Лишь через неделю после начала крупномасштабных сбоев в деятельности авиаперевозчика власти решили урегулировать ситуацию
"Вопреки закону авиапассажирам с задержанных рейсов до сих пор нередко приходится ночевать не в гостиницах, а на креслах в аэропортах. Фото Reuters
Государство не допустит банкротства пятого по величине авиаперевозчика России – авиаальянса AiRUnion, который из-за накопленных долгов уже неделю не в состоянии обслуживать собственные рейсы. Об этом во вторник заявили сразу несколько высокопоставленных чиновников. Между тем пассажиры входящих в этот альянс авиакомпаний продолжают сутками просиживать в аэропортах зачастую без предоставления полагающихся им мест в гостиницах и питания, и, как выяснилось вчера, они лишены даже права отказываться от оплаченных полетов и требовать возврата денег.
Вчера же государство предприняло первые шаги по урегулированию ситуации вокруг оказавшегося из-за долгов на грани банкротства и фактически прекратившего нормальное обслуживание пассажиров авиаальянса AiRUnion. Глава Минтранса Игорь Левитин и вице-премьер Сергей Иванов заявили, что власти не допустят банкротства AiRUnion и выделят авиакеросин из госрезервов под гарантии его возмещения впоследствии собственником авиаальянса концерном «Ростехнологии». Это заявление было сделано после того, как накануне внимание на ненормальную ситуацию обратил премьер Владимир Путин, поручивший курирующему транспорт Сергею Иванову урегулировать ситуацию.
Между тем в одном лишь аэропорту «Домодедово» с утра вторника на сутки и более, по данным аэропорта, задержаны вылеты более 10 рейсов AiRUnion. При этом пассажиры были лишены возможности отказаться от таких горе-полетов, чтобы вернуть деньги и попытаться улететь самолетами других авиакомпаний или добраться до пункта назначения иными видами транспорта.
Вчера также стало известно, что руководство Транспортной клиринговой палаты (ТКП) – дистрибьютор альянса – еще 21 августа разослало телеграммы, в которых запрещало своим агентам возвращать тысячам пассажиров AiRUnion деньги за проданные билеты независимо от того, добровольно или вынужденно человек отказался от полета. Как сообщил представитель альянса в Томске Роман Флоренко, распоряжение не возвращать деньги за сдаваемые билеты получили все агенты AiRUnion по территории России.
Фроленко уточнил, что обратившиеся за возвратом билетов пассажиры должны написать заявление на имя коммерческого директора ООО «ЭйрЮнион» Александра Королева и выслать его в Москву по факсу. При этом он не уточнил, удалось ли кому-либо из поступивших таким образом клиентов альянса вернуть деньги.
Отметим, что еще 20 августа, когда начались массовые задержки вылетов самолетов AiRUnion, в Росавиации создали оперативный штаб по урегулированию сбойных ситуаций в связи с участившимися случаями ненадлежащего выполнения авиакомпаниями своих обязательств по перевозке пассажиров в соответствии с заявленным расписанием, вменив его членам осуществлять контроль за мерами по их урегулированию. Ведомство также обязало AiRUnion своевременно размещать пассажиров отложенных рейсов в гостиницах и обеспечивать их горячим питанием, а также возвращать деньги за сдаваемые билеты, как то предусматривает законодательство.
Вчера директор пресс-центра AiRUnion Ольга Трапезникова сообщила «НГ», что по состоянию на 17.00 ситуация почти нормализовалась. Были задержаны вылеты лишь трех самолетов в «Домодедово», в остальных аэропортах задержанных рейсов уже не было. Отметим, что ранее Росавиация вынесла альянсу AiRUnion предписание и запретила продажу билетов авиакомпаний, входящих в альянс на зимний сезон, который начинается с 1 сентября.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, комментируя ситуацию с задержками рейсов AiRUnion, возмутился, что альянс отказался возвращать деньги за проданные билеты. По его мнению, это означает, что созданный Росавиацией штаб по урегулированию сбойных ситуаций не справляется со своими задачами. «Отказы в возврате денег носят массовый характер, людей принуждают просиживать в нечеловеческих условиях в аэропортах и более того – Росавиация и Минтранс не торопятся предоставить другим компаниям летать по маршрутам AiRUnion», – говорит Янин.
По его мнению, госорганы должны отвечать за то, что альянс бесконтрольно накопил задолженность по топливу и фактически построил пирамиду, отправляя пассажиров за счет будущих перелетов. «То, что это допущено в ситуации, когда собственником компании является государство, – это вина государства и тех сотрудников, которые от лица государства входили в советы директоров AiRUnion и надзорных органов, которые не уследили за тем, что компания доведена до банкротства», – считает юрист.
Аналитики расходятся в прогнозах относительно судьбы авиаальянса. «Возможно, что для покрытия текущего долга, который уже превышает миллиард долларов, «Красэйр» (крупнейший участник альянса, столкнувшийся с наибольшими проблемами. – «НГ») проведет дополнительную эмиссию акций, которую выкупят «Ростехнологии», что позволит закрепить государственный контроль над альянсом», – считает замгендиректора ИК «Вестига» Илья Фролов.
По его словам, государство заинтересовано в контроле над стратегической отраслью авиаперевозок, которая была сильно сегментирована во время приватизации, и создание альянса AirUnion позволило объединить несколько региональных компаний и создать крупного авиаперевозчика с 51-процентным госучастием.
Вместе с тем Фролов не исключает, что государство заинтересовано в вытеснении частных инвесторов из капитала авиаперевозчика и прикладывает усилия по созданию неблагоприятного имиджа компании и роста расходов в целью преднамеренного банкротства. «Несмотря на заявления Левитина и Иванова, мы считаем, что для государства банкротство – это хорошая возможность получить полный контроль в капитале альянса. Таким образом, можно ожидать скорого перехода компании под 100-процентный контроль «Ростехнологий», – полагает эксперт"