Дмитрий Язов: “НАТО подползает к границам России. Почему, имея огромную силу, позволил прийти к власти Ельцину и разрушить такую страну?»
"Сегодня мало кто из молодежи представляет, что такое ГКЧП и почему эта аббревиатура наряду со словом «коммунист» употребляется только в негативном контексте. После 18 августа 1991 года вспоминать имена и заслуги людей, по убеждению вошедших в состав Государственного комитета по чрезвычайному положению, считалось моветоном. Все они обвинялись окружением Бориса ЕЛЬЦИНА в самом позорном для советских граждан грехе - измене Родине. Многие из них попали в "предатели" просто потому, что уже тогда отчетливо понимали, с какой целью Америка вдруг задружила с СССР, а затем и с отдельными «прогрессивными русскими». Маршала ЯЗОВА - последнего маршала СССР - и Америка, и Европа считали своим заклятым врагом, олицетворяющим советскую армию. Об этом и многом другом Дмитрий Тимофеевич рассказал в гостях у "Экспресс газеты".
- Дмитрий Тимофеевич, если завтра случится война? Что случится с родиной и с нами?
- Вы ждете, что я начну критиковать Президента, Министерство обороны? Армия разрушена, это факт. Но и накануне Великой Отечественной ситуация была непростая. Война застала меня в десятом классе. Но, как последний министр обороны СССР, я знаю о ней больше других фронтовиков и теперешних историков. Сейчас такие глупости в газетах печатаются - больно и стыдно читать. Например, кто-то в здравом уме утверждает, что в Прохоровском сражении немцы потеряли четыре танка, а мы - 400. Но молодежь верит! И скоро ее убедят в том, что Гитлера победили американцы.
1944-й. Старший лейтенант, командир роты Дмитрий Язов
- А что делал десятиклассник Язов 22 июня 1941 года?
- Жил в Сибири. В родном селе по имени Язово. Я только окончил девять классов и радовался, что в десятый меня перевели без экзаменов - учился неплохо. Услышав слово «война», мы с пацанами - как и все патриоты, побежали в военкомат записываться добровольцами. Мне не исполнилось еще 17 лет, в чем я признался. Но уже 8 ноября, в день своего рождения, я снова пошел в военкомат. И сказал, что все, мол, мне уже 18. Паспортов тогда не выдавали, и меня взяли. Определили в Московское училище Верховного совета РСФСР, эвакуированное в Новосибирск. В самое тяжелое время – в дни битвы под Москвой – училище ушло на фронт. И под командованием генерала Младенцева курсанты сражались вместе с 316-й дивизией, которой в составе армии Рокоссовского командовал Иван Васильевич Панфилов. Как раз тогда, сдерживая немцев на самом главном, Волоколамском, направлении, и отличились 28 панфиловцев.
- Подвиг панфиловцев не забываем, но вы обещали рассказать о себе…
- А я и говорю о том, что для меня важно! Сейчас некоторые «писатели» ставят под сомнение даже этот подвиг. Спрашивают, а были ли на самом деле герои-панфиловцы? Так вот. Я недавно ездил в разъезд Дубосеково, где поставлен героям памятник, встречался с панфиловцами. С теми, кто видел и знает, как это было.
- И что сегодня говорят панфиловцы?
- Это был смертный бой: на горстку солдат 4-й роты во главе с политруком Клочковым шло в начале 13 танков, а всего их на них кинули почти 50! И немцы не прошли. В конце войны я служил в этой дивизии и на всю жизнь запомнил рассказы фронтовиков. Более того. Четверо из тех 28 героев тяжелоранеными были захвачены в плен. Один из них возвратился, и я с ним лично встречался в Алма-Ате.
И могло ли нам тогда прийти в голову, что пройдет чуть более 60 лет, и такой подвиг будет не просто забыт, а осмеян? И Александра Матросова писаки, твердящие «Патриотизм – это последнее убежище негодяев», представят безвольным солдатом, которого напоили и бросили на амбразуру…
СЕМЬЯ ЯЗОВЫХ: с отцом Тимофеем, мамой Марией, сестрой Верой и братиком Михаилом
Полвека идет спор о том, кто начал войну и почему нас так боится «весь цивилизованный мир». После XX съезда обвиняли Сталина в том, что он не подготовил страну к обороне. А теперь стали говорить обратное. Якобы Сталин готовил удар по Германии, и Гитлер, чтобы сорвать наступление русских, вынужден был нанести контрудар. Такая чепуха! Но люди верят.
