдет на руку самим металлургам, которые лишь незначительно снизили цены на свою продукцию, зато повысили рентабельность поставок на экспорт. Выиграют также покупающие у них трубы и прочую металлоемкую продукцию газовики, нефтяники и электроэнергетики, которые совсем не собираются снижать свои тарифы для населения.
То же можно сказать и о сельхозпроизводителях. Агрохолдинги, как и энергетики, давно мечтают об увеличении прибыльности бизнеса, достигать которую проще не за счет снижения издержек производства, а путем простого повышения цен. До сих пор этому препятствовал дешевый импорт. Теперь это препятствие частично устранят, за что заплатят простые россияне, которых пытаются утешить не всегда обоснованными заявлениями: российское мясо и продукты дороже, но зато экологичнее.
В то же время скандал с многочасовыми и многосуточными задержками рейсов авиаальянса AirUnion показал, что в госорганах никому нет дела до страданий простых пассажиров. Мало того, что чиновники вот уже две недели не могут уладить вопрос с обслуживанием в аэропортах самолетов задолжавшего почти миллиард долларов своим контрагентам альянса. Они даже не пытаются заставить проштрафившихся авиаторов хотя бы соблюдать законодательство в отношении зависших в аэропортах пассажиров. По закону их обязаны обеспечивать питьем, питанием и местами в гостиницах. Власти безучастно взирают, как альянс не соблюдает это требование законодательства.
Построивший при попустительстве Росавиации своеобразную финансовую пирамиду AirUnion длительное время копил долги и оплачивал текущие полеты за счет выручки от продажи билетов на рейсы в отдаленном будущем. Сейчас в AirUnion иногда объясняют сбои в обслуживании пассажиров задержанных рейсов отсутствием свободных мест в гостиницах, но чаще вообще молчат. Отметим, что при этом столичные гостиницы жалуются на слабую заполняемость из-за падения потока иностранных туристов.
Погрязнув в отраслевом лоббизме и не уделяя должного внимания защите интересов граждан, чиновничество продолжает дискредитировать российскую госмашину, декларируя одно, а на практике осуществляя другое. Если власти не будут оперативно разрешать такие скандальные ситуации, как в случае с AirUnion, усилий официозных СМИ может не хватить для того, чтобы поддерживать у населения ощущение, будто страна давно выбралась из бардака, подобного тому, что был в первой половине 90-х. "