Не зная, что к 1941 году Германия покорила всю Европу, кроме Англии. Против нас перешли в наступление румынская армия, итальянская, финская, венгерская, болгары, наши братушки, словаки, даже норвежцы. А про испанскую «Голубую дивизию» слышали? На 22 июня 1941 года немцы имели в строю 8 миллионов 500 тысяч, мы - 4 миллиона 826 тысяч, меньше практически в два раза.
Так кто готовился к нападению? Вот только численность тех, кого мы захватили в плен за время войны. Немцев – четыре с половиной миллиона. Японцев – 639 тысяч, венгров – 513 тысяч. Румынов – 187 тысяч. Австрийцев – 156 тысяч. Чехов – 69 тысяч. Поляков – 60 тысяч, итальянцев – 48 тысяч, французов – 23 тысячи. Югославов – 21 тысяча, молдован – 14 тысяч, китайцев – 12 тысяч, корейцев – 7 тысяч, евреев – 10 тысяч.
- А евреев и молдаван как считали? У них же не было самостоятельных государств? Или просто – по пятой графе?
- Да, в данном случае не по странам. А вот монголы, корейцы, китайцы, японцы – в плену оказались в результате Манчьжурской операции. Еще голландцев - четыре тысячи, я сказал? Монголов – три тысячи, финнов - 2477 человек, бельгийцев – две тысячи, люксембургцев – 652 человека, датчан – 457, испанцев – 452, цыган – 383, норвежцев – 101, шведов – 72.
Против нас воевала вся Европа. А в Европе население в это время было 370 миллионов человек, и все они работали на немецкую военную машину. Да, чтобы остановить маховик фашизма, мы призвали 29 миллионов. И выпустили 96 тысяч танков, 108 тысяч самолетов.
О чем это говорит? Для наших противников - о том, что мы одолели Европу, завалив ее трупами наших людей. А для фронтовиков – о другом. Государство тогда способно было мобилизовать народ на борьбу с фашизмом и всю войну кормить армию, которая в каждый текущий момент насчитывала почти три десятка миллионов людей. Большинство из которых предпочитали смерть рабству. Недавно из Воронежа по телевидению показали передачу. Один из пленных немцев женился на нашей женщине и остался в России. Так он сам говорил: «Мне обещали землю, рабов…» И сетовал, что оказался в плену, ни земли не получил, ни рабов… Но научился пить денатурат…
Зачем Гитлер развязывал войну против Советского Союза? Захватить территорию до Урала, уничтожить до 60 миллионов человек славянского населения и на этих землях разместить немцев. Славян оставить столько, сколько нужно, чтобы они работали на тех переселенцев из Германии, которые будут выращивать урожай и так далее.
- Неужели вы думаете, что если сейчас на нас нападут, народ не встанет, и мы не отобьемся?
- Может быть, народ и встанет. Но чем бы умыть врага? Одно дело, когда ресурсы были в руках государства. И другое, когда экономика отдана в руки тех, кто расхищает богатство страны. Богом данное всему народу – нефть – продается без переработки. А летчики в тренировочные полеты летать не могут. Так если нефть и газ находятся в руках частных компаний, хотят приватизировать сейчас электроэнергию, железные дороги, разве будет такой строй в состоянии победить объединенные силы блока? Конечно, нет. Вы можете сказать: блок НАТО не собирается на нас нападать. А зачем им тогда втягивать дополнительные государства: Польшу, Венгрию, Чехию приняли и идут, подползают все ближе и ближе к границам России.
Сейчас американцы добиваются, чтобы у нас не было ракет, и в то же время создают свою противоракетную оборону. Для какой цели? Чтобы на Соединенные Штаты ни один боеприпас не упал. А вот когда не будет у нас ракетно-ядерного оружия, тогда нас можно взять голыми руками. Вы верите или нет, что Соединенные Штаты Америки создают противоракетную оборону, боясь того, что Северная Корея по ним нанесет ракетный удар?
Американцы блефуют. Вдалбливая в сознание населения земного шара, что защищают себя от какой-то мифической угрозы. И в то же время заявляют: «Мы сегодня – хозяева мира». Еще в 1995 году Клинтон, выступая перед начальниками натовских штабов, сказал: «Трумэн планировал Россию победить атомным оружием. Но в этом случае от России бы не осталось ничего. А мы без атомного оружия победили Россию. Она больше не является государством, которое создавало бы нам угрозу. Россия стала сырьевым придатком Америки и других государств, входящих в блок НАТО».
- Выходит, у НАТО действительно нет нужды на нас нападать. Но ведь мы своими руками вооружаем Восток, у которого страшная нехватка и территорий, и ресурсов…
- Пока у нас есть ядерное оружие, на нас не нападут. Ни с Востока, ни с Запада. Потому что получат неприемлемый для себя удар. Но если НАТО добьется, что мы утратим ядерную мощь, тогда можно сушить портянки и сдаваться на милость победителя. Но я надеюсь, подобное не произойдет. При всем нашем разворованном «наследстве».
Самое святое – твоя женщина Д. Т. Язов с женой Эммой Евгеньевной
- Вы прожили непростую жизнь… Скажите, когда вам было по-настоящему страшно?
- Юлия Друнина писала: «Ходила раз в рукопашную и сотни раз потом видела это во сне: кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». На войне всегда страшно. Это только Паша Грачев мог сказать: «Умирали в Чечне солдаты с улыбкой на устах». Какая дурость, глупость, маразм. На любой войне всегда страшно. А еще страшнее знать, что, пока ты ешь свой паек, твои дети, братья и сестры – голодные, и мать не в состоянии их покормить…
В первой же атаке я был ранен. 31августа на Волховском фронте, близ Мги. Возвратился в строй в ноябре. А в январе 1942-го снова ранение. И каждый раз страшно, когда тебя так поливают свинцом. Но страх – не самое страшное в жизни. Страшнее, когда случается такое великое горе, что трудно пережить. Вот жили мы на Черной речке, под Ленинградом. Вот тебе и место. Доченьке моей было два с половиной года. Упала в кипяток. Соседка стирала, она бежала и – в таз. Обварилась насмерть. Такое было горе безутешное, казалось, страшнее не бывает. А потом, когда я служил командиром корпуса в Крыму, супруга моя заболела. И в год умерла. Рак молочной железы… Вроде и страха никакого нет, а горе… (Вздыхает и ненадолго умолкает.) Умерла подруга, жена, мать… Это же самое святое – твоя женщина. Так что у каждого свой страх. Один боится зайти к начальству – страшно, другой - нахальный, может левой ногой дверь открыть и зайти. Но окажется трусом, когда дело дойдет до драки.
с АЛЛОЙ ПУГАЧЁВОЙ (Чехословакия, 1980 г.)
- А как вы вторую жену свою встретили? Про вашу любовь легенды рассказывают… Говорят, познакомились в поезде, а потом вы ей позвонили, и она тут же приехала к вам навсегда…
- Красиво рассказывают! Да, в общем похоже. Только познакомились мы в Алма-Ате, у меня там сестра жила. Приехал я к ней и познакомился с Эммой Евгеньевной. Она была разведена. По какой причине, я не спрашивал. Потом я ей позвонил и пригласил в Хабаровск. Я тогда был первым заместителем командующего войсками Дальневосточного округа. Жил один в 5-комнатной служебной квартире. Она приехала с дочкой. И осталась. А через год мы все там оставили и оказались в Чехословакии. За шесть лет трижды переезжали из одного неспокойного конца континента в другой. А всего за жизнь я переехал 28 раз.
- А детей у вас сколько?
- Детей у меня двое оставалось. Сын умер в 1994 году, капитан второго ранга. Он был штурманом атомной подводной лодки. Может, облучился, а может, алкоголизм подвел. Они ведь шесть месяцев ходят, а потом три месяца деньги спускают. А он холостяк был… Сейчас одна дочка. В Москве живет. Врач. И у Эммы Евгеньевны тоже дочка и сын. Сын в Алма-Ату вернулся, а дочка здесь, с нами, в Москве.
- А еще, говорят, вы большой поклонник театра… И стихи слагаете. Прочтете?
- Пока в маршалах не оказался, все оперетты и оперы прослушал, все балеты пересмотрел. А стихи я еще где-то в 5-6-м классе начал писать. Ну, для себя, такие примитивные. И выше этого уровня не поднялся. Последнее, что я помню, звучало как-то так:
Гвоздики в камеру принес… Необъяснимое виденье! Это откуда? - Сам Христос меня поздравил с днем рожденья… Ну и так далее.
- А кто «гвоздики в камеру принес»?
- Эмма Евгеньевна пришла 8 ноября 1991 года. Попросила разрешения у начальника тюрьмы и вручила мне гвоздики. Потом я ей писем сорок написал в стихах.
- Вот это да… Так это вы ее с Христом отождествили? Или написали, еще не зная, откуда цветы?
- Но это ж иносказательное. Хотя… Если знать, какую миссию она выполнила, можно сравнить с Христом. Она пришла на костылях. В мае 1991-го мы попали в аварию. У нее три перелома правой ноги. И рука оторвана левая была. Когда меня арестовали, она еще была в гипсе.
с президентом США ДЖОРДЖЕМ БУШЕМ-старшим
- Как же вас так угораздило?
- Это случилось в охотохозяйстве Завидово. Потом его Ельцин приватизировал, назвав «Русь». А прежде оно подчинялось Министерству обороны. Я ни одного животного там не убил, ни одной утки. Там утки с подрезанными крылышками зимуют. Но иногда заезжал посмотреть, как там дела: мы же объект оплачивали. И вот в мае мне позвонил начальник и сообщил: мол, за зиму утки нанесли столько яиц, что вывели 11 тысяч утят! И один утенок, говорит, совершенно белый. Вот я и взял жену поглядеть. В воскресенье, 19 мая. Ну, походили, посмотрели. Я несколько форелей поймал в пруду. И поехали домой. Шел дождь. Скользкая дорога. При выезде на Ленинградское шоссе «мигалка», которая впереди шла, оторвалась, а шел молоковоз. Его водитель, думаю, не видел, что «мигалка» прошла. А мой, видимо, был уверен, что тот должен остановиться. И скорость не сбросил. А молоковоз как врезал нам в зад. И мы на скорости под 100 километров поперек дороги пошли. А там глубокий кювет. Передние колеса проскочили, а задние осели. Да так, что бронированный корпус согнулся. Я, как-то так получилось, оказался на полу. Но стукнулся головой – и все. А Эмма Евгеньевна…
Нас вторая машина сопровождала. Связная с «чемоданчиком». Эмму Евгеньевну в нее пересадили и прямо в Красногорск привезли в госпиталь. Из Ленинграда приехал начальник кафедры травматологии. Четыре дня ей делали операцию. Всю на шурупы поставили. Слава Богу, все кости срослись. И вот она, только гипс сняли, на костылях, одна рука еще не действовала, а пришла. С горем пополам на пятый этаж поднялась со слезами. И принесла букет этих гвоздик…
Обозреватель "Экспресс газеты" Елена Кременцова беседует с маршалом Язовым
- Скажите, пожалуйста, а маршалу СССР за что-нибудь в своей жизни стыдно?
- За многое стыдно. Конечно, а как без этого? Если есть совесть, каждому за что-нибудь стыдно.
- Но более всего что гложет?
- Что мне нечего ответить старикам, особенно фронтовикам, когда они меня спрашивают: «Почему, имея огромную силу, позволил прийти к власти Ельцину и разрушить такую страну?» Я кланяюсь всем, кто ее отстоял.
- А анекдот на прощание расскажете?
- Это легко!
Анекдот от маршала Язова
Стоит солдат на посту. Подходит к нему генерал. И спрашивает грозно: - Ты что тут делаешь? - Воздухом дышу, товарищ генерал! - Как же ты можешь воздухом дышать, когда генерал рядом стоит?!
ДОСЬЕ
* ЯЗОВ Дмитрий Тимофеевич.
Родился 8 ноября 1923 года в Оконешниковском районе Омской области. В Советской Армии с 1941 года. Во время Великой Отечественной войны был командиром взвода, затем заместителем командира роты на Волховском и Ленинградском фронтах. Окончил две академии - Военную академию имени М.В. Фрунзе и академию Генерального штаба. Во время карибского кризиса был командирован на Кубу. С 1974 по 1976 гг. - начальник Главного управления кадров Минобороны СССР.
* С 1976 по 1979 гг. - первый заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа. С 1979 по 1980 гг. - командующий Центральной группой войск. * С 1980 по 1984 гг. - командовал войсками Среднеазиатского военного округа. * С 1987 по 1991 гг. - министр обороны СССР, Маршал Советского Союза. * 18 августа 1991 года вошел в состав ГКЧП, был арестован по обвинению в измене Родине. Через год по решению руководителя следственной группы уголовное дело по данному "